Традиции грузии

Традиционная обувь

Жилище

Сваны строили двухэтажные дома (мачуи), стены возводили из камня без закрепляющего раствора или делали жилища из плетенок и обмазывали глиной. Зимы в горах суровые, поэтому все животные жили вместе с людьми под одной крышей. Первый этаж отводился для женщин и домашнего скота, на втором жили мужчины, там размещался сеновал. Имелась в доме отдельная комната для рожениц, спали все на скамьях. При в ходе в жилище располагался коридор, откуда внутрь жилья вели два или три входа. Отсюда произошла сванская поговорка «Женщины налево, коровы направо». Отапливался дом очагом-камином, на нем готовили еду. Дворы с жильем окружали каменной стеной высотой в 3 метра.

Гванца Джанашия

Одноименному грузинскому бренду ни много ни мало, а уже 4 года. За это время молодую марку полюбили не только в родной Грузии, но и в Европе. Даже для западных журналов «Le Mile», «Sicky и «L’Officiel UA» снимали одежду модного бренда «Janashia».

Концепция грузинской марки — в ассиметричных линиях, сложных деталях в виде необычного воротника или широкого галстука, свободного расположения фурнитуры и накладных карманов. Слияние футуристического стиля и мужского кроя  — довольно нестандартное решение для привычных вещей.

В коллекции осень-зима 2019/2020 бренд сделал акцент на архитектурный крой. Каждая линия повторяет изгиб тела или создаёт определённую форму. Так, белая рубашка с нисходящими рукавами напоминает крылья птицы, комбинезон с дополнительной отделкой из ткани — форму лепестка, а жакет с заостренным отложным воротником — геометрический треугольник.

Гванца показывает насколько силен внутренний мир женщин, но, в тоже время, очень хрупок и нежен их облик. Топ с открытыми плечами и брюки с высокой посадкой цвета меди, блестящий двубортный пиджак с карманами в виде улыбки, юбка на талии с многочисленными разрезами, рубашка, плащ с пышным рукавами и многое другое.

6 хитростей, как удалить пятно от косметики за пару минут

А если вы загляните в профиль, то  познакомитесь с ее творчеством поближе.

MATURELLI

Мария Матурелли – настоящий человек искусства, ее творческий путь начался с осознания собственного места в мире. Девушка очень рано поняла, что отличается от других людей, нуждается в постоянном самовыражении. По заявлению самой красавицы, в создаваемой одежде она отражает себя, своих знакомых, запечатлевает важные и волнительные жизненные моменты. Помимо продвижения грузинской моды, выведения ее на мировые арены и подиумы, Матурелли занимается фотографией. Она часто принимает участие в студийных фотосъемках, организует модныепоказы.

Успех ее бренда заключается в женственности и простоте. Очень нежные девические образы, лишенные вычурных лишних деталей, полюбились публике, в одно мгновение сделав начинающего модельера гордостью Тбилиси. Сегодня MATURELLI – это самобытный дизайнерский бренд-проект, в рамках которого выпускаются стильные дамские сумочки, элегантные платья и брючные костюмы, обувь. Приобрести модную вещь от Марии Матурелли сегодня можно как в бутиках Тбилиси, так и во многих мультибрендовых магазинах российской столицы.

Женский наряд

У грузинки наряд для бракосочетания состоит из головного убора с вуалью и платья. Первый шьют из шёлка или атласа. Расцветка должна быть самой нежной: от розового до светло-голубого. Свадебное платье обязательно должно быть с двойным рукавом, а талию грузинки украшает богато расшитый пояс. Иногда его декорируют рисунком. Но он обязан быть в тон наряда.

Нижний рукав и грудную область вышивают золотой мишурой, шелками или бисером. Манжеты и пояс обычно состоят из другого материала — более тяжёлого. Открытый рукав, грудку, лопасти пояса украшают мишурой серебряного цвета. Иногда свадебное платье декорируют петельками и пуговицами-шариками.

На головной убор накладывают ленту и покрывают лёгкой тканью. Ободок расшивали особенно богато: мелкими жемчугами, бисером, золотом, шёлком. Лёгкая ткань, выполняющая функцию вуали, была из расшитого рисунком тюля. Края обрамляли кружевом либо вырезали зигзагом. Волосы невесте заплетали в косу. Нередко её украшали мелким жемчугом.

Единственное, что осталось неизменным спустя столько веков — обувь. Грузинская невеста была в белых туфлях на высоком каблуке.

Национальная одежда — своеобразное зеркало, отображающее историю народа. Ведь, изучая традиционные наряды, познают культуру, обычаи и традиции. Даже по одной ткани можно было определить, из какого региона приехал человек.

Как видите, грузинский народ во все времена стремился выглядеть со вкусом и изысканно, глядя на фотографии национальных костюмов, несложно определить, что сыны Кавказа отличаются строгостью и мужественностью, а грузинки — грацией и строгостью.

История

Мужчины

Любой человек, даже не имеющий понятия о культуре Грузии и Кавказа ассоциирует этот народ с черкеской, еще она носит название грузинская чоха. В классических нарядах черного цвета часто выступают участники народных грузинских ансамблей. Танец непревзойденно демонстрирует всю красоту и княжеское величие убранства.

Это приталенный, верхний элемент одежды со свободным подолом. Не в пол, а чуть ниже колена. Сверху, до талии он плотно застегивается. Костюм грузина декорируется на груди вставками – газырницами, специальными отделениями для газырей (пороховых зарядов).

Воротник в основном отсутствует. Но некоторые модели могут быть с аккуратной стойкой. Тбилисские князья украшали чоху вышитым фамильным гербом и могли в них даже танцевать.

На кожаном поясе верхней одежды обязательно должен быть булат для кинжала или сабли и серебряные украшения. Женщины также могут иметь в гардеробе такое одеяние как чоха. Даже сегодня в нее облачаются на свадьбу или для официальных мероприятий.

Еще одна разновидность верхней одежды, для которой использовали бархат и украшали мехом называется куладжа. Ее надевали представители знатных родов для особых случаев. С ней гармонично сочеталась папаха на голову. В холода грузины одевали шубу, вышитую золотом либо серебром ее называют пабади или курка.

Грузинский мужской национальный костюм представляет собой ансамбль из нескольких элементов. На верхнюю часть тела мужчины руками надевали нижнюю рубаху из ситца, холста. Далее – нижние и верхние штаны (шарвали), которые обычно шились из сукна. Часто вся одежда отшивалась из прочных материалов, что позволяло носить ее годами. А она на протяжении долгого срока эксплуатации не теряла свой внешний вид и практичность.

Сверху одеваются архалук, а затем уже черкеска или другое верхнее платье. Грузинские дворяне носили шелковую кабу. Отличительной чертой которой является украшение черным шнурком из шелка. Из него же делались пуговицы на манжеты и грудь.

Когда девочке исполнялось семь лет, у нее уже должен был быть грузинский костюм для девочки. Он походил на женский наряд, украшался орнаментом и вышивками. Но без чрезмерной пышности. С учетом активной подвижности детей, платье приобретает укороченную длину, что делает его удобнее. Рукава открывают ладони. Выполнялось оно в красочных цветах, чем более целомудренные платья для взрослых.

Самый известный головной убор Кавказа – это папаха – объемная шапка из шерсти каракуля или овчины. Придает образу мужчины гордость и честь, никогда не позволит опустить головы. Ее положено было снимать лишь в отдельных случаях. Ни в коем случае не позволялось терять ее. Говорили, что если потерять папаху, значит вместе с головой. В них часто носили драгоценности и золото.

В Грузии костюмы и аксессуары в разных краях носят отличные от других. Головной убор имеет разное предназначение, орнамент, форму, цвет. Самые распространенные из них:

  • Хевсурская шапка. Вяжется из полушерстяной пряжи. Украшается вышивкой с крестами.
  • Сванская шапка. Делается из войлока и обшивается тесьмой. Зимой греет, а летом защищает от палящего солнца.
  • Кабалахи. Особый мегрельский головной убор. Он выполняется в форме конуса из тонкой шерсти с длинными концами, которые прикрывают шею. Отличается кистью на капюшоне.
  • Папанаки. Носят имеретинцы. Войлочная шапка может быть круглой или четырехугольной формы. Декорируется тесьмой или вышивкой.
  • Кахури. Кахетинская шапка из шерсти белого либо черного цвета.
  • Чихтикопи. Женская шапочка-ободок расшивалась бисером и украшалась фатой или вуалью. Из-под легкой материи обязательно должны быть видны косы.

Вуаль называется лечаки. Специальным ободком копи она крепилась на голове, а поверх одеваются темные косынки багдади либо чадри, которые прикрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза.

Узкий низ брюк и широкий верх способствовал спокойному и уверенному ходу. На рубаху надевали однотонную с штанами жилетку, а потом чоху. В финале подпоясывались кушаком. Надевали шапочку из овчины или другого материала, соответствующую народному стилю.

Женщины наряжались в длинную, почти в пол красную или синюю рубаху и шаровары. Сверху надевалось оранжевое ситцевое платье. Которое при грациозных движениях распахивалось. А спереди завязывался передник из шерсти. Голова украшалась ситцевым платком, угол которого прикрывал шею. Начиная с двенадцати лет девочка надевала белую чадру, что прикрывала лицо.

Свадебные наряды

Женский национальный свадебный наряд

  • свадебная чоха женского покроя из атласа, муара или шелка;
  • белый головной убор в полном сборе. Сегодня вполне заменяем диадемой или шапочкой из бархата;
  • с XX века невесту на свадьбу уже не покрывают белым или красным покрывалом до пят, но наличие фаты обязательно;
  • особый дар со смыслом – длинная нательная рубаха без рукавов для купания, халат и обувь коши;
  • шею или тавхурву невесты должно дополнять дорогое украшение. Самым популярным камнем был и остается жемчуг;
  • еще один непременный атрибут платья невесты – узкий серебряный пояс, который молодая жена в день свадьбы сменит на пояс замужней женщины – сарткели;

по традиции, свадебное платье должно быть с лифом, обильно украшенным шелком, золотом, серебром и бисером со шнуровкой на талии, независимо от семейного достатка.

Мужской национальный свадебный костюм

  • новая белая, черная, светло-серая, кремовая, бордовая или бежевая чоха;
  • к свадебной чохе полагался новый ахалухи из гладкой блестящей ткани, но эту деталь одежды, как и штаны, жених «добывал» сам;
  • помимо чохи, невеста дарила жениху богато расшитый собственными руками башлык;
  • бурку и папаху приобретали родственники жениха ему в подарок;
  • отец невесты преподносил будущему зятю узкий кожаный пояс для кинжала и пр. оружия. Само оружие не дарилось никогда, да и сам жених приходил на свадьбу безоружный;
  • на ноги жених надевал щеголеватые высокие сапоги на каблуке – по Тифлисской моде.

https://youtube.com/watch?v=tXagkvMIq88

Разновидности

Женский

Традиционная женская одежда в Грузии отличалась особой оригинальностью. Девушки в этой стране носили приталенное платье в пол, которое называлось картули. Такой наряд подчеркивал фигуру.

Лиф, максимально плотно прилегающий к телу, украшался тесьмой, камнями и бисером. Важным атрибутом был и пояс. Чаще всего его шили из шелка или бархата. А края пояса дополнительно украшали жемчугом или изящной вышивкой. Пояс повязывался так, чтобы декоративные элементы были видны посторонним.

Детский

Для девочек в Грузии создавали те же наряды, но в более простом виде. Детские костюмы были более простыми и удобными. Длина нарядов могла быть короче, чем у женщин. Кроме того, детские костюмы зачастую были более яркими, чем изделия для взрослых.

Мужской

Традиционный грузинский костюм для мужчины должен был максимально точно передавать приверженность грузин к физической работе и их мужество. Именно поэтому основной акцент делался на удобство и способность защищать тело мужчины от любых сюрпризов погоды.

Мужской костюм состоял из верха и низа. В качестве верха выступали различные рубахи, кафтаны и даже шубы. Дополняли наряд удобные штаны или шаровары. Различались между собой и виды верхней одежды. Выделить стоит такие из них, как коба, черкеска и чоха.

Черкеску носили поверх кафтана. Без этого предмета гардероба неприличным считалось появляться на улице даже в жаркую погоду. Черкеска шилась из материалов насыщенных цветов, например, черного или серого. Черкеска носилась не просто так, а дополняясь поясом, украшенным серебряной или металлической пряжкой. К такому поясу, как правило, крепился кинжал, который до двадцатого века считался наиболее распространенным оружием.

В качестве накидки в холодное время года также использовали набади или тулуп. Такой вид верхней одежды защищал и от холода и от снега. Более удобными считались архалуки. Подобные короткие куртки хорошо сочетались, как со штанами, так и со свободными шароварами. Такие куртки подпоясывались широкими кушаками, что позволяло подчеркнуть подтянутую мужскую фигуру.

Головные уборы

Женский наряд

У грузинки наряд для бракосочетания состоит из головного убора с вуалью и платья. Первый шьют из шёлка или атласа. Расцветка должна быть самой нежной: от розового до светло-голубого. Свадебное платье обязательно должно быть с двойным рукавом, а талию грузинки украшает богато расшитый пояс. Иногда его декорируют рисунком. Но он обязан быть в тон наряда.

Нижний рукав и грудную область вышивают золотой мишурой, шелками или бисером. Манжеты и пояс обычно состоят из другого материала — более тяжёлого. Открытый рукав, грудку, лопасти пояса украшают мишурой серебряного цвета. Иногда свадебное платье декорируют петельками и пуговицами-шариками.

На головной убор накладывают ленту и покрывают лёгкой тканью. Ободок расшивали особенно богато: мелкими жемчугами, бисером, золотом, шёлком. Лёгкая ткань, выполняющая функцию вуали, была из расшитого рисунком тюля. Края обрамляли кружевом либо вырезали зигзагом. Волосы невесте заплетали в косу. Нередко её украшали мелким жемчугом.

Единственное, что осталось неизменным спустя столько веков — обувь. Грузинская невеста была в белых туфлях на высоком каблуке.

Национальная одежда — своеобразное зеркало, отображающее историю народа. Ведь, изучая традиционные наряды, познают культуру, обычаи и традиции. Даже по одной ткани можно было определить, из какого региона приехал человек.

Как видите, грузинский народ во все времена стремился выглядеть со вкусом и изысканно, глядя на фотографии национальных костюмов, несложно определить, что сыны Кавказа отличаются строгостью и мужественностью, а грузинки — грацией и строгостью.

Национальная одежда Грузии имела широкое распространение вплоть до начала 20 века. Разнообразие костюмов для богатого сословия и для бедных грузинов объединяют общие черты. А именно – подчеркнутая строгость мужского наряда, и элегантность и грация женского убранства.

Грузинский женский национальный костюм

Национальная женская одежда в Грузии была весьма оригинальна. Она представляла собой длинное приталенное платье «картули», лиф которого плотно сидел на фигуре и был обильно украшен тесьмой, бисером и камнями, и длинную юбку, очень широкую, полностью закрывающую ступни. Обязательным атрибутом был пояс, который изготавливался из бархата или шелка, его края пышно украшались вышивкой или жемчугом, и были спущены впереди.

Грузинки богатого сословия носили платья из дорогих импортных тканей – шелка или атласа красного, белого, синего или зеленого цвета.

Верхняя грузинская женская одежда, так называемая «катиби», была выполнена в основном из бархата, снизу была стеганная меховая или ватная подкладка на шелке.

Головные уборы и украшения

В качестве головного убора грузинок служила «лечаки» – белая вуаль из тюля, и «копи» – ободок для фиксации вокруг головы. Поверх надевали темную косынку «багдади» или же огромные «чадри», из которых видны были только глаза.

«Багдади» и «лечаки» были закреплены на голове с помощью ободка, и свободно лежали на спине и плечах, позволяя волосам красиво выглядывать спереди. Замужние женщины также одним концом «лечаки» закрывали шею.

Богатые грузинки носили «коши» – туфли, в которых не было задника, обычно на каблуке с загнутыми острыми носами. Грузинки, которые не могли похвастаться достатком, носили «каламани» – лапти из кожи.

Украшения были модны из кораллов или янтаря. Из макияжа грузинки использовали румяна и , а также чернили волосы и брови.

Костюмы разных стран всегда связаны с историей и легендами. Они несут в себе богатство традиций и память о давно ушедших в небытие временах. Грузинский национальный костюм не ограничивается определенными критериями. Ведь в разных регионах Грузии есть свои особенности и нюансы, применяемые к одежде. Есть повседневные и праздничные, женские, мужские и детские наряды.

Грузинский женский костюм отличается особой женственностью и грациозностью, уникальными деталями. Грузинские платья длинные, нарочито подчеркивающие талию, руками мастериц были отделаны золотистой тесьмой, бисером, жемчугом, вышивкой. Лиф плотно облегал. А неизменный атрибут – пояс выполнялся из бархата или шелка, концы вышивались золотом и легкими лентами ниспадали по всей длине юбки.

На фото древних времен в Тбилиси радужных расцветок не рассмотришь. Но на самом деле они были разными. От скромных и вполне классических белого и черного, до ярких – синего, зеленого, желтого, красного. Верхняя одежда грузинских женщин – катиби шилась из шелка или бархата. А подкладку из войлока утепляли стеганой ватой или мехом.

Национальные костюмы жителей России

Национальные костюмы российских народов отличались по географическому положению, но все имели общие черты. Основу костюма составляла рубаха. Сверху, в зависимости от пола, носили кафтан или сарафан. Одежда сочетала красоту и функциональность. По вышивке можно было судить о статусе человека, например, у богатых сословий она была золотая или серебряная.

Национальный гардероб северян имел свои отличия: использовались местные материалы, преимущественно шкуры зверей. Характерная одежда — малица сплошного покроя из оленьей шкуры. Она была не длинной, носили ее зимой и летом без пояса.

Народы Сибири и Дальнего Востока предпочитали рубахи со скошенными плечами и штаны, аналогичные нарядам тюркоязычных народов. У женщин штаны преимущественно однотонные, у мужчин — полосатые. Верхняя одежда распашная.

Для жителей Центра характерны туникообразные глухие одежды. У женщин преобладал распашной сарафан, бока которого дополнялись клиньями, придававшими ему трапециевидную форму.

Татуна Николаишвили

Грузинские имена все чаще звучат от московских модниц. Настоящая гордость Грузии — Татуна Николаишвили, известный дизайнер, чью одежду носят Кэти Топурия, Нино Элиава, Светлана Родина и многие другие.

В 2018 году Татуна стала еще и участницей выставки мужской моды Pitti Immagine Uomo во Флоренции. Одежду бренда Татуны часто относят к интеллектуальной моде, а самого дизайнера называют второй Фиби Файло за минимализм и изобретательность кроя. Изделия в коллекции построены на геометрических линиях, совершенных пропорциях, объеме и рельефной форме.

Например, брючный костюм со скошенной линией рукава и низа, юбка из шерсти, оформленная спереди широкими складками и вставкой из золотых клепок, рубашка с рукавами буфами и высокой стойкой, а также пальто с наружной декоративной строчкой из грубых ниток.

Nutsa Modebadze

Сложно представить себе моду Грузии без эксклюзивных и самобытных вещей от авторского лейбла «Nutsa Modebadze». Он был создан в 2007году и с тех пор регулярно входит в списки лучших дизайнерских грузинских фирм и компаний.

Особой популярностью среди тбилисских модниц пользуются универсальные сумки из натуральной кожи. Они создаются в самых разнообразных текстильных и цветовых комбинациях. Сегодня возможность покупать продукцию бренда предоставляется только жителям Грузии, поскольку не представлено ни одного монобрендового магазина за ее пределами.

Традиции

Кровная месть у сванов является нормальным явлением, как для современных людей суд. Сегодня сваны стали более цивилизованными, постепенно начали вступать в контакт с европейцами, но временами кровная месть все-таки случается. Раньше конфликты происходили даже по малейшему поводу, например, если один мужчина не так посмотрел на жену другого или пнул его собаку. Причинами могли стать обиды, зависть, оскорбления, в результате чего одна семья шла на другую и проливалась кровь. В таких случаях семьи прятались в своих башнях, построенных около дома, а если всю семью все-таки убивали, их башня и дом считались проклятыми.

Сегодня на территории Сванетии есть много таких старинных каменных башен. Эти строения занесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все башни древние, и новые уже никто не строит. Возводили их в основном для защиты от нападений и снежных лавин, спускавшихся с гор, в башнях хранили продовольствие и использовали как сторожевую вышку. Забирались в башни по веревочным лестницам, которые сворачивались, и в строения было почти невозможно попасть. Позже сваны считали, у какой семьи башен больше, та считается более крепкой и успешной.

Влиял на успех также пол рожденного ребенка, ведь мужчина в семье — это защитник и добытчик. Если рождался мальчик, вся семья считалась счастливой. Рождение девочки не приносило такой радости. После свадьбы молодых, по обычаю, землей и приданым обеспечивают родители невесты. Это еще одна причина, по которой рождения мальчика было радостью для семьи.

Праздник Лампроба отмечают за 10 недель до Пасхи, в феврале. В этот день воспевают доблесть мальчиков, юношей и мужчин над врагами, поминают своих предков, разжигают костры, устраивают факельные шествия с праздничной трапезой. В каждом доме зажигают столько факелов, сколько в семье мужчин. Если есть в семье беременная, зажигают факел в честь ребенка, которого она носит. Факелы делают из цельных стволов дерева, верхушку расщепляют на несколько частей. Во время шествия с факелами мужчины идут в сторону церкви, поют песни на сванском языке. Во дворе церкви из факелов складывают большой костер, накрывают столы. Всю ночь до рассвета люди читают молитву Святому Георгию, поднимают тосты.

Еще один праздник называется «Неделя душ». Все накрывают столы, затем ждут прихода душ умерших родственников. В этот праздник проводятся обряды:

  • на столы не кладут ножи;
  • детей обмазывают сажей;
  • ставят на стол свежую выпечку;
  • зажигают свечи.

Все сваны безмерно уважают старших, если в комнату заходит человек, который старше присутствующих, все встают. Существовало у этого народа обычное для них дело — воровать из чужих селений людей, за которых потом брали выкуп в виде оружия. Например, за красивую молодую девушку, украденную из чужого села, требовали позолоченное ружье.

Народ весьма гостеприимен, всегда хорошо встретит гостя, накормит и обеспечит необходимым. Для мужчины считается постыдным сидеть около своей жены, они не любят разговоров о женщинах и даже не знают толком, какой у женщины в семье образ жизни. Свадьбы сванов проводятся в доме невесты, ее выкупают у родственников, потом начинают пировать. Женщины и мужчины всегда сидят за отдельными столами.

https://www.youtube.com/watch?v=ZLsN6gwZbPE

София Чкония

Креативный директор и основатель Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi — София Чкония. Она также является организатором конкурса для молодых дизайнеров BeNext и платформы Art Georgia, и автором документальных фильмов о моде «Иконы и Музы».

Сильная духом, со строгими правилами и особым чутьем на талантливых дизайнеров, София открыла дорогу молодому поколению в современный мир моды — George Keburia, сестрам Гванца и Нина Мачарашвили Mach& Mach, Mariam Gvasalia, Aleksandre Akhalkatsishvili, Tiko Paksasshvili и другим. Благодаря ее проекту, в Грузию каждый год съезжаются редакторы глянцевых изданий, байеры, критики, владельцы шоу-румов и международная пресса. Теперь грузинских дизайнеров знают в лицо, а журналисты добавили в свой список еще одну ключевую Неделю моды в Тбилиси.

У Софии абсолютно выдержанный стиль со строгими широкими брюками, прямыми джинсами, белой рубашкой, черным жакетом и просторным тренчем. Она всегда добавляет к образу классические черные очки или внушительные аксессуары. Например, объемные или узкие браслеты, лаконичные серьги геометрической формы и кольцо с большим камнем в винтажном духе. Любимый цвет Софии, как у всех в Грузии, конечно, черный, и его контрастное сочетание с белым.

Еда

Северян

Основным поставщиком сырья для производства национальной одежды эвенков, бурят, карелов, жителей республики Коми и прочих были олени. Из шкур этих животных шили большую часть элементов гардероба северяне, причем по крою они не делились на мужские и женски

е, были распашные и глухие (надевали через голову в дальние поездки), разница была лишь в количестве украшений. Женщины расшивали свои тулупы бисером, в каждом народе были свои узоры.

Одежда ненцев состояла из меховой малицы, представительницы слабого пола носили – ягушки, на ноги — пимы и тобаки. Эвенкийский кафтан имел особенность — по плечам вшивали тесьму из шерсти коз, чтобы дождевые капли могли по ней скатываться. Обувь эвенков — унты отлично подходят для таежных просторов, их используют ненцы, буряты и другие народы севера. Шьются унты из ровдуги, сукна, кожи, камусов (шкуры с ноги оленя), они бывают короткими или на всю высоту ноги, в зимний период под низ надевают носки или гольфы из меха.

В летний период северяне носили различного кроя халаты. Особенностью бурятского летнего костюма был регланный рукав. Цвета использовали яркие, в основном не натуральные, чтобы быть заметнее среди природного ландшафта. Интересно: все дети до тринадцати лет обривались налысо, им оставляли немного волос на макушке, которые заплетали в косу. Национальная одежда бурят начинала различаться с момента достижения ребенком возраста пятнадцати лет – девочек уже можно было узнать по двум косичкам на висках. А в шестнадцать им на голову устанавливали специальное украшение, похожее на рога — саажа, это значило, что красавица готовится к замужеству.

Гога Никабадзе

Многократный участник Недели моды в Москве, любимый ученик Славы Зайцева и просто талантливый дизайнер из Батуми  — Гога Никабадзе. В сфере моды Гога уже давно. Свою первую коллекцию он создал будучи совсем юным — в 14 лет, а уже через год открыл собственный бренд Goga Nikabadze.

Одежда грузинского бренда строится на исключительной роскоши, восточном акценте и гармоничном слиянии цветов и фактур. Гога использует только натуральные ткани, выбирая свои для каждого сезона. Это шелк, шифон, драп, твид, шерсть, кашемир, иногда бархат. К слову, дизайнер не работает с натуральным мехом. Он считает, что существует много других материалов, из которых можно делать красивые вещи. В России поклонницей таланта Гоги является Лариса Долина.

6 ярких доказательств, что черный летом — носить можно. И даже нужно!

Одежду, обувь и аксессуары отшивают в мастерской Гоги Никабадзе в Батуми, где он лично руководит рабочим процессом. Пока вещи дизайнера можно купить в Москве и флагманском бутике в Грузии, а на сайте вы найдете точные координаты.

Мужская

Первая ассоциация, приходящая в голову любому при упоминании грузинской народной одежды, — черкеска. Ее еще называют чохой. Засела в массовом сознании она еще потому, что ее обычно надевают на выступления грузинские народные коллективы. В танце особенно подчеркивается статность и элегантность костюма.

Чоха — один из самых сложных предметов национальной костюмной атрибутики в мире. Его особенность заключается в количестве деталей, которых насчитывается не менее тринадцати. Соперников по этому параметру скорее всего не найдется ни в одной другой культуре земного шара. И уж точно это можно сказать о повседневных предметах гардероба, в качестве которого и носили чоху. Эта сложносоставность и обилие деталей придает ей ту самую неповторимость и красоту.

А теперь поговорим о мужском традиционном облике в разных регионах Грузии.

В Кахетии и Картли дворянский кафтан расшивался золотыми нитями. Под него надевалась белая рубашка с высоким воротом. К серебряному ремню крепился кинжал. В качестве обуви носили сапоги из кожи военного типа.

Общегрузинский дворянский костюм состоял из красного бархатного верха, черной шелковой сорочки с кантом, пояса и кожаных сапог. Верхняя одежда украшалась тесьмой золотистого цвета и черной окантовкой.

В Самегрело и Абхазети чоха была приталенной и удлиненной. На груди пришивались гнезда для патронов. Под нею была шелковая рубашка с воротником-стойкой. На плече крепилась папанаки — традиционная шапка. Сапоги были стандартные — мхедрули из кожи.

В зимнее время в Тушети мужчины носили шерстяное пальто с высоким воротом, отделанным каракулем. Чоху украшала двойная витая тесьма, пуговицы были на петлях. Сорочка с закрытым воротником шилась из шелка. Важные атрибуты — кушак с серебряной фурнитурой и военные сапоги.

Гурийские и аджарские мужчины носили «чакуру» — предмет верхнего гардероба из бархата, декорированный золотыми нитями и лентами по краям. Папанки также украшались позолотой. За расписанный узорами пояс крепились кинжалы и другое оружие, а также пороховница и кошелек из кожи. Штаны заправлялись в обувь.

На свадьбу было принято наряжаться в белую сорочку из шелковой ткани с высоким воротом. Женихи надевали чоху из белой шерсти с подкладкой из атласа. Оружие за ремень не помещали. Сапоги выбирали из черной кожи.

Традиционным для всех мужчин являлся такой набор: чоха из шерсти с закрытым воротом и карманами на груди, сверху кабалахи — шерстяной украшенный орнаментом платок. Как правило, им покрывали плечи. Также накидка могла использоваться в качестве головного убора.

Другая вариация гурийско-аджарского костюма — чакура, отличающаяся от предыдущей цветом и длинной мхедрули.

Обувь

Каламани – комфортные, кожаные, но довольно простые лапти, для небогатых девушек. В них было удобно даже танцевать. Они отличались прочностью, их надевали с толстыми носками из войлока. Более богатые женщины в Тбилиси носили на ногах остроносые туфли с загнутыми носками и без задников коши.

Сапоги из мягкой кожи, украшенные драгоценностями подходили и для мужчин. Каблук – неизменный атрибут зажиточного рода.

Грузинский стиль сочетает в себе строгую эстетику и достоинство. Отличительные черты: практичность, изящество, лаконичность. Традиционное одеяние многослойное, состоит из отдельных элементов, имеющих особое предназначение и всегда выполнено со вкусом. Некоторые части наряда изначально кажутся незаметными.

Но остановив на них взор становится понятно, что в каждую деталь туалета вложено немало труда и смысла. Особо приятно, что в городах и деревнях в последнее время все чаще обращаются к народным традициям и воссоздают фольклорные костюмы для особых торжеств и памятных фото.

От папахи до кабалахи

Каждый регион имеет свой головной убор. Каждый из них отличается размером, цветовой палитрой, орнаментом и даже предназначением. Список самых распространённых головных уборов, которые носили и носят на территории Грузии:

  1. Хевсурская шапка (получила название от одноимённой области). Отличается яркостью, нарядностью и способом отделки. Вяжут её из полушерстяной мягкой пряжи. В орнаменте обязательно присутствие крестов.
  2. Сванская шапка. Грузинский головной убор, сшитый из войлока и украшенный тесёмкой. Носят шапку в горной части страны (Сванетии). В летний сезон она предохраняет от жаркого солнца, зимой согревает голову.
  3. Кахури, или кахетинская шапка. Бывает в двух расцветках: чёрная и белая. По внешнему виду напоминает сванскую шапку.
  4. Кабалахи — конусообразный мегрельский головной убор, сшитый из тонкой шерстяной ткани. Имеет длинные концы и кисть на капюшоне.
  5. Папаха — это не головной убор, а гордость и честь любого кавказца. Шапку изготовляют из каракуля либо овечьей шерсти.
  6. Чихтикопи. Женский ободок, расшитый бисером, и с фатой.
  7. Папанаки. Имеретинский оригинальный головной убор. Четырёхугольная либо круглая маленькая шапочка, сшитая из сукна, расшитая тесьмой, имеющая подвязку под ободком.

Аксессуары и обувь

Аксессуары присутствовали, как в женском, так и в мужском варианте традиционного костюма.

Головные уборы мужчин были довольно разнообразными. Зимой традиционный костюм дополнялся теплыми войлочными шапками, которые носили название надбис куди. Альтернативой им служили меховые башлыки. Более торжественно выглядят украшенные золотой или серебряной кистью башлыки, которые носились на манер чалмы.

Девушки и женщины в качестве головных уборов носили лечаки и копи. Лечаки – это простая белая вуаль из полупрозрачного тюля, а копи — специальный обруч для фиксирования вуали на голове.

Грузинские женщины ранее также носили чадри, скрывающие все лицо, кроме глаз. Позже этот вариант головного убора сменился на простую темную косынку под названием багдади. Этот предмет одежды, как и вуаль, крепился на голове при помощи специального ободка. Его свободные края спадали на спину и плечи, подчеркивая элегантную женскую прическу. Замужним женщинам частью этого головного убора приходилось закрывать также шею, чтобы не оставлять на виду обнаженные части тела.

Что касается обуви, для мужчин она была довольно закрытой. Девушки носили более изящные туфли. Богатые грузинки могли позволить себе коши – остроносые туфельки без задников с красиво загнутыми носками. Девушки из более низкого сословия носили простые и удобные кожаные лапти, которые назвались «каламани».

Из аксессуаров популярностью среди женщин пользовались бусы из янтаря или кораллов. Макияж девушек в Грузии также был минималистичным. Девушки использовали только румяна, чтобы придать образу живости и чернили брови и волосы.

Традиционный грузинский костюм выглядит строго, но в то же время привлекательно, под стать самих жителей этой суровой горной страны. Сейчас национальный костюм в Грузии носят исключительно по праздникам, но, несмотря на это, он все равно не канет в небытие. Ведь традиционный костюм – это воплощение ментальности целой нации и демонстрация ее переменчивой истории.

Грузинский национальный костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru

«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

Женский наряд

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий