Содержание
- 1 Традиционная еврейская шапка
- 2 Аксессуары и обувь
- 3 Папаха как элемент военной формы одежды [ править | править код ]
- 4 Разновидности
- 5 Еда
- 6 Головные уборы
- 7 Мужская кавказская шапка из овчины
- 8 Особенности и характерные черты
- 9 Как чеченцы носят папаху
- 10 Особые породы коз и овец
- 11 Женский наряд
- 12 Традиционная обувь
- 13 Чтобы привлечь покупателя, дагестанские мастера-скорняки даже меняют привычный консервативный дизайн.
Традиционная еврейская шапка
Ермолка – мужской головной убор, традиционный для еврейского народа, — маленькая лёгкая шапочка, закрывающая макушку, плотно прилегающая к голове, круглой формы без полей и околыша. Может быть выполнена из ткани или связана из ниток.
Символизирует скромность, благочестие, смирение и преданность Богу.
Происхождение
Знатоки лингвистики наверняка отметят созвучия слова «ермолка», как называют головной убор в языках разных народов. Вероятнее всего, оно произошло от тюркского ягмурлук, что означает «дождевик».
Чуть позже оно было заимствовано славянами. В древнерусском есть слово емурлукъ того же значения. В польском jarmułka означает «шляпа».
Евреи приводят два варианта происхождения названия ермолки. Словосочетание йарэ малка – в переводе «трепет перед Царём», под Царём понимается Бог. Или йерэ ме-элока, буквально с иврита – «боящийся Бога».
Виды
В магазинах еврейской одежды на полках представлен большой ассортимент ермолок, которые различаются:
- по размерам;
- по цвету не только верха, но и подкладки;
- по материалу – бархатные, шелковые;
- по фасону – четырех-, шести- и восьмиклинные;
- по форме – остроконечные и плоские;
- по отделке – гладкие, расшитые, вязаные, отороченные мехом или с кисточкой, помпончиком на макушке.
Многообразие видов обусловлено традициями общины, к которой принадлежит обладатель кипы. Так что поистине свояк свояка видит — у евреев по головному убору — издалека.
Как носили раньше и носят в наше время
Если христиане мужчины, заходя в храм, снимают шапки, показывая этим благоговение перед Богом, то евреи, наоборот, носят кипу в знак особого почитания Всевышнего.
Её носят в храме, за молитвой и изучением Торы (иудейского религиозного Закона, Пятикнижия Моисея), во время еды, в знак траура по умершим, в честь праздника совершеннолетия (бар-мицва). Ортодоксы кипу почти не снимают.
Ермолку надевают как самостоятельный головной убор, и оставляют под другим национальным головным убором – шляпой или меховой шапкой.
Удерживается столь маленькая шапочка на голове при помощи специальной заколки-прищепки.
Ортодоксальные евреи предпочитают носить шляпы, современные либеральные ортодоксы выбирают маленькие вязаные кипы.
Папа Римский на официальных мероприятиях тоже носит белый головной убор, похожий на кипу. Это традиционная шапочка католических священников, которую те надевают сразу после принятия сана. Кардинал Ришелье имел право носить шапочку красного цвета, чёрный цвет означает принадлежность к аббатству.
Ермолка – маленькая круглая шапочка присутствует, как атрибут учёной степени, на портретах известных академиков. Профессора наук старой гвардии носят её по сей день.
А когда в советской киноленте появляется персонаж из солнечной Грузии, то он щеголяет в кепке-аэродроме, если это городской житель. Пастухи в горных селениях появлялись на экране в небольшой войлочной шапочке серого цвета с отделкой из тесьмы, которая очень напоминает ермолку…
Аксессуары и обувь
Аксессуары присутствовали, как в женском, так и в мужском варианте традиционного костюма.
Головные уборы мужчин были довольно разнообразными. Зимой традиционный костюм дополнялся теплыми войлочными шапками, которые носили название надбис куди. Альтернативой им служили меховые башлыки. Более торжественно выглядят украшенные золотой или серебряной кистью башлыки, которые носились на манер чалмы.
Девушки и женщины в качестве головных уборов носили лечаки и копи. Лечаки – это простая белая вуаль из полупрозрачного тюля, а копи — специальный обруч для фиксирования вуали на голове.
Грузинские женщины ранее также носили чадри, скрывающие все лицо, кроме глаз. Позже этот вариант головного убора сменился на простую темную косынку под названием багдади. Этот предмет одежды, как и вуаль, крепился на голове при помощи специального ободка. Его свободные края спадали на спину и плечи, подчеркивая элегантную женскую прическу. Замужним женщинам частью этого головного убора приходилось закрывать также шею, чтобы не оставлять на виду обнаженные части тела.
Что касается обуви, для мужчин она была довольно закрытой. Девушки носили более изящные туфли. Богатые грузинки могли позволить себе коши – остроносые туфельки без задников с красиво загнутыми носками. Девушки из более низкого сословия носили простые и удобные кожаные лапти, которые назвались «каламани».
Из аксессуаров популярностью среди женщин пользовались бусы из янтаря или кораллов. Макияж девушек в Грузии также был минималистичным. Девушки использовали только румяна, чтобы придать образу живости и чернили брови и волосы.
Традиционный грузинский костюм выглядит строго, но в то же время привлекательно, под стать самих жителей этой суровой горной страны. Сейчас национальный костюм в Грузии носят исключительно по праздникам, но, несмотря на это, он все равно не канет в небытие. Ведь традиционный костюм – это воплощение ментальности целой нации и демонстрация ее переменчивой истории.
Папаха как элемент военной формы одежды [ править | править код ]
В русской армии прообразом папахи являлась меховая шапка, которую с 1817 года носили военнослужащие некоторых частей на Кавказе и Средней Азии. Однако официально в качестве зимнего головного убора, да и то только в казачьих войсках, папаха была установлена лишь в 1855 году. В Русской армии применялись следующие папахи как головные уборы, на 1910 год:
- папаха белая курпея — для чиновСвиты, числящихся в казачьих войсках (приказы по Военному ведомству 1881 года, № 204 и 1882 года, № 90);
- папаха конвоя Его Величества (приказ по Военному ведомству 1898 года, № 36);
- папаха казачьего образца — для казачьих степных войск (приказы по Военному ведомству 1892 года, № 305 и 1909 года, № 518); у Уральского, Забайкальского, Амурского и Уссурийского войск — с длинным мехом;
- папаха кавказская — для кавказских войск, Дагестанского конного полка и Осетинского конного дивизиона (приказ по Военному ведомству 1882 года, № 121);
- папаха Туркменского конного дивизиона (приказ по Военному ведомству 1895 года № 318);
- папаха Сибирских войск (приказ по Военному ведомству 1910 года, № 626).
В 1913 году папаха была введена для всего личного состава сухопутных войск Вооружённых сил. Папаха царской армии с нашитой спереди красной лентой была головным убором и у революционных солдат. Несмотря на введение приказами РВСР от 16 января (№ 116) и 8 апреля (№ 628) 1919 года нового зимнего головного убора — Матерчатого шлема («Будёновка»), красноармейцы периода Гражданской войны использовали как папахи образца 1910 года, так и иные папахи, традиционно носившиеся народами Кавказа и Средней Азии. Приказ РВСР от 31 января 1922 года № 322 установил ношение военнослужащими Красной армии исключительно суконного зимнего шлема .
23 апреля 1936 года, НКО СССР приказом № 67 объявил о введении для личного состава терских, кубанских и донских казачьих частей особого выходного (парадного) обмундирования с папахой, при этом кавказские казаки получили «осетинскую» папаху, названную в приказе «кубанкой», донские — традиционную .
10 июля 1940 года форменная одежда и знаки различия генералов и Маршалов Советского Союза были приведены в постановлении СНК № 1221, а 25 октября приказом НКО СССР № 373 вводилось «Положение о форме одежды генералов Красной Армии», которым, как и маршалам, папаха утверждалась в качестве зимнего головного убора. 26 января 1943 года приказом НКО СССР № 40 папаха специального образца в качестве зимнего головного убора была введена и для полковников всех родов войск, заменив шапку-ушанку .
В феврале 1992 года папаха снова была отменена приказом главнокомандующего Вооружёнными силами СНГ № 50 «О временных изменениях военной формы одежды на период с 1992 по 1995 годы», согласно которому маршалы, генералы и полковники стали носить шапки-ушанки из каракуля серого цвета (для полковников — из цигейки) .
Как головной убор генералов и полковников Вооруженных Сил Российской Федерации папаха была введена Указом Президента Российской Федерации от 08.05.2005 г. № 531 .
В ВМФ для адмиралов (генералов) и капитанов первого ранга (полковников) вместо папахи установлен специальный головной убор (меховая шапка с козырьком) из чёрного каракуля.
У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой». Почему головному убору придаётся такое большое значение, и чем он является в жизни горского мужчины, мы расскажем в этой статье.
Разновидности
Женский
Традиционная женская одежда в Грузии отличалась особой оригинальностью. Девушки в этой стране носили приталенное платье в пол, которое называлось картули. Такой наряд подчеркивал фигуру.
Лиф, максимально плотно прилегающий к телу, украшался тесьмой, камнями и бисером. Важным атрибутом был и пояс. Чаще всего его шили из шелка или бархата. А края пояса дополнительно украшали жемчугом или изящной вышивкой. Пояс повязывался так, чтобы декоративные элементы были видны посторонним.
Детский
Для девочек в Грузии создавали те же наряды, но в более простом виде. Детские костюмы были более простыми и удобными. Длина нарядов могла быть короче, чем у женщин. Кроме того, детские костюмы зачастую были более яркими, чем изделия для взрослых.
Мужской
Традиционный грузинский костюм для мужчины должен был максимально точно передавать приверженность грузин к физической работе и их мужество. Именно поэтому основной акцент делался на удобство и способность защищать тело мужчины от любых сюрпризов погоды.
Мужской костюм состоял из верха и низа. В качестве верха выступали различные рубахи, кафтаны и даже шубы. Дополняли наряд удобные штаны или шаровары. Различались между собой и виды верхней одежды. Выделить стоит такие из них, как коба, черкеска и чоха.
Черкеску носили поверх кафтана. Без этого предмета гардероба неприличным считалось появляться на улице даже в жаркую погоду. Черкеска шилась из материалов насыщенных цветов, например, черного или серого. Черкеска носилась не просто так, а дополняясь поясом, украшенным серебряной или металлической пряжкой. К такому поясу, как правило, крепился кинжал, который до двадцатого века считался наиболее распространенным оружием.
В качестве накидки в холодное время года также использовали набади или тулуп. Такой вид верхней одежды защищал и от холода и от снега. Более удобными считались архалуки. Подобные короткие куртки хорошо сочетались, как со штанами, так и со свободными шароварами. Такие куртки подпоясывались широкими кушаками, что позволяло подчеркнуть подтянутую мужскую фигуру.
Еда
Часто на столе сванов можно увидеть хачапури с сыром или мясом, колбасу кровянку зисхора, соленый сыр сулугуни, мясо. В пищу употребляют баранину, свинину, говядину. К праздничному столу готовят запеченного целиком молочного поросенка. Из куриного мяса в сочетании с острыми приправами делают холодную закуску сациви. Готовят картофельное пюре с сыром (шуша), шурпу — мясной бульон с острым перцем, иногда в него добавляют картофель. Почти ежедневно сваны едят мацони — кислое молоко, похожее на простоквашу. Есть в рационе народа орехи и мед.
Чрезвычайно популярна сванская соль — столовая соль, перемешанная с ароматными травами, перцем цицака. Измельчается соль в ступке около 3 часов, потом к ней добавляют специи с травами, которые можно найти только в Сванетии. Соль всегда присутствует на столе сванов, ее добавляют в различные блюда, благодаря чему те становятся более ароматными и вкусными.
Из алкогольных напитков пьют традиционно фруктовую или медовую водку. Виноград в этой местности не приживается, поэтому своего вина нет, сваны его покупают в иных регионах Грузии. Но самым главным напитком у них является минеральная вода, добывают ее из многочисленных источников на земле Сванетии.
Головные уборы
Самый известный головной убор Кавказа – это папаха – объемная шапка из шерсти каракуля или овчины. Придает образу мужчины гордость и честь, никогда не позволит опустить головы. Ее положено было снимать лишь в отдельных случаях. Ни в коем случае не позволялось терять ее. Говорили, что если потерять папаху, значит вместе с головой. В них часто носили драгоценности и золото.
В Грузии костюмы и аксессуары в разных краях носят отличные от других. Головной убор имеет разное предназначение, орнамент, форму, цвет. Самые распространенные из них:
- Хевсурская шапка. Вяжется из полушерстяной пряжи. Украшается вышивкой с крестами.
- Сванская шапка. Делается из войлока и обшивается тесьмой. Зимой греет, а летом защищает от палящего солнца.
- Кабалахи. Особый мегрельский головной убор. Он выполняется в форме конуса из тонкой шерсти с длинными концами, которые прикрывают шею. Отличается кистью на капюшоне.
- Папанаки. Носят имеретинцы. Войлочная шапка может быть круглой или четырехугольной формы. Декорируется тесьмой или вышивкой.
- Кахури. Кахетинская шапка из шерсти белого либо черного цвета.
- Чихтикопи. Женская шапочка-ободок расшивалась бисером и украшалась фатой или вуалью. Из-под легкой материи обязательно должны быть видны косы.
Вуаль называется лечаки. Специальным ободком копи она крепилась на голове, а поверх одеваются темные косынки багдади либо чадри, которые прикрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза.
Узкий низ брюк и широкий верх способствовал спокойному и уверенному ходу. На рубаху надевали однотонную с штанами жилетку, а потом чоху. В финале подпоясывались кушаком. Надевали шапочку из овчины или другого материала, соответствующую народному стилю.
Женщины наряжались в длинную, почти в пол красную или синюю рубаху и шаровары. Сверху надевалось оранжевое ситцевое платье. Которое при грациозных движениях распахивалось. А спереди завязывался передник из шерсти. Голова украшалась ситцевым платком, угол которого прикрывал шею. Начиная с двенадцати лет девочка надевала белую чадру, что прикрывала лицо.
Мужская кавказская шапка из овчины
Речь пойдёт о папахе.
Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:
- долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
- в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
- с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
- с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
- перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
- во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.
Грузинская шапка из овчины
Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.
Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы. Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.
Трухменки подразделяются на следующие виды:
- Каракулевые – самые качественные и дорогие. Шьются из каракульчи, меха не родившихся ягнят, и каракуля, меха новорождённых барашков. Это самый желанный подарок для любого кавказца. Он обозначает статусность и уважение окружающих.
- Чабанские – распространённый кавказский головной убор, называемый иногда «народной шапкой». Он пошит из косматой овчины, завитки её могут спускаться на лоб и скрывать глаза. Удобен на выпасе (не холодно и не жарко) и в случае необходимости справится с ролью подушки.
- Казачьи – донышко имеет тканевую основу, красную или синюю, с белым крестом, символизирующим православие. Готовясь к бою, воины вкладывали в карман донца стальную пластину — тумак, который защищал от сабельного удара. Популярны среди кубанских и терских казаков.
Предназначение
Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:
- на каждый день — тёмная или бурая;
- для свадебного торжества и праздников — белая;
- для похоронного обряда — чёрная.
Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.
- Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
- Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
- Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
- Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
- Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.
Особенности и характерные черты
В грузинском национальном костюме отражается характер, сословная принадлежность и этнические нормы представителей этого народа. Одежда была разной в зависимости от климата, социального статуса, особенностей быта. Различались также повседневные и праздничные наряды, детские, женские и мужские.
Основные черты национального костюма грузин появились еще в IX веке. Тогда его отличала скромность и строгость. Он подчеркивал особенности характера представителей народа, их гордость, силу и стойкость духа. Изначально такие особенности в одежде проявились на Южном Кавказе. Там стали носить особый наряд, который назвали «чоха». Это универсальный предмет гардероба мужчин и женщин, который надевали везде. Сначала традиционная одежда была изысканной, но постепенно становилась более строгой, закрытой. Удлинялись рукава, использовалось меньше украшений. Строгость и простота кроя делали костюмы удобными. Только на свадьбу старались надевать более нарядную одежду.
Для богатых костюмы шили из дорогих материалов – шелка, атласа, бархата, меха. В качестве отделки использовали золотую нить и жемчуг. Украшениями на одежде служили вышивка, галуны, пуговицы, перевитые шнуры, нашивки, накладные карманы. Обязательным для мужчин и женщин был пояс. Одежда простых людей была из более дешевых материалов – сукна, сатина, льна или холста.
Черный и белый – это традиционные цвета грузинских костюмов. Они использовались в любом сословии, для праздников, в обычной жизни. Для отделки применялся бордовый или серый. Для богатых людей делали одежду синего, зеленого или красного цвета. Женщины в праздничные дни могли использовать более яркие расцветки.
Мужской
Мужской грузинский костюм был многослойным. Особенно делался акцент на широких плечах мужчины. Состояла одежда из нескольких элементов:
- Нижняя рубаха перанга обычно была белого цвета.
- Надевались двое штанов. Нижние – шендиши, а верхние – шарвали. Они были свободными.
- Обязательным элементом костюма была чоха (черкеска). Традиционно она была черного, серого или бурого цвета. Праздничные чохи могли быть белыми или синими. Подпоясывались они кожаным ремнем, на котором крепился кинжал. Длина чохи – ниже колен.
- Дворяне на праздники носили куладжу. Это подобие короткого платья из бархата, которое надевают поверх одежды.
- К традиционной одежде относились короткие архалуки – это сорочка со стоячим воротником.
- Особенностью кабы был разрезной рукав. Он открывал руку от плеча до локтя, а у запястья сужался, закрывая пальцы.
- Зимой теплая одежда делалась из меха. Мужчины носили шубу, куртку или плащ без рукавов из сукна падиби.
Женский
Женский национальный костюм отличается нежностью и красочностью. Он призван подчеркивать красоту фигуры, поэтому создавался с облегающим лифом и четко выраженной талией. Обязательным элементом был длинный широкий пояс, украшенный традиционным орнаментом. Женская одежда была многослойной, что не лишало ее элегантности.
Традиционный грузинский костюм для женщин имел несколько обязательных элементов:
- Верхняя одежда называлась катиби. Она шилась из бархата или шерсти, имела меховую подкладку или простегивалась ватой. Рукава были разрезными, а на талии была элегантная застежка.
- Длинные платья назывались картули, их носили все женщины. С помощью шнуровки их делали сильно облегающими. Спереди был глубокий вырез, который закрывался вставкой контрастного цвета. Лиф платья украшали тесьмой, жемчугом, расшивали бисером или золотой нитью.
- Под платье обязательно надевалась нательная одежда: сорочка перанги и штаны.
- Голову и лицо женщины прикрывали косынкой багдади или тюлевой вуалью лечаки.
Отличался немного от традиционного аджарский костюм. Женщины этой народности носили шаровары и длинную рубаху красного или синего цвета. Поверх надевали яркое платье простого кроя и шерстяной передник. Лицо обязательно прикрывала чадра.
Детский
Традиционно народные костюмы для детей были похожи на взрослые, но делали их более простыми, без обилия украшений и декоративных элементов. Дети более подвижные, активные, поэтому одежда у них была короче и не такой многослойной. Кроме того, допускались более яркие расцветки.
Девочки ходили в традиционных платьях, но без роскоши. Вышивка и украшения делались своими руками, уже с 5 лет они занимались рукоделием. До 13 лет юбки могли быть короткими, до середины голени, а рукава открывали запястья. У мальчиков одежда повторяла мужской костюм, но тоже без обилия украшений. Чоху для удобства делали выше колен.
Как чеченцы носят папаху
Каракулевая шапка по сей день символизирует мужскую честь и достоинство. Чеченские мужчины надевают папаху, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус, поскольку визуально она увеличивает рост человека. После смерти чеченца папаха передавалась его сыну или брату, а если наследников не было, то её принимали из рук вдовы самые уважаемые члены тейпа.
Большое значение для чеченцев имело качество покроя, на папаху не жалели денег. Изготовление головных уборов всегда было у вайнахского народа важным кустарным промыслом. Но с папахой и обращаются бережно. На ночь принято насаживать её на стеклянную банку и обертывать тканью для сохранности.
«Перед тем как надеть папаху, её непременно нужно было осмотреть, стряхнуть видимые и невидимые соринки, расправить мех и буквально двумя пальцами надеть на голову», — пишут исследователи чеченских обычаев.
Горцы говорили, что «шапку носят не для тепла, а для чести». По этой же причине папаху не снимали и в помещении, даже если было жарко. Эта традиция имела определённые негативные последствия. Когда чеченцев и ингушей сослали в Казахстан, сотрудники НКВД распространяли среди местных жителей самые нелепые слухи – дескать, новые поселенцы едят людей, а на голове у них рога. Чтобы убедиться в этом, казахи порой пытались сорвать с кавказцев папахи. Это приводило к дракам и даже убийствам, поскольку считалось недопустимым посягательством на честь. Однажды в ходе подобного конфликта от рук чеченца Жавлади Джанаралиева погиб комендант города Алга в Актюбинской области. Казах пришёл к горцам во время празднования Курбан-Байрама и начал срывать с уважаемых старейшин папахи, требуя показать ему «рога». Джанаралиев заступился за своих соотечественников и убил коменданта, за что был приговорён к 25 годам лишения свободы.
Особые породы коз и овец
Чаще всего, для изготовления этих шапок использовали овечью шерсть, реже – шерсть особых пород коз. У нас в магазине вы можете купить папаху из козьей или овечьей шерсти. Наиболее популярными были длинношерстные папахи, из шкур особых баранов, которые давали длинное, мягкое и шелковистое волокно. Пастухи, носившие такие папахи, могли использовать их в качестве подушек, так как на них было комфортно спать. Эти шапки считались повседневным головным убором. Парадными же были длинношерстные папахи, сделанные из шерсти коз крайне дорогой ангорской породы, которая на шапки шла довольно редко.
Однако, бессменной классикой и роскошью считались, и считаются до сих пор, каракулевые папахи, которые делаются из шкур молодых ягнят. Также эти шапки называются «бухарскими». В отличие от папах с длинным ворсом, которые по большей части так и остались атрибутом горцев, каракулевые прочно вошли в обиход казаков из разных войск. Впрочем, многие из них делались из иного материала, схожего по виду с каракулем, но отличным по своему составу и происхождению. Кстати, настоящую каракулевую папаху видно сразу – шерсть на ней долго не портится если правильно за ней ухаживать, а все завитки остаются на месте, даже если очень сильно сминать и трепать шапку. При прямых солнечных лучах, шерсть на каракулевой папахе переливается и сияет, а на ощупь она мягкая, как шёлк.
Черная каракулевая папаха Цена 4900 р. | Серая каракулевая папаха Цена 4900 р. | Бурая каракулевая папаха Цена 8000 р. |
Женский наряд
У грузинки наряд для бракосочетания состоит из головного убора с вуалью и платья. Первый шьют из шёлка или атласа. Расцветка должна быть самой нежной: от розового до светло-голубого. Свадебное платье обязательно должно быть с двойным рукавом, а талию грузинки украшает богато расшитый пояс. Иногда его декорируют рисунком. Но он обязан быть в тон наряда.
Нижний рукав и грудную область вышивают золотой мишурой, шелками или бисером. Манжеты и пояс обычно состоят из другого материала — более тяжёлого. Открытый рукав, грудку, лопасти пояса украшают мишурой серебряного цвета. Иногда свадебное платье декорируют петельками и пуговицами-шариками.
На головной убор накладывают ленту и покрывают лёгкой тканью. Ободок расшивали особенно богато: мелкими жемчугами, бисером, золотом, шёлком. Лёгкая ткань, выполняющая функцию вуали, была из расшитого рисунком тюля. Края обрамляли кружевом либо вырезали зигзагом. Волосы невесте заплетали в косу. Нередко её украшали мелким жемчугом.
Единственное, что осталось неизменным спустя столько веков — обувь. Грузинская невеста была в белых туфлях на высоком каблуке.
Национальная одежда — своеобразное зеркало, отображающее историю народа. Ведь, изучая традиционные наряды, познают культуру, обычаи и традиции. Даже по одной ткани можно было определить, из какого региона приехал человек.
Как видите, грузинский народ во все времена стремился выглядеть со вкусом и изысканно, глядя на фотографии национальных костюмов, несложно определить, что сыны Кавказа отличаются строгостью и мужественностью, а грузинки — грацией и строгостью.
Традиционная обувь
Обувь в Грузии тоже различалась по сословиям, географическому положению, достатку. Например, в горных районах носили читеби. Это вязаные носки с подошвой из меха. Причем мех был наружу, чтобы ноги не скользили.
В городах основной традиционной обувью у грузин были коши. Это туфли с загнутыми вверх носами без задника. Для женщин их шили из бархата, у них были высокие каблуки. Зимой надевались ичиги – сапоги на меху. Их делали из кожи, отличительной особенностью был мягкий носок. Богатые мужчины носили мести или цаги – высокие кожаные сапоги. Их часто украшали драгоценными камнями.
Среди бедного сословия были распространены ботинки каламани. Их носили женщины и мужчины. Летом их плели из полосок войлока или кожи, а зимой делали из целого куска этих материалов и перетягивали веревочками. Горожане среднего достатка носили пачули из мягкой кожи.
Чтобы привлечь покупателя, дагестанские мастера-скорняки даже меняют привычный консервативный дизайн.
Любимый на Кавказе головной убор папаха снова в моде. Чтобы привлечь покупателя, дагестанские мастера-скорняки даже меняют привычный консервативный дизайн. Цены доходят до нескольких тысяч долларов, ведь без папахи, как выяснил корреспондент НТВ Омар Магомедов, тебя могут и не узнать.
От заказов нет отбоя, здесь работают без выходных и праздников. Шайху Шугаипов признанный мастер по изготовлению кавказских папах. Среди его постоянных клиентов известные артисты и политики. Технология шитья, в этой семье, со времен прадедов почти не изменилась. Процентов на 90 это ручная работа.
Клиент: «Он лучший, признанный мастер в нашем районе».
Опытные покупатели приходят с индивидуальными заказами. На этот случай у мастеров хранятся сотни шкурок каракуля. Их специально завозят со Средней Азии местные не выдерживают конкуренции. Качество определяют по нескольким параметрам: природный блеск, длина шерсти и красота узора. Самую ценную шкурку на днях обменяли на новенькую иномарку.
Шайху Шугаипов, мастер по изготовлению папах: «Их носили и будут носить. Это наш традиционный головной убор Дагестана».
На базаре можно найти папаху на любой вкус, фасон и кошелек. Большая часть покупателей люди старше 40, молодежь в этих рядах появляется редко. Носить папаху сейчас не модно, но некоторые все же прицениваются.
Чтобы увеличить число клиентов, мастера пошли на эксперимент. Местной молодежи предложили папахи на современный лад. По желанию, их комбинируют с мехом и пришивают козырьки.
С этим головным убором связаны многие обычаи горцев, чаще они касались взаимоотношений между юношей и девушкой. Строгие нравы гор запрещали молодым людям открыто общаться. Идти сватать страшно а вдруг откажут!?
Чтобы понять, интересен ли молодой человек своей избраннице, он незаметно для всех подкрадывался к окну девушки и закидывал папаху. Так называемую разведку порой совершали сразу несколько молодых людей. Если папаха оставалась в доме и не вылетала обратно, можно с полной уверенностью отправлять сватов. Остальным приходилось искать счастья в других окнах.
Вековая любовь к папахе у народов Северного Кавказа вполне объяснима: не требует особо ухода, летом в ней прохладно, зимой тепло. В условиях гор, когда перепады температур достигают десятки градусов, без папахи не обойтись.
Омар Бегов: «Если я выхожу в коридор без папахи, они не здороваются со мной, не узнают меня. Я говорю, вы что не здороваетесь? Они мне: „Ой, Омар Омарович, мы Вас не узнали“».
Узнать его без папахи почти не возможно. Головной убор настолько влился в образ известного дагестанского политика, что коллеги по работе воспринимают ее почти как прическу. Если есть голова, на ней должна быть папаха.
Новости СМИ2