Содержание
- 1 Женский индийский наряд
- 2 В свадебном сари навстречу счастью
- 3 Как правильно носить
- 4 Как правильно надевать сари?
- 5 Значение цветовой гаммы
- 6 Мужские головные уборы
- 7 Что такое сари
- 8 Духовный аспект
- 9 #4 W для женщин
- 10 Индийское сари и украшения
- 11 Ход занятия:
- 12 Выбор ткани, узора и цвета
- 13 #7 Аурелия
- 14 Буддизм и индуизм в Индии
- 15 «Полоска ткани»
- 16 #13 Nagaland
- 17 Одежда для особых торжеств
- 18 Махабхарата и Рамаяна
- 19 Количественный и качественный состав армий Древней Индии
- 20 Сари — создаем образ индийской богини
- 21 Описание наряда
- 22 Кшатрии – каста воинов Древней Индии
- 23 #4 Керала
Женский индийский наряд
В свадебном сари навстречу счастью
Стоит ли говорить, что большинство невест в Индии следуют вековым традициям, выходя замуж в сари. Любой фильм Болливуда тому доказательство. Каждая Зита в финале танцует и поет в роскошном красном или зеленом сари, сверкая и переливаясь на солнце стразами, камнями и другими объемными деталями отделки. Чем больше золота на невесте и на сари, тем лучше — в этом уверены все жители Индии. Единственное, в чем их мнения расходятся, это цветовые предпочтения сари.
Многодневная свадьба в Индии то еще испытание для невесты
В Бенгалии и на севере страны невесты щеголяют в красных сари. Ведь этот цвет, по поверьям, принесет супругам счастье и много детей. Свадебное сари зеленого цвета с красной окантовкой выбирают девушки штата Махараштра. Они считают, что зеленый — символ плодородия и процветания.
Свадебное сари индийской актрисы Сонам Капур
В некоторых областях можно встретить невест в желтых свадебных сари. В общине сантахал настаивают на белых сари с пурпурной каймой, невзирая на то, что белый у индийцев считается символом траура. В восточном штате Орисса под венец идут в саптакар.
Некоторые невесты, кроме тяжелого сари, носят на себе килограммы золота
Как правильно носить
В Индии костюм сальвар камиз носят и дома, и на работе
В каждом случае одежду подбирают с учетом важности события. Для дома лучше выбирать наряд, сделанный из хлопка
Если планируется общественное мероприятие, то костюм должен быть из шелка и украшен бисером. Чем больше нашивок, тем богаче выглядит сальвар камиз.
Под костюм следует надевать прозрачную майку. Затем нужно надеть штаны и подтянуть их к талии. Сальвар должен крепко держаться.
Камиз надевают обычно через голову. Если есть крючки или замки, их нужно аккуратно соединить.
Для завершения образа обязательно нужно накинуть шарф. Его можно закрутить вокруг шеи или накинуть на плечи, закрыв грудь. Чтобы шарф не спадал, его можно приколоть в нескольких местах к одежде.
По желанию можно надеть аксессуары. К сальвар камизу подходят крупные браслеты, бусы, большие сережки и индийские бинди, которые традиционно носят на лбу.
Как правильно надевать сари?
Количество известных способов, как надеть национальное платье индийских женщин, насчитывает более 15. Но самый распространенный способ, состоящий из шести последовательных шагов, выполняется следующим образом:
Для начала необходимо надеть короткую нижнюю блузку или топ, который называется чоли.
- Одевается нижняя юбка (подъюбник), которая по цвету соответствует сари. Силуэт юбки должен быть прямым, ниспадающим, но, ни в коем случае не расклешенным!
- Приступаем к драпировке. Для того необходимо взять нижний край полотна и в направлении против часовой стрелки закладывать его за край юбки. Нижний конец полотна сари должен касаться пола, это и есть правильная длина наряда. Так оборачиваем один раз.
- Спереди нужно сделать несколько аккуратных складок в количестве 6-9, ширина каждой — примерно 3-5 сантиметров. Все складочки выравниваются по длине, собираются вместе и ниспадают строго прямо.
- Складки заправляются за пояс спереди юбки и «смотрят» в левую сторону.
- Оборачиваем полотно сари вокруг тела таким образом, чтобы оно проходило под правой рукой и закрывало грудь, конец перебросить через плечо.
Учимся надевать сари
Многие девушки оставшийся край сари накидывают на голову. Чтобы закрепить его, модницы используют красивые и изысканные индийские украшения. Такой образ придает красавице притягательной загадочности.
Невесты в Индии часто покрывают голову сари
Платье сари в Индии — это не только национальный костюм, а богатое наследие предков. Ни одно национальное или семейное торжество не обходится без такого изысканного, богатого и самобытного наряда. В пошиве это невероятно простая одежда, а щедрый декор, выполненный своими руками, придаст платью эксклюзивный статус.
Сари может быть украшено довольно простым узором
А может стать настоящим произведением текстильного искусства
Значение цветовой гаммы
Цветовая гамма, рисунки, которыми украшены концы тканей на сари и других одеяниях, узоры играют важную роль в создании образа как мужчин, так и женщин. Каждый цвет означает что-то определенное.
Например, красный является наиболее торжественным. Он присутствует и на одеяниях невесты, и на многочисленных украшениях в храмах, и даже цвет специй в Индии – оранжево-красный. Чистый оранжевый цвет символизирует огонь, а также чистоту, которая обретается после испытания огнем. У мужчины это символ отказа от мирских утех, а у женщин – вечная молодость, женственность и уют домашней обители.
Образ индийской невесты
Синий цвет символизирует расцвет силы, мужественности и власти. Многие божества имели костюм или кожу синего цвета. Хотя в некоторых областях этот цвет говорит о том, что его владелец этого одеяния – человек из низшей касты. Это связано в первую очередь с тем, что добыванием синего красителя занимались только бедные люди.
Как бы то ни было, синие наряды выглядят прекрасно
Индийская одежда белого цвета сочетает в себе смешение всех цветов. Этот цвет можно встретить на сари у женщин, которые только овдовели: он олицетворяет их верность и аскетизм. Также белый цвет говорит о чистоте, мире и святости.
Традиционный мужской костюм белого цвета
Особое значение несут в себе узоры и рисунки. Самыми распространенными изображениями на одеждах являются рисунки животных: слона, манго и рыбы. Рыба олицетворяет изобилие, слон – власть, а манго – плодородие.
Мужские головные уборы
Что такое сари
Сари — это от 5 до 9 метров ткани шириной не менее одного метра. Край обычно украшен окантовкой другого цвета или вышивкой. Научиться обертывать эту ткань вокруг своего тела так, чтобы она превращалась в красивый наряд, не так сложно, как может показаться в начале. Мне потребовалось около недели практики, чтобы научиться «заворачиваться» в сари за 5 минут.
Сначала надевается подъюбник из хлопка (его называют «павада» на юге и «шайя» на востоке Индии): он задает форму юбке, а также на нем можно крепить сари. Готовые подъюбники в Индии можно купить чуть ли не на каждом шагу. Как очень пышные — до 6 метров в ширину, чтобы почувствовать себя королевой, так и скромные прямые хлопковые юбки. В основном, конечно, индийские женщины выбирают второй вариант: в жару обилие складок утомляет, а не радует.
Но можно обойтись и вовсе без подъюбника, как делали в прежние времена: край сари просто крепится на нитке, завязанной вокруг пояса. Затем закладываются складки в юбку: по одной по бокам и, насколько позволяет ткань, до десяти складок спереди. Остальная ткань поднимается наверх, оборачивается вокруг туловища, складывается красивой гармошкой на груди и забрасывается за левое плечо. На плече, как правило, конструкция крепится булавкой, но многие опытные женщины не нуждаются и в этом. Оставшийся кусок ткани примерно метр длиной — это платок «палла», которым покрывают голову, как шалью.
Каким способом и какого цвета ткань задрапирована вокруг тела женщины, говорит о ее статусе, возрасте, принадлежности к касте и месте проживания. Фото Ананты Вриндавана
Обычно под сари надевают чоли — это топ до пояса или немного выше, с коротким или длинным рукавом. В прежние века вместо чоли использовали различные формы нагрудных повязок, платков и покрывал. Чоли сегодня продаются готовые: из трикотажа или хлопка. А можно сшить их на заказ: в каждом городке на рынках и просто на улицах легко найти тейлора — портного, который за день или чуть больше сошьет такой топик по вашим меркам. Причем возьмет очень мало: от 200 до 500 рупий. Многие сари также продаются с отрезом на чоли в том же стиле, поэтому вам не нужно подбирать для него ткань. В итоге у вас получается настоящий костюм.
Существует множество способов ношения сари. Любой из них не предусматривает застежек, булавок или заколок. Я описала, каким образом женщины носят сари в аристократических брахманских семьях. Этот стиль называется «ниви». Индийские танцовщицы надевают сари иначе, пропуская материю между ног. В сельскохозяйственных регионах страны женщины тоже пропускают ткань между ног, драпируя ее на спине, что обеспечивает комфорт в работе. Каким способом и какого цвета ткань задрапирована вокруг тела женщины, говорит о ее статусе, возрасте, принадлежности к касте и месте проживания. Например, белые сари безо всяких узоров носят вдовы — как символ отречения от мира; красные сари, расшитые камнями, стразами, золотыми и серебряными нитками, должны быть на невесте в день свадьбы.
Духовный аспект
Сари и дхоти — это не просто повседневная одежда индийцев. Она также прекрасно подходит для совершения религиозных обрядов. Согласно ведическим предписаниям, на пуджари (священнике) обязательно должна быть чистая одежда. Одежда со швами таковой не считается, ведь в швы забивается пыль и грязь, которая не вымывается даже после стирки.
Каждый раз, приезжая в Россию из Индии, я некоторое время, пока не привыкну к нашей полосе, умеренной и воздержанной на краски в природе и одежде, скучаю по яркости индийцев. По звенящим и разноцветным браслетам, по разнообразным украшениям, по цветастым сари. По тому, что женщин можно легко отличить от мужчин по внешнему виду. Как бы ни менялась мода в мире, следующие традициям индийцы не отказываются от своей одежды, которая не зависит от веяния времени.
Наталия Федорова, фото автора
ОбществоКультура
#4 W для женщин
Индийское сари и украшения
Индийское традиционное платье сари, не дополненное многочисленными золотыми украшениями, в понимании индианок выглядит странно, говоря о том, что в жизни женщины есть проблемы. Любовь к массивным серьгам, браслетам, ожерельям легко объясняется – муж еще имеет право выгнать жену из дома за провинность. Украшения на ней служат своеобразной подушкой финансовой безопасности, помогающей прожить некоторое время, поскольку супруга не имеет прав на жилье, собственность.
Украшения несут в культуре страны сакральное значение. Верят, что они воздействуют на активные точки, помогая улучшить самочувствие. Серьги улучшают зрение, драгоценный камень в пупке защитит от негатива, сглаза. Браслет отгонит злых духов. Украшение для лба – бинди – обострит интуицию. Женщины наносят своими руками украшения на платье, вкладывая сакральный смысл в орнамент, узоры.
Ход занятия:
Воспитатель проводит организационный момент
Обращает внимание детей на глобус, уточняет знания детей
Воспитатель: Правильно, ребята, глобус – это уменьшенная копия нашей Земли. Предлагаю отправиться в путешествие. Закрывайте глазки.
Звучит индийская мелодия.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где мы оказались?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: Мы оказались на рыночной площади города Дели.
Воспитатель обращает внимание детей на изображения городской площади и людей, одетых в национальные индийские костюмы. Воспитатель: Правильно, это Индия
Давайте поздороваемся, как здороваются в Индии
Воспитатель: Правильно, это Индия. Давайте поздороваемся, как здороваются в Индии.
Дети складывают перед собой ладошки и говорят «Намаскар».
Воспитатель: Смотрите, как необычно одеты люди в этом городе! Как вы думаете, почему индийская одежда такая необычная?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: Правильно, это национальная одежда индийского народа, она сохранила свою традиционность и национальные особенности. Даже находясь под влиянием других культур, она взяла всё лучшее. Индийская одежда очень элегантна, комфортна и удобна. Несмотря ни на что, индийцы носят её с большой гордостью. Праздники, семейные торжества, официальные церемонии являются тем моментом, когда индийцы отдают особое предпочтение традиционной национальной одежде.
Воспитатель показывает детям отрез ткани традиционной индийской расцветки и фактуры
Обращает внимание на фактуру, мягкость, шелковистость, цвет ткани, длину отреза
Воспитатель: Эта ткань предназначена для изготовления женской индийской одежды, которая называется сари. Сари является одним из самых прекрасных нарядов, которые носят индианки. Когда кто-либо представляет себе индийскую женщину, первое, что приходит на ум — это сари, в которое одета женщина. Сари — это прямоугольный кусок ткани, как правило, от 5 до 9 метров в длину, сотканный из нежного хлопка или шёлка. Однотонное или с цветочными узорами оно может быть как повседневным, так и праздничным, расшитым золотыми нитями и блестками. Бесспорно одно — традиция ношения сари, существующая тысячи лет, не исчезнет здесь никогда.
Индийская одежда знаменита своей цветовой насыщенностью. Одежда для женщин, такая, например, как сари, подчёркивает в них женственность, а мужская комфортна и удобна в условиях жаркого климата. Индийские наряды также разнообразны, как и вся индийская культура. Каждая деревня, город, регион отличаются друг от друга не только образом жизни, языком, пищей, но и стилем ношения, цветовой гаммой, способом драпировки одежды. Здесь не существует строгого единообразия, хотя и просматривается общий стиль.
В Индии повсеместно мужчины носят тюрбаны. Это длинный кусок ткани, обычно 5 метров длиной, который оборачивают множество раз вокруг головы. Тюрбан изначально предназначался оберегать голову от жары и знойного солнца. Чтобы справиться с жаркими климатическими условиями пустыни этот длинный кусок ткани замачивали в воде на ночь и затем утром завязывали вокруг головы. Множество слоёв тюрбана сохраняли влагу в течении всего дня и спасали от пылающей жары.
Воспитатель: Посмотрите, на ваших столах картинки с изображением девушек в индийском сари. Но их наряды совсем не красивые. Ваша задача – их украсить в индийских традициях, используя фломастеры, блёстки, бусинки.
Проводится пальчиковая гимнастика «Дружная семья».
Под нежную индийскую музыку дети выполняют задание.
По окончании – выставка детских работ.
Выбор ткани, узора и цвета
Национальный костюм Индии не только невероятно красив, но и наделен глубоким смыслом. К выбору сари нужно подходить комплексно, ведь он невероятно концептуален, его истоки обращают нас к знаменитой индийской философии.
Наряд индийской девушки может быть разноцветным
Что касается цветовой гаммы, то к выбору нужно подходить с полным знанием дела, ведь каждый цвет в Индии является символичным:
-
Красный — цвет благополучия и бесконечного счастья. Именно поэтому свадебная одежда невесты и жениха неизменно ярко-красного цвета. Наряд невесты щедро украшен драгоценными камнями, расшито золотом и серебром.
-
Желтый — оттенок, символизирующий плодородие, солнце и рассвет. Именно желтого цвета сари надевают счастливые молодые мамочки, не снимая его в течение семи дней, с момента рождения ребенка.
-
Оранжевый, или шафрановый, — один из наиболее почитаемых цветов у жителей Индии, приносящий благо. Святые, или садху, носят одежду именно оранжевого цвета.
-
Белый — цвет святости, умиротворения и спокойствия. Наряд белого цвета надевают вдовы в знак смирения и кротости.
-
Синий — в Индии цвет простолюдинов. Синее сари испокон веков надевали женщины — представительницы низшего сословия.
Что касается нанесения узоров, то они тоже несут в себе потайной смысл, разгадывая который, можно узнать о регионе проживания, принадлежности к знати или иному сословию, роду деятельности и профессии. Основные узоры для индийского сари — это цветы, рыбы, плоды, символизирующие благополучие. Выбор ткани для платья — один из основных моментов. Как правило, выбирают жоржет, креп и шифон, органзу и хлопок. Для вечернего наряда подойдет роскошный натуральный мисорский шелк.
Сари может украшаться традиционным «восточным огурцом»
#7 Аурелия
Буддизм и индуизм в Индии
Индийская история полна неожиданностей. Чтобы узнать об одной из них, вернемся немного назад. В 268 г. до н.э. индийский престол занял могущественный правитель династии Маурьев Ашока (“Лишенный печали”). Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство стало одним из крупнейших на Востоке. В молодости он не отличался мягкостью нрава и даже заслужил прозвище Чанда-Ашока (“Жестокий Ашока”). На восьмой год своего правления он одержал победу над государством Калинга (территория современного индийского штата Орисса), получил дополнительные политические и торговые преимущества. Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять свою власть.
Однако наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства, гласил: “…И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит мысль Угодного богам” (так Ашока называл себя). Он раскаивался в содеянном.
Ашока, беспощадный когда-то, в другом эдикте наставлял: “И если кто-то причинит вред, Угодный богам считает, что надо пощадить, насколько простить возможно”. Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что царь сделался приверженцем буддизма, религии, возникшей в Индии в 6 в. до н.э., и стал следовать ее правилам.
Индия является также родиной индуизма – одной из древнейших на земле религий, зародившейся в 4 тыс. до н.э.
Отличительная особенность индуизма – многобожье. Древние индийцы считали, что боги, как люди, любят вкусную еду, красивую одежду, так же дружат и ссорятся. Богами наиболее древнего происхождения считаются Сурья (бог солнца), Дьяус-Питар (бог неба), Ушас (богиня утренней зори), Парджанья (бог грозы), Сарасвати (богиня реки того же названия), Агни (бог огня). Особенно почитался Индра – повелитель дождя, победивший Вритру – демона засухи.
Позже главными богами индийцев стали Брахма (начало всех начал в мире), Шива (разрушитель) и Вишну (охранитель).
Вишну древние индийцы представляли себе в виде прекрасного юноши, возлежащего на мифическом змее Шеше, который плавает в водах космического океана. У Вишну четыре руки, в них он держит раковину, колесо, палицу и цветок лотоса. Вишну обладает даром превращаться в животных и людей.
Однажды, оборотившись карликом, Вишну пришел к царю демонов Бали и попросил подарить ему столько земли, сколько он сможет покрыть тремя шагами. Рассмеявшись, Бали охотно дал разрешение, но скоро пожалел об этом: карлик вырос до гигантских размеров и первым же шагом покрыл небо, а вторым землю. Третьего шага, видя ужас бали, великодушный Вишну делать не стал.
Высоко в Гималаях на горе Кайласа обитает бог Шива. Вид его грозен Шива обвит кобрами, одет в тигровую шкуру, носит ожерелье из черепов. Он многолик и многорук, на лбу его всеиспепеляющий третий глаз. Как говорит предание, спасая людей, Шива выпил яд, и его шея посинела. Поэтому его часто называют “Синегорлым”. В руке у Шивы трезубец, и выступает он всегда в сопровождении быка Нандина. У Шивы и его жены Парвати, что означает “Горянка”, два сына. Первый – четырехрукий Ганеша, человек с головой слона, едущий на крысе. До сих пор Ганешу почитают как бога мудрости и удачи. Его брат, бог войны Сканда, имеет шесть голов. Ездит он на огромном павлине, держа в одной руке лук, а в другой – стрелы.
Древние индийцы обожествляли животных. Особенно почиталась священная корова Сурабхи, что в переводе означает “Хорошо пахнущая”. По преданию эта корова пребывает в раю бога Индры. Поклонялись индийцы и змеям – нагам. В современной Индии есть штат, который называется Нагаленд – “Земля змей”.
В Древней Индии сложился обычай посещать святые места. Особой добродетелью считалось побывать в Хардваре – месте, где река Ганг выходит на равнину, хоть раз в жизни, как бы далеко ни жил человек, совершить омовение в ее священных водах.
Махабхарата содержит столько фантастических историй, изобилующих странными подробностями, что порой кажется – а что, если тут написана хотя бы толика правды?
«Полоска ткани»
Именно так переводится с санскрита слово «сари». И действительно, это полотно шириной 1,2-1,5 метра и длиной от 4 до 9 метров, которое оборачивают вокруг тела. В Индии существует красивая древняя легенда о том, как впервые было изготовлено сари. Согласно ей, создал его ткач-волшебник, мечтавший о прекрасной женщине и представлявший блеск ее глаз, нежные прикосновения, гладкие шелковые волосы и ее смех. Получившаяся ткань была настолько удивительна и похожа на женщину, что мастер не смог остановиться и соткал ее очень много. Но усталость все-таки подкосила его, но он был абсолютно счастлив, так как мечта воплотилась в удивительную одежду.
Первые сведения о прообразе сари ученые обнаружили в письменных источниках, датируемых 3000 годом до н.э. В современной Индии это самая распространенная и популярная женская индийская одежда, которую носят с нижней юбкой (павада) и блузкой, называемой равика или чоли. Способов и стилей ношения сари существует очень много, и в каждом регионе этой большой страны он свой, особенный. Самым распространенным является ниви, когда один из концов (паллу) сари оборачивается два раза вокруг бедер, а второй закрепляется на нижней юбке и перебрасывается через плечо. Выходя на улицу, индианки свободный край сари накидывают на голову.
А вот материал, из которого шьется индийская одежда сари, так же как и в прежние времена, зависит от материальной обеспеченности и социального статуса женщины.
Сари могут быть самых разных цветов, с рисунком или однотонные, на любой, даже самый привередливый вкус. Но есть ряд цветов, которые индианки предпочитают только в особых случаях. Так, выходя замуж, индийская женщина наденет красное или зеленое сари, украшенное золотым шитьем. Молодая мама, только что родившая ребенка, выберет желтое сари и будет в нем ходить на протяжении семи дней. Традиционно вдовы носят одежду белого цвета без каких-либо украшений и узоров.
#13 Nagaland
Как другой племенной доминирует северо-восточном государстве, Культура одежды Нагаленда также в значительной степени вдохновлен племенными элементами и мотивами. Традиционное платье для женщин-нагов — это ангами, в которое входят верхние ватки без рукавов, надетые поверх юбки нейхро, и белая юбка пфемху.
Юбка женщин, как правило, представляет собой кусок ткани, обернутый вокруг талии и расширяющийся, чтобы покрыть ноги. Таким образом, культурный наряд женщин-нагов очень похож на повседневную одежду, с которой они сочетаются традиционные украшения.
У мужского костюма ангами Naga есть килт и обертка, дополненная традиционной шалью под названием Ratapfe. Килт зацикливается на мужском колене и имеет синий цвет, а шаль — замечательный оттенок красного, расшитый парой линий.
Читать о : Список самых вкусных блюд из 29 штатов Индии, которые заставят вас пускать слюни
Одежда для особых торжеств
Ленга-чоли имеет несколько названий — хагра-чоли, лехенга-чоли, чания-чоли — и распространена не только в Индии, но и в Пакистане и даже в Южном Афганистане. Помимо непосредственно короткой кофточки, в этот индийский костюм входят также ленга (лехенга) и дупатта. Ленга традиционно представляет собой юбку в виде зонтика, длина которой варьируется в зависимости от социального статуса женщины. Высшие сословия носят только длинные ленги. Дупатта в прошлом также была привилегией женщин из высших каст, но в современном мире она стала частью праздничного наряда любой индианки. Только красный ленга-чоли ранее считался традиционным костюмом для свадьбы, однако сейчас невеста может выбрать любой цвет для своего торжества. А уж разнообразие тканей и вовсе поражает воображение: шелк, атлас, парча, органза, лен, бархат – это лишь небольшой список, причем украшают их также вышивкой, бисером, стразами. Но для более низких сословий предпочтительнее остаются хлопчатобумажные ленга-чоли с вышивкой, иногда украшенные кусочками зеркал.
Махабхарата и Рамаяна
Бесценным наследием великой индийской культуры является “Махабхарата” – огромное собрание легенд, сказок, преданий, религиозно-филисофских текстов.
Автор этого грандиозного произведения неизвестен. В “Махабхарате” много сюжетов, главный из которых повествует о борьбе двух царских родов – Пандавов и Кауравов. В многолетнем споре победили братья Пандавы, но не без божественной помощи: колесницей одного из них, храброго и могучего Арджуны, правил его наставник великий Кришна. Разговор Кришны и Арджуны перед битвой изображен в “Бахагават-гите” (“Божественной песне”), считающейся самой священной частью “Махабхараты”. Некоторые места “Бхагават-гиты” звучат вполне современно:
Кто сам себя победил, тот сам себе союзник,
Кто же собой не владеет,
тот, враждуя, себе враждебен.
Эпическая поэма “Рамаяна” в противоположность “Махабхарате” – единое и стройное произведение, приписываемое поэту Вальмики. В “Рамаяне” рассказывается о старшем сыне царя Дашаратхи – Раме, который из-за коварства одной из царских жен вынужден с братом Лакшманом и верной женой Ситой уйти в изгнание. Они зажили в лесу, питаясь кореньями и плодами. Царь демонов, злой Равана, похитил Ситу и унес к себе. В страшном гневе Рама, объединившись с предводителем обезьян Хануманом, убивает похитителя и освобождает прекрасную Ситу. Вернувшись в столицу, Рама становится царем.
“Рамаяну” и “Махабхарту” можно назвать энциклопедией жизни Древней Индии: так много там сведений о стране, обычаях людей, государственном управлении и культуре.
Древние индийцы были сведущи не только в литературе, но и в математике, астрономии, медицине. Именно они подарили миру шахматы. Наука врачевания называлась Аюрведа – “наука о долгой жизни”. Древнеиндийский врач был одновременно и ботаником , и фармакологом, и биологом, и психологом. Искусные хирурги, они не только почти безболезненно для пациента извлекали стрелы из ран, но даже восстанавливали правильную форму искалеченных в бою носов и ушей, т.е. делали пластические операции. Ну а в лечении змеиных укусов индийские врачи не знали себе равных!
Из глубокой древности дошли до нас интереснейшие памятники архитектуры. Буддийские святилища-ступы внешне очень напоминают колокол.
При взгляде на них неосознанно возникают мысли об их космическом происхождении – настолько они необычны. Основу их составляет насыпной холм, выложенный кирпичами или покрытый по беленной штукатуркой. Верх сооружения венчает квадратная терраса “хармика” (“дворец богов”). Из ее центра вверх устремляется шпиль, на который нанизаны зонты (три либо семь), называемые “амалака”. Семь зонтов символизируют семь ступеней с земли на небо, а три – количество небесных сфер. Внутри находится небольшая камера (иногда не одна) с останками Будды или буддийских святых. Все моления и обряды совершаются только снаружи.
Наиболее известно святилище-ступа в Санчи, которое сооружали с 3 до 1 в. до н.э. На его знаменитых четырех воротах, называемых “торана”, представлена вся Индия: природа, архитектура, предания и легенды, связанные с жизнью богов и людей, фантастические существа, животный мир, деревья и цветы, жизнеописание Будды. Рассматривать ворота можно часами – как читать увлекательную книгу.
Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрость Вед:
Да не будет ненависти
У брата к брату, а у сестры к сестре!
Оборотившись друг к другу,
следуя одному обету,
Говорите доброе слово!
Количественный и качественный состав армий Древней Индии
В бою индийское войско древности широко использовало слонов. На спине слона устраивалась башенка, и в ней помещались лучники, вооруженные луками и дротиками. По примеру индийских войск боевых слонов включили в состав своего войска персидские цари, а после правления Александра Македонского и так называемые эллинистические царства.
Индийские пехотинцы, по сведениям Арриана, имели большой лук в рост человека и длинные стрелы. Один конец лука ставился на землю; пехотинец упирался в него левой ногой и натягивал до отказа тетиву. Длинные стрелы якобы пробивали щит и панцирь.
Квинт Курций, возражая Арриану, заявлял, что эти стрелы были неопасны. Пехотинец имел щит из кожи в рост человека, но узкий — уже туловища человека. Кроме лука и стрел, пехотинец был вооружен длинным и широким мечом. Всадники имели на вооружении по два копья для метания (дротики) и небольшие щиты; седел у них не было, но лошади были взнузданы.
Боевые слоны до появления регулярной конницы были грозою для пехоты. Арриан сообщает о хорошей дрессировке боевых слонов, которые защищали своих вожаков, прикрывая упавших на землю своим туловищем, как щитом; убитых вожаков слоны выносили из боя.
Структура войск древнейших государств Индии имела свои особенности. В состав войска входили пехота, боевые колесницы, всадники и боевые слоны. Арриан сообщает, что один из правителей имел 50 боевых слонов, 4 тысячи всадников и 130 тысяч пехотинцев. Последнее мало вероятно. Обычно боевые слоны исчислялись десятками, реже — сотнями, боевые колесницы — сотнями, всадники — тысячами, а пехотинцы — десятками тысяч. Пехота была у индийцев главным родом войск.
В древней Индии города были хорошо укреплены. Укрепления состояли из стен с башнями; вокруг стены обычно выкапывали широкий и глубокий ров. Стены города Палим-ботра, по словам Арриана, имели 570 башен и более 60 прочных ворот. Около VI века до н э. среди рабовладельческих государств Северной Индии выделялись два наиболее крупных государства — Магадха и Кошала, которые возникли в долине Ганга и длительное время враждовали между собой.
Государства Северо-Западной Индии отстаивали свою независимость в борьбе с персидской деспотией. Персам удалось захватить Гандхару, которая была превращена в сатрапию Персии, платила большую дань и посылала в персидское войско отряды индийских воинов. В IV веке до н.э. поход в Северо-Западную Индию (долина Инда) предпринял Александр Македонский, однако ему не удалось проникнуть вглубь Индии.
Сари — создаем образ индийской богини
Описание наряда
Национальный наряд женщин в Эстонии включает в себя рубаху длинного свободного кроя с пышными рукавами, поверх которой надевалась юбка или сарафан. Обязательный элемент наряда – украшенный или расшитый пояс. Поверху юбки с помощью пояса крепится набедренник, который представляет собой два куска ткани, находящихся на уровне бедер.
В прохладную погоду плечи женщина может прикрыть специальным расшитым покрывалом – сыбой, или надеть длинный приталенный кафтан. Замужние женщины прикрывают голову особым способом свернутым полотенцем или специальным чепцом.
Национальный костюм мужчин менее притязательный: штаны свободного кроя, обязательно подпоясанные оригинальным поясом, рубаха, украшенная орнаментами и вышивками. Голову мужчины прикрывают маленькими войлочными шапками, а в холодное время года – шапками-ушанками, пошитыми из натурального меха.
Кшатрии – каста воинов Древней Индии
Один из столпов на которых стоит вся история Древней Индии – деление на касты, то есть наличие в обществе четко разделенных между собой классов граждан страны, профессия, род деятельности и вообще вся жизнь которых, была заранее определена уже по праву рождения.
Брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) составляли господствующие касты, из которых первые две считались главными. При этом каждая предшествующая каста стояла выше по рождению, чем следующая, и почет должен был оказываться тем, кто принадлежит к высшей касте. Шудры составляли четвертую касту — это были бесправные и угнетенные бедняки.
По сообщению Арриана, по численности касты воинов у индийцев, они “идут следом за земледельцами”. Воины здесь “пользуются наибольшей свободой и радостями жизни; занимаются они только военным делом. Оружие для них делают другие, лошадей доставляют им другие, в лагере служат им другие, которые ухаживают за их лошадьми, чистят оружие, водят слонов, приводят в порядок колесницы и служат возницами. Сами же они, если нужно сражаться, сражаются, когда же заключен мир, ведут веселую жизнь: от государства им идет такое жалование, что на него они без труда могут прокормить и других”.
Сражение индусов и македонян вовремя похода Александра Македонского в Индию
#4 Керала
Как государство, которое глубоко просачивается в традиции, предлагая щедрое современное искусство, этническая одежда Кералы все еще управляет культурой и обычаями государства.
Керальские женщины носят традиционное сари белого цвета с золотой каймой Mundum Neriyathum, Чудо из двух частей, mundum neriyathum состоит из нижней части одежды, называемой mundu, которая надета на талию вниз, и верхней части, называемой neriyathu, которая либо заправлена в блузку, либо надета через левое плечо.
Мунду, однако, также является одеждой для мужчин в Керале и может быть истолкован как государственная версия лунги. Mundus для женщин, как правило, более сложные, с украшениями и вышивками, сделанными на них. Женщины штата также носят украшенный шелк бенараси или канчипурам сари.
Интересно, что mundu, также известный как Kaili, работает как в традиционном, так и в повседневном стиле. Угловая длина mundus обычно сопровождается тканью, накинутой на плечи для обозначения более высокого социального положения.