Городецкая роспись, узоры

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?Какие чувства?

Дети: страх,тоску,грусть…

Воспитатель: А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? (белым). А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет). А какой вы видите мир?

Дети: цветной, разноцветный, радужный,весёлый, радостный …

Воспитатель: Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

Дети: в музее.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт.На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Ромашка» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь.». Ребята, поможем?

2. Основная часть. Игра «Собери картинку». -Вот вы и составили образец, а что у нас получилось?

Дети: разделочная доска.

Воспитатель:- а вы догадались какая это роспись?

Дети: Городецкая роспись.

Воспитатель: По каким элементам вы догадались?

Дети: по элементам -розан, бутон, листочки.

Воспитатель;-А в нашем саду тоже есть мини-музей городецкой росписи. Посмотрите. В городецкой росписи существует три вида мотивов,композиций. Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей — застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.

Чтение стихотворения «Городец».

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

-А Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на панно.

Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).

Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она — … (купавка).

Словно чудо тут и там распускается … (розан).

Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка). Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.

Физминутка

Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)

Закрывают лепестки,

Головой качают, (Дети приседают)

Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: -Ребята. Как вы уже догадались мы будем расписывать разделочную доску элементами Городца, а именно цветочным мотивом, используя такие элементы,как ромашка, городецкая роза и бутоны.

Воспитатель: Что нужно сделать вначале работы (продумать композицию- расположение элементов на изделии.) Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов работы- это подмалёвок, когда наносятся цветовые пятна, силуэты основных элементов. (показывает, тенёвка –когда прописываются тёмной краской с целью детальной проработки форм и оживка- нанесение белилами штрихов деталей. ,чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.

1 этап: подмалёвок. Кистью №4 рисуем круги розового (девочки) и голубого (мальчики) цветов, элементы листьев зелёного цвета (по два листочка с каждой стороны).

2 этап: тенёвка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.

3 этап: оживка. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.

3. Заключительная часть. (дети выкладывают свои работы в центре для рассматривания и анализа).

Воспитатель: Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?

Дети: ромашка, бутон, городецкая роза.

Воспитатель: правильно ли подобраны цвета в подмалёвке и следующих этапах? Аккуратен ли узор? Молодцы, ребята. Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.

Актуальные приёмы для городецкой росписи

Вначале педагог знакомит детей с основными элементами городецкого узора — это цветы и листья. Первые разнообразны по цвету и форме, главные же типы — это розан, бутон и ромашка.

Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета). Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.

У розана и бутона есть ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон же рисуется иначе

Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.

Листики располагаются группами (смотрят в разные стороны) или же на веточке

Дошкольники должны узнать об основных приёмах городецкой росписи:

Подмалёвка. Это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью

При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много — краска потом станет отслаиваться.

Тенёвка

Использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом). Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки — чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.

Оживка. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.

Можно попробовать нарисовать с дошкольниками птицу — более сложный элемент росписи

Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию.

Ещё один момент — напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев.

Городецкие цветы красиво смотрятся в нежном розовом и голубом цвете

Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»

Дошкольникам предлагается круглая основа, затонированная под дерево. Чуть ниже центра изображаются круги-подмалёвки: в середине — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера (предварительно дети смешивают краски для получения нужных оттенков).

На краю розового круга, частично выходя за его пределы, нужно нарисовать маленький красный кружок. Аналогичная тенёвка выполняется на голубых кругах — синей краской.

Далее центральный бутон дополняется красными лепестками вокруг большого круга, а на боковых просто прорисовываются синие дужки.

Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки получаются путём примакивания кисточкой.

Заключительный и самый ответственный этап – «оживление» цветочной композиции. С помощью тонкой кисти лёгким касанием наносятся точки, капельки, штрихи, дужки

Здесь важно не слишком увлечься и соблюсти чувство меры.

Ход занятия.

-Ребята, мы сегодня отправимся в город Городец. Кто помнит, чем он знаменит? (росписью) Что расписывали городецкие мастера? (посуду, прялки, игрушки, мебель) Предметы из какого материала украшали городецкой росписью? (из дерева) как называются предметы из дерева? (деревянные)

Городецкая роспись необычная,

Композиция здесь симметричная.

В букеты собраны цветы

Необычной красоты.

Рисунки яркие мерцают,

Оживка белая их оживляет.

Воспитатель демонстрирует картинки с предметами, расписанными городецкими узорами, и рассказывает,что это: тарелка, хлебница, подставка, шкатулка и т. д.

-Да, в городецкой росписи встречаются три вида мотивов и композиций: цветочный мотив, цветочный мотив с изображением коней и птиц и сюжетный мотив,где мастера изображали жизнь людей: гулянья, чаепития, конные или пешие прогулки.

-А теперь давайте рассмотрим элементы цветочных узоров, которые используют в городецкой росписи. Это бутон, это купавка, это розан, а вот эти цветы-розетки, они похожи на ромашки, здесь листики и кустики (воспитатель демонстрирует изображения)

Обратите внимание, что у каждого городецкого цветка есть сердцевина – кружочек, который отличается по цвету от самого цветка

Раз мы говорим о цветах, то давайте отдохнем и проведем на эту тему физкультминутку.

Наши алые цветки,

Распускают лепестки.

(Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно раскрывайте пальцы.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Покачивайте кисти рук)

Наши алые цветки

закрывают лепестки,

(Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)

Тихо засыпают,

Головой качают.

(«Цветом» снова покачивается на ветру)

-Мы с вами тоже составим красивые узоры на цветочный мотив городецкой росписи.

-Посмотрите, у нас с вами уже есть заготовки для красивых цветов – розанов, ромашек, купавок. Попробуйте расположить их на своей заготовке так, чтобы получился красивый узор. Давайте вспомним, от чего зависит узор на изделии (дети отвечают, что узор всегда зависит от формы изделия). На овальных предметах узор нужно растянуть,на круглых-лучше создать центрический орнамент: самый крупный элемент расположить в центре, а по окружности пустить мелкие детали. (Дети располагают цветы красивыми узорами, пробуют разные варианты).

-Ребята, а вам не кажется, что чего-то не хватает в наших узорах. (Дети отвечают, что не хватает зеленых листочков). Вспомните, как можно получить несколько одинаковых листочков? (Дети вспоминают симметричную технику аппликации.)

-Складываем заготовки зеленой бумаги дважды пополам. Рисуем простым карандашом листочек, вырезаем по нарисованному контуру и получаем четыре одинаковых листика. Сделайте по несколько листиков и расположите красиво вокруг своих цветов. Смотрите, как «ожили» ваши узоры. Можно приклеивать ваши цветочки и листочки. (Дети приклеивают элементы).

-Ну, а теперь мы дополним наши аппликации тонкими белыми линиями, дугами, точками. Помните, как это называется? Оживка. Посмотрите еще раз на картинки с изображением изделий с городецкой росписью, пофантазируйте и украсьте свои цветы. (Дети белой гуашью прорисовывают на цветах мелкие детали). Какие красивые, не похожие друг на друга изделия у вас получились!

Украшение разделочной доски

Наиболее популярна в последнее время городецкая роспись на разделочной доске. Этот необходимый предмет в обиходе любой хозяйки может стать настоящим произведением искусства в руках хорошего мастера. Поэтапно выполняя указания из схемы работ, начинающие мастера могут создать своё первое творение:

  1. Нарисовать эскиз узора для оформления доски или распечатать готовую композицию.

  2. Вырезать шаблоны основных форм по принципу аппликации.
  3. Подготовить доску для росписи. Для этого её шлифуют наждачной бумагой.
  4. Если по замыслу предусмотрен цветной фон, то грунтуют этим цветом отшлифованную доску.
  5. Обводят карандашом шаблоны, вырезанных деталей.
  6. Производят замалёвку основных форм.
  7. После просыхания переходят к тенёвке. На этом этапе раскраска доски приобретает более конкретные формы.
  8. Заключительный этап росписи — оживка. Светлыми красками придают изделию нарядный праздничный вид.
  9. Распыляют лак пульверизатором, равномерно покрывая поверхность изображения и всей доски.

Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью

Как правило, попадаются на произведениях:

  • цветы (розан, ромашки, купавки). Визуализируется в виде симметричного букета, гирлянды, полосы, венка или ромба;
  • птицы (лебеди, павлины, петухи, голуби или кукушки в зависимости от цели автора);
  • «дерево жизни» – олицетворение природы. На таких штуках присутствуют сразу предостаточно компонентов (соединения из растений, пернатых). Рисовальщик наносит также коня слева и справа, изредка – львы, барсы и другая экзотика.

Профессионалы занимаются и более продвинутыми типами вроде сюжетной росписи, где могут быть миниатюры, отображающие события в реальном существовании или литературных творениях.

Изображается как интерьер жилого дома, так и улицы населённых пунктов с предельно возможным количеством тонкостей. Нередко на подобных изображениях можно увидеть элементы на манер домашних животных, находящихся у ног хозяина. Другая особенность – это наличие растительности на зимнем пейзаже вне строения.

Аналогичные поделки воплощаются обычно в прямоугольной конфигурации, а края украшает орнамент. Встречаются и круглые вариации, устанавливаемые на полку как декоративные тарелки, узоры на которых расположены на краю.

Шкатулка способна содержать на своей грани немного очертаний с различными ситуациями, центральная из которых размещается на крышке или передней стенке (с той стороны, где конструкция открывается).

Описание быта крестьян максимально содержательно отзеркаливало реальность временного промежутка, в который была произведена работа мастера. Необычные отображения, вписанные в сцену из повседневного бытия, усиливают эффект от увиденного.

Важнейшие действующие устраиваются в центре холста – крупнее остальных. Кадры с чаепитиями, застольями, свадьбами и другими мероприятиями – обязательно со столом, где расставлена посуда или бывают другие второстепенные объекты, раскрывающие суть происходящего.

Не менее популярными и востребованными являются элементы по мотивам народных сказок – фабула и герои узнаются с первого взгляда, а насыщенность зависит лишь от фантазии создателя.

Техника выполнения городецкой живописи

Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое.

На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи

Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации

В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.

Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.

Описание городецкой росписи

Городецкая роспись XIX в.

Поволжские мастера долгое время занимались резьбой по дереву: изящной обработкой украшался каждый корабль по задумке Петра I. И военную мощь нужно было показать, считал государь, и художественный талант народа. Но когда кораблестроение переместилось ближе к морским берегам, умельцы с Поволжья принялись искать для себя новую нишу. Одни стали вырезать ложки, другие – миски, чашки, третьи специализировались на прялках. С этих прялок и началась городецкая роспись.

Сначала это была инкрустация деревом, впоследствии же для улучшения товарного вида и экономии расходных материалов, а также облегчения труда, мастера стали подкрашивать прялки. Яичные краски делали прялки яркими, узнаваемыми, а главное, востребованными. Законы рынка работают всегда – так и появилась знаменитая городецкая роспись.

Название закрепилось, так как Городец (вслед за Нижним Новгородом) был главным рынком сбыта расписного товара. Прялки сегодня увидишь разве что в музее, а красивая, радующая глаз роспись и поныне живет. И чаще всего увидеть городецкую роспись можно на разделочной доске.

Особенности промысла:

  • в большинстве случаев мастера расписывали изделия без нанесения предварительного рисунка, но при этом могли они использовать эскизы в цвете;
  • первыми работами художника были плоские столярные изделия (те же разделочные доски);
  • фон изделия – от светло-желтого до темно-красного, строго соответствует замыслу художника;
  • отличают городецкую роспись мелкие, но изящные детали – разживка, легкая штриховка, изогнутые мазки;
  • готовая работа после высыхания закрепляется лаком;
  • общие правила городецкой росписи, тем не менее, не противоречат появлению авторских вариантов.

Сюжетными картинками промысла интересуются историки искусства: по ним виден не только быт русского народа, но и вполне конкретные исторические события.

И, что особенно важно, в ранних работах отмечено свойственное русскому народному искусство решение – гармоничное соединение реальности и фантастики. На досках и донцах прялок могли появляться как вполне реалистичные невесты, так и фантазийные всадники, и даже экзотические пальмы

Познакомиться полнее с городецкой росписью, вы сможете в нашей обзорной статье: «Что такое городецкая роспись: история, виды, описание, особенности росписи для детей».

Специфика техники

В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками

Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.

На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.

Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.

Статья по теме: Простые топиарии своими руками. Топиарий из кофе. Топиарий из салфеток

Элементы и мотивы городецкой росписи

Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.

Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:

  1. «Букет» — симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;
  2. «Гирлянда» — вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;
  3. «Ромб» — вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;
  4. «Цветочная полоса» — сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;
  5. «Венок» — вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.

Мотивы «конь» и «птица»

Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.

Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех и процветание.

Сюжетная роспись

Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.

Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Слайд 2

Текст слайда:

Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работыИзделие: разделочная доска «Городецкая роспись».

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями городецкой росписи, ее историей; расширить представления о народном творчестве; развивать умения анализировать готовое изделие по заданной схеме и экономно расходовать материалы; закреплять умение работы с шаблонами; воспитывать любовь к народному творчеству с помощью работы над оформлением изделия городецкой росписью.Планируемые результаты: знать особенности городецкой росписи, научиться составлять композицию на основе аппликации, выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи.Основные термины и понятия: городецкая роспись, розан, купавка, подмалевок, оживка.Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, цветы городецкой росписи: розан, купавка; образцы изделий, украшенных городецкой росписью, план последовательности росписи, памятка № 2 из приложения. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветная бумага, картон, клей, ножницы.

Слайд 3

Текст слайда:

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел.Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. 

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Текст слайда:

Памятка № 2
Раскрой деталей. Работа режущим инструментомНе размахивай рукой, в которой держишь ножницы.Передавай ножницы кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями.При выполнении раскроя правильно держи ножницы: большой и средний пальцы — в кольцах, указательный поддерживает инструмент сверху кольца.Для хорошего качества раскроя широко раскрывай лезвия ножниц, режь средней частью, плавно закрывай и не смыкай их до конца выполнения разреза.При резании по прямой линии направляй ножницы по линии разметки.По наружному криволинейному контуру режь против часовой стрелки, поворачивай материал, а не ножницы.Не режь на ходу.Режь сидя, повернувшись вполоборота от товарища, концы ножниц направляй вниз.Закончил работу — ножницы положи сомкнутыми лезвиями от себя.

Слайд 7

Текст слайда:

Важной особенностью городецкой росписи было наличие своеобразных видов цветов — розана и купавки. У розана сердцевина в центре, а у купавки смещена

МИР ГОРОДЕЦКИХ ПТИЦ так же богат и неисчерпаем, как и мир городецких цветов. Здесь есть и горделивые черные петухи с огненными гребнями и хлопотливые «курочки Рябы», черные скворцы и белые лебеди, величавые павушки, чинно выступающие среди цветов и трав, и еще великое множество необычных, сказочных птиц.

Слайд 8

Текст слайда:

Какова форма изделия? Расскажите об орнаменте, выполненном на доске.Как расположены элементы, т. е. какова композиция ?Какая используется техника для выполнения этой поделки? Какие материалы вы будете использовать? Как можно применить эту поделку?

Слайд 9

Текст слайда:

План работы.Разметка. Раскрой. Сборка. Оформление.

Слайд 10

Текст слайда:

Разметка

Слайд 11

Текст слайда:

Сборка птицы.1. Приклеить птицу. 2. Затем хвост. 3. После этого приклеить крыло.

Слайд 12

Текст слайда:

Сборка цветов.1. Приклеить крупные цветы. 2. Затем маленькие цветы.

Слайд 13

Текст слайда:

Сборка цветов1. Приклеить белые кружки-серединки. 2. Приклеить маленькие цветные кружки.

Слайд 14

Текст слайда:

Расположение листьев.1. Сначала выложи на разделочной доске листочки.2. Затем аккуратно их приклей.

Слайд 15

Текст слайда:

Какие основные краски используются в городецкой росписи? Есть ли яркий фон на предметах с росписью?

Слайд 16

Текст слайда:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/77/Gorodetskaya_rospis_01.jpg/500px-Gorodetskaya_rospis_01.jpg Гуляние

http://artorbita.ru/tipy_rospisi/foto_gorodec/gorodec9.jpg блюдо

http://i070.radikal.ru/1011/6d/a7ffc1ad41cd.jpg солонка

http://www.remontpozitif.ru/_ph/41/2/19667903.jpg коробка для хранения пряжи

http://www.souvenirs-online.ru/pic/articles/russian_souvenirs/345-8.jpg разделочная доска

http://fotobg.ru/upload/wood_texture34.jpg фон текстура дерева

http://www.prosv.ru/ebooks/Rogovceva_Uroki-tehn_2kl/index.html пособие для учителей «Уроки технологии»

Пошаговые фотографии автора

Обучение детей в детсаду и младшей школе

Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.

Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:

  • бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
  • потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
  • мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.

В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:

  • набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
  • Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
  • прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
  • покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.

Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.

Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.

Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.

История промысла

Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.

Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.

Начало изображения

Чтобы рисунок получился действительно аккуратным и красивым с первого раза, мало одного желания и подготовленных материалов

Очень важно изучить технику нанесения изображения. Здесь нужно понять, как держать кисть, как вести, какими движениями пользоваться для изображения деталей рисунка

Вся городецкая роспись производится в три этапа. Первое, что необходимо сделать, – это нанести фон, на который и будет накладываться рисунок. Далее выполняем поэтапно рисунок.

Подмалевка. Крупные цветовые пятна, которые впоследствии будут служить основой для изображения. Это  большие фигуры. Для детей элементы подмалевки очень легко даются.

Они наносятся тонким слоем, полностью заштриховываются. Зарисовать их нужно очень аккуратно, чтобы не было разводов, наплывов или пробелов. Для хорошего результата лучше рисовать плоской широкой кистью.

  • Тканевка. Используется кисть № 2. Суть этого этапа — разбивание подмалевки на части и выделение деталей.
  • Оживки. Это еще один прием в городецкой технике. Здесь в помощь идет черная и белая краска, которыми и выделяют акценты рисунка. Этот этап очень сложный и требует концентрации.

Черной и белой краской наносится на подмалевке и тканевке множество точек, которые и придают яркости и живости рисунку

Здесь важно не перестараться, так как большое количество оживки может испортить рисунок

Городецкая роспись получится очень хорошо, если научиться правильно держать кисть. Она должна быть перпендикулярна поверхности, на которую накладывается рисунок.

При этом рука должна быть оперта на локоть и фиксироваться им, а кисть остается подвижной и свободной. Если для ребенка долго держать в таком положении руку тяжело, то можно делать опор на мизинец. В этой позиции руки легче рисовать плавные и правильные линии.

Последнее в рисовании городецкой росписи – это соединять все элементы между собой поэтапно. Картинки должны получаться яркими и пестрыми.

Это главная черта такого направления в художественном искусстве. Если ребенок научился хорошо изображать элементы на бумаге, можно продолжить и предложить рисовать на деревянной основе.

Немного истории

История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:

  • мебель;
  • сундуки;
  • сани;
  • утварь, используемая в помещении.

Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.

После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.

В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий