Содержание
Горячий батик
Горячий батик, техника выполнения которого считается наиболее сложной и кропотливой, позволяет создать красивые узоры на ткани. Благодаря воску создаётся необычный эффект, похожий на «кракелюр» или «кракле». Освоив технику, можно расписывать ткань, добиваясь интересных сочетаний прокрашенных и непрокрашенных мест на полотне, варьируя яркие и пастельные оттенки.
Раньше для росписи в технике горячего батика использовали чантинг — специальный инструмент для работы с расплавленным воском. Сейчас же появилась куча альтернативных способов нанесения парафина: например, специальные штампы.
Техника горячего батика
Для начала нужно подготовить материал и все необходимые инструменты для горячего батика. Первый шаг в выполнении работы заключается в вымачивании ткани. Это необходимо, чтобы вымыть из неё все химические растворы, добавляемые производителями при изготовлении материи. Для этого берётся обычная столовая сода и растворяется в чистой проточной воде. Ткань отмачивается в приготовленной жидкости около получаса.
Далее материя крепится на подрамнике. Для этого, как уже упоминалось выше, нужны кнопки, скрепки или булавки. Лучше запастись канцелярскими кнопками, так как они хорошо держаться и их легко снимать. Скрепки подходят для тех работ, которые остаются на этом же подрамнике. То есть их снять гораздо труднее, к тому же ткань сильно деформируется. Но если вы не планируете оформлять работу в другую рамку, то отдайте предпочтение степлеру.
Первый слой цвета можно наносить ещё до рисования эскиза
Важно, чтобы материя пропитывалась красителем последовательно, от светлого к тёмному
Далее рисуется эскиз. Можно использовать ручку или простой карандаш, в зависимости от тонов работы, от того, какая гамма преобладает. Если цветовая гамма тёплая или пастельная, то ручкой ни в коем случае пользоваться не стоит. Продавливать материал карандашом тоже не нужно, следует рисовать очень аккуратно, чтобы не деформировать поверхность. Если используется очень светлая или полупрозрачная ткань основа, можно подложить под неё лист с иллюстрацией маркером или фломастером, чтобы её было видно через полотно на подрамнике.
Переходим к самому интересному — нанесению воскового резерва и раскрашиванию полотна. Им пропитывают все части, кроме самых светлых. Засохший парафин снимается при помощи утюга и бумаги. Для экономии можно воспользоваться старыми газетами или вырезками, которые не жалко выкинуть. Делается это таким образом: после высыхания красящих средств утюгом проглаживают материал, чтобы весь застывший резерв оказался на бумаге или газете. После краску закрепляют и повторяют процедуру перенесения воска на бумагу вновь, если раствор все ещё остался на ткани.
Изучаем технику холодного батика для начинающих: мастер-класс по росписи ткани
Сделать картину в технике холодного батика достаточно просто, все необходимые материалы можно приобрести в специализированных точках продаж по приемлемой цене. Итак, давайте начнем создавать свой неповторимый шедевр.
Залог успешной работы, как известно, это хорошо организованное рабочее место и правильный подбор материалов.
Для нашего мастер-класса нам понадобятся следующие материалы:
- Ткань. В идеале для батика используется натуральный шелк, но для начинающих это слишком дорого, поэтому воспользуемся хлопчатобумажной тканью. Перед началом работы нужно простирать ткань с хозяйственным мылом, чтобы смыть специальное покрытие, иначе оно будет мешать впитыванию краски.
- Подрамник или обычные пяльцы (в этом мастер-классе мы будем использовать пяльцы)
- Шаблон необходимого размера. Если вы новичок в этой технике, выберите простой рисунок с небольшим количеством мелких деталей. Шаблон можно нарисовать вручную или найти готовый в интернете.
- Краска для батика. Для начинающих лучше выбрать не дорогую, но при выборе имейте в виду, что краски бывают универсальные, которые подходят для различных тканей, а бывают только для шелка. Так что если вы рисуете на хлопке, то и краску выбирайте соответствующую.
- Резервирующий состав. Он необходим для того, чтобы краски не перемешивались и не растекались за пределы контуров рисунка.
- Стеклянная трубочка для нанесения резерва, также можно воспользоваться аппликатором.
- Кисти.
Когда все необходимые материалы и инструменты готовы, можно приступать к работе.
Закрепляем простиранную и еще влажную ткань на пяльцах, даем просохнуть.
Переносим рисунок на ткань. Для этого закрепляем шаблон с обратной стороны ткани бумажным скотчем или булавками и обводим контуры шаблона мягким карандашом.
Теперь по контурам рисунка наносим резервирующий состав. Его надо наносить очень аккуратно, без разрывов, иначе краски растекутся. Резерв должен полностью пропитать ткань. Ждем полного высыхания.
Начинаем закрашивать наш эскиз. Лучше начинать с фона, постепенно переходя к отдельным элементам. Краски берем понемногу, так они достаточно концентрированные. Для получения разных оттенков краски можно смешивать или разбавлять водой. По завершении работы даем рисунку полностью высохнуть.
В заключении можно обработать некоторые акценты специальным декоративным контуром, затем нужно отрезать излишки ткани, оставив небольшой припуск и приклеить его к внутреннему кольцу пяльцев. Таким образом, получится своеобразная рамка для вашего рисунка.
Теперь вы знаете, что для того чтобы сделать картину в технике холодного батика не надо хорошо уметь рисовать, множество вариантов картин для начинающих батичистов можно найти в интернете или воспользоваться рисунками из детских раскрасок. С такой работой справится даже школьник, а если делать ее всей семьей кому-нибудь в подарок, то заряд позитива на долгое время вам обеспечен.
Начинающим батичистам можно порекомендовать еще одну достаточно простую технику батика – это узелковый батик. Эта техника заключается в предварительном завязывании на ткани узлов с помощью нитей, жгутов, шнуров. Можно использовать любые подручные средства, насколько у вас хватит фантазии. В результате крашения получаются разные и необычные узоры, оригинальные цветовые переходы за счет того, что в завязанные места краситель попадает неравномерно. В технике узелкового батика получаются очень красивые платки, шарфы, майки.
Как изготовить батик
Для росписи по ткани необходимо приобрести ряд инструментов. Ниже представлен список для начинающих:
Подрамник. Подрамник – устройство, на котором крепят расписываемую ткань. Профессиональные изделия регулируются по размеру. Некоторые мастера используют обычные пяльцы. Сделать подрамник можно и самостоятельно, сколотив 4 деревянные дощечки в виде рамки.
Кисти. Раньше для батика использовали перья птиц. Сейчас применяют специальные кисти
Важно, чтобы они были качественными, с ровно постриженным ворсом, без выпадающих волосков. Один раз потратившись на качественные кисти, ими можно работать несколько лет.
Бумага
Перед тем, как сделать эскиз на материале, его рисуют на тонкой бумаге. Ее размер должен быть равен размеру узоров.
Краски. Для толстых материалов подходят акриловые красители. Для тонких полотен выбирают красители на водной основе. Их преимущество заключается в том, что, добавляя разное количество воды, можно добиваться оттенков разной интенсивности.
Стеклянная трубка. Это трубка с утолщением по центру и тонким носиком. В нее набирают холодный резерв. Через носик резервирующий состав вытекает на ткань. Чем тоньше носик, тем более тонким получается контур.
Чантинг. Это устройство для восковых резервирующих средств. Оно имеет деревянную ручку, на которую крепится металлический резервуар для заливки расплавленного воска с острым наконечником.
Восковой резерв. Это средство, которым делают контуры в горячем батике. Воск расплавляют и используют по назначению. Иногда его смешивают с парафином.
Холодные контуры. Применяются в холодном батике. Состоят из воды, бензина, резиновых масс или смол. Бывают прозрачными и цветными.
Кнопки. Ими фиксируют материал на подрамнике.
Нити, веревки, трафареты. Нужны для узелкового батика.
Письменные принадлежности. Для нанесения рисунков.
Электрический растапливатель воска. В нем воск всегда остается жидким.
Фантомный маркер. Используется для нанесения эскиза на материю, исчезает после раскраски.
Когти. Удерживают основу в рамке. В отличие от кнопок, не оставляет отверстий в ткани.
Аэрограф. Устройство для равномерного распыления красителей.
Пошаговая инструкция холодного батика для новичков
Обычно новички выбирают холодный батик. Он прост в исполнении и не требует много материалов. Нужно лишь следовать инструкции:
- Полотно крепят на подрамнике, равномерно натягивая. На нем рисуют эскиз карандашом или ручкой.
- Резерв набирают в специальную трубку. Его наносят четко по контуру, не оставляя разрывов и свободных участков. По окончании трубку промывают.
- Детали раскрашивают красками. Чтобы менять интенсивность оттенков, их разводят водой. Начинают со светлых тонов, плавно передвигаясь к темным.
- На окрашенные узоры насыпают небольшое количество соли. Когда роспись высохнет, песчинки стряхивают. Полотно оставляют на сутки.
- Материю полощут в мыльном растворе, а затем в воде с небольшим количеством уксуса. Когда ткань высохнет, ее гладят через газету.
Разновидности и техники батика
Батик – это общее название нескольких техник нанесения узоров на ткань. Виды этого искусства были изобретены различными народами в разное время.
Горячий батик
Горячий батик – техника рисования по ткани, которая максимально приближена к способу, используемому индонезийскими мастерами. Древняя технология предполагает использование в качестве резервирующего состава горячий растопленный воск.
Воск, нанесенный чантингом на контуры рисунка, быстро застывает, не давая краскам проникнуть за его границы. Красители наносят на ткань в несколько слоев. После того, как рисунок высохнет, восковой состав удаляют с материала. Для этого используют бензин или проглаживают полотно утюгом через газету.
Данный метод используют для рисования на хлопчатобумажной материи. Применим он также для льняной и джинсовой ткани.
К просмотру видео:
Холодный батик
Холодный батик – более современный способ ручного разукрашивания ткани. В данном случае используются холодные резервирующие составы.
Резерв для холодного батика может быть густым и жидким. Густые субстанции сделаны на основе резины, а жидкие – на основе воска. Существуют не только бесцветные, но и пигментированные смеси, позволяющие создавать цветной контур.
Холодные составы наливают ровной линией на границы деталей специальной трубочкой. Внутри узоры раскрашивают несколькими слоями красителей. Получаются рисунки с максимально четкими контурами.
Метод подходит для шелка и других тонких материалов. После завершения росписи изделие оставляют на сутки, а затем стирают в мыльной воде вручную.
Смотрите видеоряд:
Свободная роспись
Свободная роспись не предполагает использования резервирующего состава. В этом случае краски наносят на полотно в один слой. Обычно техника применяется для украшения тканей растительным принтом.
При свободном батике границы узоров получаются размытыми, а сам рисунок – полупрозрачным. Такая методика хорошо смотрится на шелке, полупрозрачных синтетических материалах.
Мастер-класс по видео:
Узелковый батик (бандан)
Для работы в технике узелкового батика необязательно иметь навыки художника. Ткань или готовое изделие завязывают в несколько узелков с помощью нити.
Каждый узелок окунают или пропитывают красителями разного цвета. После высыхания узелки развязывают, получается материя с яркими цветными разводами. Если правильно подобрать оттенки, то получится красивый эффект деграде – плавный переход оттенков из одного в другой.
Метод батика использовался африканскими племенами. В моду его ввела субкультура хиппи. Узелковый способ применим для любых мягких материалов.
Смотрите метод:
Набивной батик
Набивной батик предполагает использование штампов из картона, дерева, пластика и т. д. Штамп окунается в краску и прижимается к ткани. Некоторые детали можно дорисовать вручную.
Смотрите, как исполняют технику:
Техника сибори
Еще один метод батика, не требующий от мастера навыка рисования. При его использовании материя покрывается цветными разводами разной интенсивности. Подходит для мягких тканей.
Чтобы выполнить батик сибори, материал мнут, скручивают и завязывают. К некоторым местам можно привязать пуговицы, фигурки, травы, которые оставят отпечаток. Затем погружают в красящий состав. Разворачивают полотно только после полного высыхания.
Технология
Существует несколько видов батика — горячий, холодный, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани. В российской традиции к батику также относят окрашивание связанной и скрученной ткани () (например, узелковый способ).
Горячий батик
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Холодный батик
Холодный батик, также называемый европейским, в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. Холодный батик относится к европейской модификации классических техник. В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используются резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлинённым носиком. Как правило, холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся «в один слой» (в отличие от многослойного горячего батика). Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания станковых живописных либо декоративных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью.
Свободная роспись
Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и хлопка производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
Свободная роспись с применением солевого раствора
Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.
Техника сибори
«Сибори» — так называемый складной батик. Строго говоря, сибори, как и все разновидности , к батику не относится. Это другой вариант . Результат в нём достигается путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.
Техника «бандан»
Техника узелкового батика («бандан») — индийский вариант «тай-дай». Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».
Двухцветная окраска футболки
В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода.
Виды
Техника росписи ткани делится на несколько видов в зависимости от того, какие материалы используются, и какие этапы необходимо преодолеть, чтобы получить поверхность с эффектным рисунком. Особенность того или иного вида состоит в том, что один вариант идеален для синтетических волокон, второй – для декорирования шелка и т.д. Более детально ознакомиться с их отличиями вы можете ниже:
- Горячий батик. В качестве резерва применяется воск. Для его нанесения используется специальный инструмент, называемый чантингом. Воск помогает ограничить распространение красящего вещества, т.к. не поглощает его. Такой вид росписи называется горячим вследствие того, что используемый в нем воск обязательно расплавляют. Нанесение краски осуществляется в несколько слоев, по окончании работы воск тщательно удаляют. Такой способ применяется для росписи хлопчатобумажной ткани.
- Холодный вид. Идеально подходит для декорирования искусственных материалов, шелка. В технике применяют краски, изготовленные на базе анилина. Резерв бывает густым, если в его составе имеются резиновые составляющие и негустым, когда в качестве основы выступает бензин. Резиновые наносятся из тюбиков, а бензиновые с помощью стеклянных трубочек. Кроме того, могут использоваться как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный вид подразумевает однослойное нанесение краски, в связи с чем, работа требует от исполнителя большей аккуратности по сравнению с горячей технологией.
- Свободная роспись. Широко применяется на материалах из натурального шелка и синтетических волокон. Для нее мастера часто применяют масляные краски и анилиновые красители.
- Складной батик «сибори». Особенность этого вида состоит в том, что мастер выполняет перевязывание материи определенные образом, и только после этого окрашивает ее.
- Узелковый вид. В этом случае на окрашиваемой ткани сначала делают множество небольших узелочков, перевязывая каждый из них ниткой. После окрашивания поверхности их аккуратно убирают.
Традиции Китая и Японии
В мире все взаимосвязано. Искусства проходили сложные пути по разным странам, от народа к народу, вбирая в себя что-то новое, уникальное и передавая приобретения все дальше и дальше. Такое произошло и с техникой батика, история возникновения и развития которой говорит о том, что она прошла сложный, удивительный путь. Он постепенно оказался востребованным творчеством, а затем и тончайшим искусством Китая и Японии. Китай подарил батику натуральный шелк. С этого момента окрашивание тканей приобрело невероятную легкость красок, вернее, даже тонов и полутонов, настолько тонкая работа оказалась подвластна мастерам стран Востока. О красоте кимоно японок ходили легенды, но мало кто задумывался о том, как получается такая прекрасная ткань.
Японцы привнесли в искусство окрашивания тканей, шелка в частности, особенную технику так называемого обратного батика, когда ткань окрашивалась, а затем выбеливалась на нужных участках при помощи щелочи. Но искусство горячего батика, защищавшего участки ткани во время процесса крашения при помощи воска, позволило мастерам Японии и Китая сделать эту технику верхом совершенства искусства росписи на ткани. Восточные мотивы, яркие, насыщенные цвета или же легкие полуоттенки красок восхищали всех, кто мог их видеть.
Техника выполнения
Роспись по ткани, как правило, проводится в несколько этапов, причем значительная часть из них является подготовительной. Первым делом происходит разработка эскизов. Многочисленные работы представлены в интернете, поэтому с выбором рисунков обычно не возникает никаких проблем. Некоторые простые узоры эскиза не требуют, вообще, к примеру, если речь идет о «горохе» или простых геометрических фигурах. В это же время продумывается и цветовая гамма.
Так как однослойный горячий батик подразумевает плавное «перетекание» цветов, необходимо подбирать их так, чтобы они гармонично сочетались.
При создании многослойного батика цвета подбираются таким образом, чтобы их наложение один на другой не выглядело некрасиво. В идеале перед началом работы выбранные цвета тестируются на отдельном тканевом фрагменте.
Само полотно перед покраской проходит процедуру обезжиривания. Достаточно будет просто постирать ткань, что также предотвратит возможную усадку. Есть еще более сложный способ, подразумевающий вымачивание полотна в содовом растворе. Применяется именно сода, так как она способна вымыть все химические растворы, которые производитель мог добавить на этапе производства. Раствор готовится из обычной соды и чистой воды, а ткань в нем отмачивается около 30 минут.
Готовый материал закрепляется на подрамнике, а иногда и смачивается. Стол, на котором будет происходить окрашивание, лучше дополнительно защитить, например, затянув прозрачной пленкой. Рамка устанавливается горизонтально, причем необходимость применения козел определяется в зависимости от ее размера.
На ткани прорисовывается эскиз при помощи специального устраняемого карандаша или маркера
Важно делать это аккуратно, чтобы не продавливать поверхность. В том случае, когда планируется работа в теплых и светлых оттенках, ни в коем случае не следует использовать ручку для прорисовки
Суть использования резервирующего вещества заключается в том, что оно защищает естественный оттенок полотна от попадания краски. Сначала используются светлые цвета, а затем уже боле темные. Воск фиксирует цвет на окрашенных участках, а последующий распределяется уже по свободным местам.
Воск можно наносить разными инструментами в зависимости от формирующегося узора. Сухая ткань обрабатывается кистью, валиком из поролона или штампом.
Профессионалы же просто выливают воск на ткань из удобной емкости, формируя линии, пятна, капли и иные абстрактные узоры. Перед работой воск прогревается на водяной бане или электрической плите, так как он далее должен полностью пропитать тканевый кусок.
Качества прогрева можно определить по внешнему виду воска. Если материал хорошо прогрет, то воск пройдет насквозь, а полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным, если посмотреть на просвет. Когда воск остается белым на поверхности, значит, он недостаточно разогрет. Непосредственное окрашивание осуществляется с использованием кисти из поролона, обычной кисти или ватки. Работа обязательно качественно просушивается.
Некоторые специалисты предпочитают на последнем этапе использовать эффект кракле, который создается при помощи наиболее темного оттенка. В этом случае все полотно покрывается воском, а затем деформируется созданием заломов. Получившиеся трещины окрашиваются смесью мыльного раствора и красителя. В результате на работе образуются эффектные трещинки «под старину».
Удалить резерв особых сложностей не представляет. Хорошенько просушенное произведение снимается с подрамника, после чего полотно активно разминается. В результате воск разламывается и в виде крошек спадает с рисунка. Чтобы убрать остатки резервирующего вещества, потребуются бумага и утюг. Выстелив ткань, к примеру, обычными газетами и бумажными полотенцами, ее необходимо прогладить горячим утюгом. Процедуру придется повторять какое-то время, заменяя бумагу, пока весь воск не выйдет.
Подробнее о технике горячего батика вы узнаете, посмотрев следующее видео.
Материалы и иснтрументы
У мастеров батика достаточно обширный инструментарий. Не обязательно покупать все сразу.
Ткань
Ткани используются самые разные, но предпочтительнее будут натуральные. Новичкам в этом деле лучше брать искусственные, хотя мастера батика резко против. По-моему, так лучше пробовать на искусственном крепе, шифоне, шелке или крепдешине. Обязательно постирайте его перед тем, как натянете на раму, в противном случае, краска будет плохо проникать в волокна.
Не страшно, если вы перепортите несколько дешевых тряпочек. Когда вы научитесь рисовать на ткани, смело берите натуральный материал – шелк, шифон, батист или маркизет: видеть как разливается по нему краска – одно удовольствие.
Для горячего или узелкового батика обычно берут бязь или ситец.
Раздвижные рамы и подрамники
Без них роспись не получится, так как ткань в процессе работы должна быть туго натянута. Некоторые умельцы используют пяльцы, но натяжение на них желает оставлять лучшего, а потом, размер и форма пялец значительно сужает ваши возможности.
Раздвижная рама для росписи по ткани продается в специализированном магазине для творчества. Она бывает разных размеров и позволяет по желанию устанавливать высоту и ширину полотна, варьировать его форму (сделать прямоугольную или квадратную). Раньше такую раму было сложно найти.
Подрамник очень похож на раму, но одна сторона плоскости рамы скошена, чтобы при натяжении ткань не касалась рамы, а краска не затекала под нее. Стоят подрамники достаточно дорого, к тому же надо их много – для каждого размера свой.
Кисти
Пожалуй, самый основной рабочий инструмент. Здесь не стоит экономить. Конечно, дома можно найти какие-то кисточки, но скорее всего это бюджетный вариант, который вам не подойдет.
Когда вы наносите краску на ткань, вам не должны мешаться ни неправильная форма кисти, ни лезущие из нее волосины. Специальные кисти для росписи по ткани очень недешевы, но все-таки имеют приемлемую цену. Для техники горячего батика подходят только кисти из щетины, остальные просто расплавятся.
Основные инструменты – ткань, раму и кисти мы приобрели. Что еще потребуется?
Краски
Краски используются водорастворимые и акриловые. Водорастворимые краски для батика больше подходят для нежных и тонких тканей. Акриловые же краски больше похожи на гуашь и относятся к категории покрывных красок, т. е. созданы для покрытия поверхности.
Также краски можно разделить на закрепляемые при помощи утюга и те, которые необходимо запаривать.
Стеклянная трубочка
Трубочка нужна для более качественного нанесения резервирующего состава на ткань.
Приобретая такую трубку, обратите внимание на ее диаметр: чем он меньше, тем тоньше будет линия перехода от одного цветового пласта к другому
Контуры
Обычно контуры применяются для холодного батика. Приобретаются там же, где и краски. Большой выбор цветов и различных эффектов – блестки, перламутр, объем.
Много контуров сразу брать не стоит, пока вы дожидаетесь вдохновения, они могут просто засохнуть. Помимо контуров и резервов в тюбиках в художественных магазинах можно приобрести резервирующий состав в баночках.
Чантинг
Это специальный инструмент для нанесения жидкого воска на ткань.
В принципе, его можно и не покупать, а использовать тонкую кисточку из щетины или резервы для холодного батика.
Кнопки
Кнопки нам потребуются для натягивания ткани на раму. Это могут быть обычные канцелярские гвоздики-кнопки с тонким кончиком (чтобы ткань не порвалась). Они имеют два вида: с шариком вместо шляпки, что очень неудобно при использовании, так как палец давит на маленькую поверхность и становится больно, и кнопки с плоской шляпкой, которыми очень удобно пользоваться.
Сейчас в магазинах существуют специальные кнопки для ткани, которые имеют три зубчика. Они меньше всего травмируют ткань при натяжении. После обычных кнопок на шелке, например, остаются дырки. Такой набор кнопок обойдется в 300 рублей.
Парафин или воск
Они используются для занятий горячим батиком. Кто-то использует только воск, а кто-то мешает его с парафином, так как чистый воск потом трудно ломается.
Количество необходимого воска и парафина можно определить только «методом проб и ошибок».
Мелочи
К нужным мелочам относятся: карандаши, простые и цветные, палитра для размешивания красок, кальки, ластик, фломастеры (чтобы обводить шаблон рисунка для батика, так его будет лучше видно), тонкая бечевка или нитки, нужные для узелкового батика, спирт (для смешивания с краской ради улучшения ее растекаемости по ткани), фен для сушки рисунка, соль для достижения солевого эффекта, дистиллированная вода для разведения краски ( она без примесей), мочевина – придает батику красивый акцент.
Холодный батик техника выполнения, для начинающих
Чем нужно запастись?
Материалы для техники холодного батика доступно каждому. Существуют специализированные наборы, для тех, кто хочет ознакомиться с батиком. Потребуется:
- Ткань. Мастера росписи советуют брать шелк, хлопок, лен. Перед применением постирать и погладить.
- Краски для холодного батика — акрил или гуашь.
- Резервирующий состав. Фактически ваш контур, позволяющий не смешивать соседние цвета. Линия должна быть не толстой, но четкой. Из всех материалов, он самый дорогой.
- Стеклянная трубочка. Именно ей наносится резервирующий состав. Они бывают разной толщины. Для новичков подойдет средний диаметр. Слишком тонкая оставляет слабый след и не всегда можно рассмотреть проведена линия или нет
- Обязательно подрамник, на которую натягивают ткань. Подойдут пяльцы для вышивания крестиком.
- Кисточки берут как натуральные, так и синтетические.
- Палитра для разведения краски.
- Вода и салфетки для промывки и просушки кисточек.
- Трафарет. Первый раз всегда сложный. Стоит подобрать подходящий шаблон.
Ход работы по созданию рисунка на ткани по технике холодный батик
Подобрав подходящий рисунок и ткань можно приступать к процессу рисования:
Прежде всего, закрепляем полотно на раму – гвоздики, булавки, нитки и скрепки помогут нам. Ткань не должна провисать. Иначе резервная линия получится не ровной, и отразиться на рисунке. Можно закрепить на пальцах.
Карандашом наносим рисунок. Лучше через трафарет или подложив шаблон под ткань, если просвечивается.
Обводим контур бесцветной краской через трубочку. Не нажимаем сильно, касаемся ткани только концом
Наносим аккуратно и один раз, следует обратить внимание на то, что контур должен быть замкнутым. Если этого не сделать, краска перемешается и исправить оплошность не выйдет! Не торопитесь, состав должен впитаться в ткань.
Закончив обводку, оставляем работу сушиться на час
Ткань обязательно должна подсохнуть иначе результат будет неприятным. Повесть его на балконе, пусть проветрится от запаха краски. После этого, проверьте целостность контура, если есть ошибки, подкорректируйте и снова отправьте сушиться. Для более точных результатов разведите мыло с водой и этим раствором, кисточкой, пройдитесь по границам. В случае «халтуры» — вода просочится.
На этом работа с резервом завершается. Трубочку необходимо промыть бензином или уайт-спиритом и оставить сушится.
Далее мы начинаем наносить краску. Можно брать как концентрированную смесь, так и разбавленную. Второе значительно лучше. Оно даст более нежный результат для пастельных работ.
Краска наносится в определенном порядке: сначала светлый оттенок, затем темный
Для разбавленной краски это правило особенно важно. Раствор можно нанести ватой или кисточкой.
После закрашивания крупной детали или фона, пройдитесь ватным диском и соберите лишнюю влагу.
Оставляем батик сушиться на сутки
Только после полного высыхания его можно снять.
Что делать с работой дальше решать самостоятельно: повесить в рамочку или носить. Во втором случае необходимо закрепить краску и обработать ткань паром.