Содержание
- 1 Украшения и декор для ичиг
- 2 Что за дивная обувь — ичиги?
- 3 Особенности женских ичиг
- 4 Ичиги в истории
- 5 Праздничная национальная одежда
- 6 Как валенки стали народной обувью
- 7 Особенности
- 8 Войлочные шляпы
- 9 Современная интерпретация
- 10 Татарские национальные украшения
- 11 От древних веков до нового времени
- 12 Как своими руками сшить ичиги
- 13 Мех и каракуль для головы
- 14 Как сделать выкройку для создания ичиги
- 15 Цветовая гамма и декор
Украшения и декор для ичиг
В качестве украшения можно использовать любую имеющуюся фурнитуру. Это могут быть цепочки, сережки, яркие кнопки, металлические заклепки и другие элементы. Красиво смотрится аппликация и готовые термонаклейки и нашивки. Добавят уникальности банты, цветы и пуговицы.
В верхней части ичиг можно оставить небольшие отверстия на одинаковом расстоянии друг от друга. В них легко продеть шнурок, для дальнейшего его затягивания и обеспечения более плотного прилегания к ноге.
Таким образом, качественную, красивую и удобную обувь можно не только купить в магазине, но и смастерить ее собственноручно. Для этого следует подобрать подходящие материалы и разработать правильную выкройку. Отличительной особенностью ичиг станет уникальный авторский дизайн.
Что за дивная обувь — ичиги?
Невероятно лёгкие, они больше похожие на чулки с жёстким задником и пластичным носком. Изготавливаются из сафьяна или юфти, которые являются сортами мягкой выделенной кожи. Шьют их в сапожных мастерских или на фабриках.
Фабричные экземпляры незатейливы и просты, обычно сшиты из однотонной кожи. На пошив не затрачивается много времени, что позволяет выпускать их партиями.
На пару ручной работы ичижных дел мастер тратит до одной недели. Кожаные лоскуты красят в различные цвета и сшивают между собой шелковыми нитками. Швы получаются крепкими — надёжность обеспечивается уникальным «казанским» швом, секрет которого мастер передаёт своим ученикам.
Сапожки сшитые вручную эксклюзивны — для каждой пары подбираются нужные лекала, мастер раскраивает детали, подбирает цвета и создаёт всевозможные орнаменты. Именно такие живописные сапожки с этническим узором и на каблучке стали частью народного татарского костюма (фото).
Особенности женских ичиг
Подходят для любого времени года. Тонкая натуральная кожа хорошо пропускает воздух, и не перегревается в жару. Надев тёплый носок, можно гулять в них весной и осенью, ноги останутся сухими, даже если наступить в глубокую лужу. Утеплённые мехом или войлоком, они согреют ножки своей хозяйки в зимнюю стужу.
Высота сапога варьируется от начала икры до колена. Кроме этого модели отличаются цветами кожи и декором. Разнообразные орнаменты получаются при соединении цветных лоскутов вышивкой, которая крепко фиксирует кожаную мозаику, и создаёт своеобразную окантовку между её частями.
В мусульманском мире изображение живых существ на вещах под запретом, поэтому невозможно заказать сапоги с животными, насекомыми или птицами. Украшениями становятся всевозможные абстрактные формы и растения. А обрамление этих фигур вышивкой шелковыми разноцветными нитками делают изделие поистине исключительным и сказочными.
Мода постоянно движется по временному кругу. Каждая вещь наполнена своей историей. В этом и заключается её шарм и неповторимость. Когда-то ичиги стали неотъемлемой частью татарского народно костюма, теперь их можно назвать дизайнерской обувью ручной работы.
Ичиги в истории
История узорных сапожек начинается в Казани XIX века, когда ичиги шили мастера в деревнях, а их производство считалось домашним ремеслом. В начале двадцатого века изготовление обуви становится организованным промыслом, а после стремительно набирает оборы и перерастает в местную промышленность. Отныне Казань — центр обувного производства, а ичиги покупают люди всех стран.
Ичиги — эта национальная обувь казахов выставлена в Британском музее
Народы Кавказа и Средней Азии носят ичиги в качестве домашней обуви. Перед выходом на улицу надевают сверху кауши — башмаки из грубой кожи на плоской твёрдой подошве или на высоком каблуке.
На своей родине ичиги и кауши нашли поклонников в лице княжеских и дворянских семей. Поверх ичигов женщины обували кауши с острыми загнутыми вверх мысами. Чаще они были из красной или зелёной кожи и с вышивкой золотой или серебряной нитью. Мужской вариант ичигов с каушими был сдержаннее. Предназначены они были для пеших прогулок и выходов в гости.
Послевоенный период в России сказывается не лучшим образом на производстве — оно идёт на спад. Однако проявляется огромный интерес к искусству народных промыслов, и создаются фабрики для пошива национальной обуви. Так ичижное мастерство переходит в область декоративно-прикладного искусства.
Праздничная национальная одежда
В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.
В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.
Как валенки стали народной обувью
На босую ногу татары надевали чулки, некоторые виды которых также изготавливались из войлока, например, «киез оек» валялись из белой овечьей шерсти. Носили их в межсезонье, то есть в сырую, холодную погоду с кожаными, позднее резиновыми калошами.
Касаемо истории самого валенка как обуви, изначально его форма разительно отличалась от привычной для нас сегодня — цельносвалянного сапога с чуть расширяющимся к верху голенищем, вытянутым носиком, округлым пяточным выступом и плоской подошвой (подобная форма была придумана лишь в конце XVIII — начале XIX века). Более ранняя войлочная обувь была сшивной — к отдельно скроенному войлочному башмаку приторачивалось войлочное голенище. Впервые цельносвалянный сапог с высоким голенищем был изготовлен в Семеновском уезде Нижегородской губернии.
Особо любимыми стали светлые с вышивкой по голенищу красной гарусной нитью в виде стилизованного растительного узора, линий, точек и геометрических фигур
Формировалась пара валенок на одну колодку, то есть не было различия между правой и левой ногой. Валяная обувь была с ворсом (чесаные) и гладкими, лишь трех природных цветов — серого, черного, белого. Изначально войлочная обувь была дорогим удовольствием, в связи с тем, что шерсть обрабатывалась вручную, и подобную обувь себе могли позволить только достаточно зажиточные люди. В Российской империи валенки приобрели широкое распространение только в первой половине XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом.
Популярны и любимы не только среди татар были валенки, изготовленные в деревне Кукмор Мамадышского уезда Казанской губернии. Мастера катали как черные, так и белые валенки. Однако особо любимыми стали светлые с вышивкой по голенищу красной гарусной нитью в виде стилизованного растительного узора, линий, точек и геометрических фигур. С середины 60-х годов XIX века в Кукморе действовала мастерская валяльной обуви, а позднее братьями Николаем и Сергеем Комаровыми была открыта фабрика. Войлочная обувь, изготовленная на фабрике, пользовалась обширным спросом и большими партиями вывозилась на Мензелинскую, Казанскую, Нижегородскую, Симбирскую ярмарки. Качественная войлочная обувь, изготовленная на фабрике, отмечалась медалями и экспонировались на российских и международных (1889 год, почетный отзыв Парижской всемирной выставки) торгово-промышленных выставках.
Особенности
Основными элементами национального костюма являются длинная рубаха (кулмэк), распашной халат, шаровары (ыштан). Для девушек шились нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек) и татарский фартук, который скрывал открывающийся при движении или танце вырез на груди. Одежда должна была быть свободной, однако в женском образе всегда присутствовал акцент на талии.
Краткое описание особенностей традиционного наряда:
- широкая рубаха, которая не подпоясывается: для мужчин — по колено, для женщин — до щиколотки;
- штаны: для татарина они могли быть полосатыми, женский вариант всегда был однотонным;
- верхняя одежда, которая была выполнена из разных материалов, соответственно, называлась по-разному: камзол, казакин, бишмет, чабулы чикмен, чабулы тун; для воскресного и праздничного посещения мечети мужчинам шился чапан, а на верхней одежде татарки присутствовали декоративные строчки, мех, кожаные вставки, позумент, вышивка.
Несмотря на всю яркость и колоритность, татарский костюм не отличался разнообразием цветов. В основном использовали вишневый, белый, темно-бордовый, желтый, зеленый. Оттенок одежды определял возраст, благосостояние, семейное положение человека.
Наряд и головной убор, особенно праздничный вариант, украшали золотыми и разноцветными нитями, бусинами, монетами, бисером. Узоры на одежде носили мотивы животного или растительного мира, что показывало уважение народа к природе и всему живому.
Войлочные шляпы
Как было замечено исследователем и сотрудником Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) Е.Г. Царевой, «татары принесли культуру войлоковаляния на берега Волги. Наряду с собственно войлоками Поволжье являлось активным производителем и пользователем полувойлоков типа сукна, поэтому местный мужской костюм обычно сочетал в себе суконные предметы (кафтан, онучи) и войлочные (головной убор, чулки)».
Татары с давних времен владели технологией войлоковаляния овечьей шерсти, не теряя навыки и по прошествии столетий. Распространенным летним головным убором среди татарского сельского населения была валяная (катаная) шляпа с полями «эшләпә», которая защищала от летнего зноя. Как писал Н.И. Воробьев, «эти шляпы носят крестьяне летом вообще и главным образом во время страды, ибо они хорошо предохраняют голову и глаза от солнца». Причем, валяные головные уборы могли носиться как мужчинами, так и женщинами, которые во время полевых работ надевали их поверх платка. По сведениям этнографа С.В. Сусловой, чаще всего их делали из белой овечьей шерсти. Черные шляпы встречались лишь у татар-кряшен, да и они больше предпочитали серый цвет.
Современная интерпретация
Современный костюм — это больше стилизация, нежели традиционный наряд в чистом виде
У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак
Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.
Современные девушки преимущественно носят длинные платья А-силуэта с воланами на рукавах, воротником-стойкой. Фасон может варьироваться, но закрытость наряда до сих пор является обязательным условием. Головной убор при этом остался неизменным. Современный татарин носит широкие штаны и камзол, иногда используется пояс, которым подпоясывают рубаху. Мужской костюм практически не претерпел изменений, разве что выглядит он куда более стильно и уместно для модных веяний 21 века. Хотя все больше наблюдаются тенденции европеизации повседневной одежды татар, национальный костюм все так же глубоко почитаем, ведь в нем ярко воплотились самобытность культуры и удивительное мастерство народного творчества, накапливаемые столетиями.
Татарские национальные украшения
Национальные украшения являются неотъемлемой частью культуры всех народов. В этой небольшой статье мы хотели бы познакомить вас с некоторыми татарскими украшениями.
Пышное нагрудное украшение изю, которое нашивается на платье. Представляет собой широкую ленту галуна, унизанную металлическими бляхами, брошками, монетами, самоцветами и бухарскими пряжками. Это украшение носят преимущественно замужние женщины.
Более интимное украшение кукряк, он носится татарками на груди, прямо на голом теле, представляя собой ритуальный характер. Безусловно кукряк есть пережиток самой глубокой старины.
Интересным украшением женского наряда является джиана — чисто ювелирное изделие. Этот предмет представляет собой род воротника, состоящего из двух пряжек-застежек, нашиваемых на особую бархатную ленту, которая одевается на шею. От пряжек книзу идут пять цепочек, заканчивающихся интересными пятью брошками, в центре которых почти всегда бывают дорогие камни, а вокруг тонкая ткань. В большинстве случаев этот наряд бывает очень тонкой, художественной работы из серебра и золота, и он всегда богато украшается камнями, среди которых бирюза является любимым.
Довольно оригинальным украшением является хаситэ. Она представляет сплошь унизанный металлическими украшениями пояс, на котором висят: пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т.д. Носится хаситэ перевязью, через правое плечо, с таким рассчетом, чтобы под сердцем у татарки как раз приходился особый кармашек, в который вкладывается футляр с молитвой.
Футляры — битю имеют вид металлической коробки для корана и молитвы и бывают часто очень красивой работы. Всем хорошо известен ящик для корана Касимовской работы 1612 года, представляющий шедевр ювелирного искусства и послуживший, вероятно, образцом впоследствии казанским мастерам-татарам-ювелирам.
К оригинальным украшениям татарок относятся накосники, бляхи, пряжки, застежки, перстни, массивные серьги, кольца, ожерелья, пуговицы, браслеты, амулеты и многие другие занятные безделушки, выполненные с большой любовью и вкусом. По своему производству, все эти предметы ювелирного характера выполнялись казанскими татарами и даже татарками, некоторые же привозились из Бухары, Кавказа и Стамбула, худшие же, работавшиеся исключительно для бедноты, изготовлялись в Рыбной слободе русскими кустарями.
Татарские национальные украшения.
Объем: 25 шт.
Формат: JPG
Размер файла: 4,77 Mb
От древних веков до нового времени
Зима в самом разгаре: до первых весенних проталин еще не раз мы испытаем на себе снегопады и мороз. Столь суровые погодные условия предполагают соответствующую одежду и обувь. Продолжая рассказ о традиционной одежде татар, как никогда становится актуальной тема использования меха и войлока в повседневной жизни народа.
Применение войлока в быту (жилища, одежда, обувь, ткани и пр.) уходит далеко вглубь истории народов Евразии. При этом в сравнении с ткачеством, которое прослеживается с 20-го тыс. до н.э., валяние войлока распространилось достаточно поздно, что связано с развитие овцеводства как основного поставщика сырья.
Первые войлоки, датирующиеся 3 тысячелетием до н.э., найдены были на территории Малой Азии. Геродотом описывались иранские войлочные головные уборы kulah (родственные скифским колпакам), которые были также изображены и на золотых пластинах Амударьинского клада (коллекция из 170 золотых и серебряных артефактов времен Ахеменидов, найденная в 1877 году в древнем городище на берегу реки Амударьи , в Бухарском эмирате).
С IX — VIII вв. до н. э. в Евразии начинается расцвет культуры ранних кочевников, расселившихся по всей протяженности Великого степного коридора — от Северного Причерноморья до высокогорий Тувы и Алтая, зачастую объединенных под общим термином — «скифы».
В кочевнической культуре войлок широко использовали в быту. Алтайские пазырыкские курганы, датируемые VI—IV веками до н. э., сохранили потомкам большое количество войлока, толщиной не более одного-двух мм: украшенный аппликацией войлок по войлоку, временами дополненный вышивкой тамбурным швом, окантовкой белым шнуром и вырезанными из золотой фольги деталями. Пример «сюнской» традиции войлоковаляния, найденный в курганах Ноин-Улы (хунну, II—I века до н. э.) во внутренней Монголии войлок — многослойное полотнище, крытое тканью, со сценами борьбы животных, мифологическими сюжетами, аппликацией со стежкой и окантовкой толстым витым шнуром. Яркими последователями этой традиции стали многие народы Центральной Азии: тибетцы, тувинцы, алтайцы, казахи.
Фрагмент войлочного ковра с изображением феникса. Пятый Пазырыкский курган. Эрмитаж
Как своими руками сшить ичиги
Для верхней части сапок можно использовать различные материалы. Подойдут такие ткани, как драп, мех, войлок, кожа. Для первой работы хорошо подойдет искусственный мех. Также понадобятся нитки, ножницы, мелок и швейная машинка.
Соблюдайте определенную последовательность действий:
- Для начала следует выкроить необходимые детали. Лекало прикалываются на материал с помощью булавок, обводятся мелом и вырезаются. Следует также прибавить пару сантиметров на обработку швов;
- Должно получиться по две пары деталей для голенища, подошвы и верха обуви. Также можно выкроить полоски для декоративной отделки и другие украшения;
- Подошву с изнаночной стороны следует проклеить флизелином. Для этого подошву обводят на флизелине. Полученную деталь накладывают на подошву и в течение 30-50 секунд держат под горячим утюгом;
- Приступаем к пошиву. Сначала боковые голенища сшиваются с наружной верхней частью сапожек. Другие детали сшиваются швом внутрь;
- Когда все элементы будут соединены, верхнюю часть голенища можно вывернуть наружу или пришить декоративный отворот;
- Далее, можно приступить к украшению сапожек.
Если в пошиве используется не толстый материал, то сапожки удобно шить на швейной машинке. Необходимо заранее потренироваться на отдельном кусочке ткани, а также подобрать оптимальный режим шитья и иголку. Если же детали плотные, то лучше их прошить вручную. Для этого нужны прочные нитки и толстые иглы.
Мех и каракуль для головы
Головные уборы с использованием меха были нескольких видов. Мужские, в виде полого конуса, сшитого из четырех кусочков ткани, полусферического цилиндра или с плоским матерчатым верхом могли украшаться меховой опушкой. Также бытовали полностью меховые шапки в виде усеченного цилиндра с плоским верхом и твердым околышем (часть головного убора, непосредственно облегающая голову), или по типу «папахи» обычно из черного каракуля – «чәрәпинкә бүрек».
Татарскими женщинами также использовался мех для пошива и украшения головных уборов. Сохранившаяся вплоть до начала ХХ века женская шапка с плоским верхом «камчат бүрек» бытовала в нескольких вариациях. В одном из типов данного головного убора околыш был меховым. С.В. Сусловой и Р.Г. Мухамедовой было описано использование этой шапки в середине, а местами и в конце XIX века, она использовалась в качестве предмета выкупа невесты и представляла собой широко распространенный убор молодых женщин. В Начале ХХ века «камчат бүрек» считался уже убором пожилых женщин.
У татар в ходу были и меховые рукавицы, часто по верху обшитые холстом, а также кожаные голицы (рукавицы из толстой кожи, без шерстяной подкладки), которые были распространены по всему Поволжью, бытовавшие и среди других народов. Меховая обувь практически не использовалась татарами. Представлена лишь одним типом — «бышымлы кынҗирык». Шились они мехом наружу из невыделанной конской, коровьей шкуры, с низким холщовым голенищем, стягивающимся шнурком у щиколотки. Подобная обувь была распространена в разных уездах Пермской губернии и в Златоустовском уезде Уфимской губернии.
Итак, подводя итоги, хотелось бы заметить, что и сегодня сохраняются традиции выделывания меха и изготовления изделий из войлока. Казань славилась всегда мастерами по меховому делу. Умельцы пользовались спросом среди населения, так как мех татарами был любим и его носили с удовольствием. Мастерские по обработке меха в уездах Казанской губернии появились еще во второй половине XIX века.
На одной из самых старых фабрик России, а именно в Кукморе, со второй половины XIX века не прекращалось производство валенок. Сегодня ассортимент стал более обширным. Мастера не отстают от спроса и выводят на рынок новый товар, соответствующий современным потребностям покупателя.
Дина Гатина-Шафикова, фото предоставлены автором
Справка
Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.
- В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
- В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
- С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
- Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
- Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».
Как сделать выкройку для создания ичиги
Однако, можно сделать выкройку и самостоятельно. Для этого необходимо произвести измерения ноги. Рассмотрим этапы построения несложной выкройки:
- Самый простой способ – это обрисовать на бумаге ступню человека и придать ей округлый вид. При этом лучше воспользоваться посторонней помощью, чтобы конур ноги был четко обрисован. Также можно обвести любимые тапочки;
- Необходимо к каждой выкраиваемой детали добавлять пару сантиметров на свободу движения. Это зависит от того, как планируется носить будущую обувь. Например, она может носиться с плотными носками или гетрами;
- Далее, оборачиваем бумагой вокруг пятки и узнаем нужную высоту и длину по бокам. В ходе этого процесса можно ставить отметки для облегчения дальнейшего соединения элементов выкройки;
- Затем отмеряем необходимую ширину и высоту голенища по икре и чертим прямоугольник;
- Высота сапожек подбирается индивидуально;
- Также для большего комфорта и тепла можно сделать стельку или воспользоваться готовой;
- Дополнительно вырезаются отвороты, если они предусмотрены и прочие элементы для дальнейшего украшения.
Со временем можно перейти к более сложным моделям и делать настоящие чертежи, меряя ногу с помощью линейки и сантиметровой ленты.
Цветовая гамма и декор
Цветовая гамма татарских костюмов имела небольшие различия по возрасту и гендерному признаку. Мужчины и мальчики старше 5 лет преимущественно носили черные, темно-синие или бордовые камзолы, штаны, рубахи. Девушкам и женщинам предлагали зеленую, голубую, красную, вишневую, желтую повседневную и нарядную одежду. В наряде за основу брали один темный цвет и дополняли его более светлыми оттенками из той же цветовой палитры.
Отделка ткани выполнялась с помощью растительного орнамента, который был позаимствован из восточной культуры. Асимметричные узоры, рассыпанные по наряду, принято разделять на следующие группы:
- степь — на одежде преобладают мак, незабудки, тюльпаны;
- луг — в наряде используют ромашки, васильки, колокольчики, ирисы, землянику, ландыши;
- сад — на подол камзола, рубашки, шапок наносят рисунки астр, роз, пионов, нарциссов.
Также использовали волны, сердечки, полоски, треугольники. Очень часто на татарском наряде вышивали один и тот же узор, но разными нитями. Такая техника создавала полихромность и минималистичность костюма.