Дымковская роспись: образец, орнамент и декоративное рисование

Современное производство

В наш техногенный век процесс создания дымковский игрушки, к счастью, не автоматизировался и не превратился в конвейерную штамповку. До сих пор лепка и роспись фигурок выполняется только вручную согласно четырехсотлетним канонам. Далеко не всем удается постичь все азы народного промысла. Но те, кто проявляет усердие и терпение, чтобы дойти этот путь до конца, становятся настоящими профессионалами своего дела. Их творения имеют неповторимый шарм, и в каждом легко узнается почерк создателя.

Как и 400 лет назад, лепка и роспись остаются сугубо женской профессией. И несмотря на то, что эти фигурки утратили свое ритуальное значение, они и сегодня воплощают в себе душевной щедрости, доброты и неисчерпаемого жизнелюбия русского народа.

Процесс изготовления дымковской игрушки

Дымка, как и другие образцы народного творчества, производится в соответствии правил, устоявшихся со времен ее возникновения. Она имеет присущие только ей черты, такие, как отбеливание и красочная роспись.

Сырье для ее изготовления добывалось прямо тут, в окрестностях Дымкова. Местную глину копали, измельчали, соединяли с белым речным песком, а затем добавляли воду и долго месили до однородности. Так как последнее руками было сделать непросто, то зачастую это делали ногами.

Сегодня мастера избавлены от этого трудоемкого процесса. Весь подготовительный этап сейчас механизирован. Готовая глиняная смесь поступает в мастерские в десятикилограммовых полиэтиленовых упаковках.

Как лепить

Каждая статуэтка от начала и до конца выполняется одним человеком. Ранее большая часть времени уходила на подготовительный этап, теперь львиная доля усилий отводится именно лепке.

Куски подготовленной глины разделяют, каждую часть скатывают в шарик. Из них делаются отдельные части фигурок. Отличительная особенность дымки в том, что она состоит из нескольких частей. Для того, чтобы соединить части между собой, их смачивают водой, затем места соединения заглаживают.

В первую очередь принимаются за изготовление основных элементов. А затем приступают к украшению, добавляя мелкие детали — шляпки, кокошники, сумочки, корзинки, косички и так далее.

Сушка и обжиг

Готовую заготовку обязательно нужно высушить. Сушка происходит на воздухе и длится от 3 до 5 дней в зависимости от температуры окружающей среды.

Далее следует обжиг. Раньше эту процедуру производили в русских печах. Фигурки ставили прямо на дровяную закладку или на металлический противень и отправляли в топку. Там глина разогревалась и начинала излучать ровное красное свечение. На этом обжиг завершался, игрушки оставляли остывать вместе с печью.

Сегодня для обжига применяются муфельные печи, температура в которых достигает +1000 °С. При такой температуре глина обретает высокую прочность. Игрушки в печах обжигают партиями. Таким образом, экономия времени мастера никоим образом не сказывается на его производительности.

Побелка

После обжига заготовка приобретает характерный для керамики терракотовый цвет. Поэтому перед росписью заготовку требовалось отбелить. Изначально для этих целей использовали молочно-меловую суспензию. Сегодня ее успешно заменили темперными белилами.

Роспись

Роспись — завершающий этап творчества.

Раньше цветовая гамма, доступная мастерам, была довольно скудной. Она включала лишь основные цвета. Для ее производства использовались яйцо, сажа, фуксин и хром. Такие краски имели приглушенное звучание. Сегодня для того, чтобы разрисовать фигурки, используются акриловые краски.

Всевозможные кисти отрывают мастерицам неограниченные возможности в части росписи.

Для придания игрушкам праздничного вида раскрашенную игрушку украшают поталью и кусочками сусального золота.

Ход НОД:

Воспитатель Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны?

Дети Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.

Воспитатель Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(В. Феофанов)

Воспитатель. (Показ презентации) Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно,от этого и возникло название Дымкого, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

— Ребята, а вы знаете кто такие — подмастерья? (Нет)

— Это помощники мастеров, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастерам создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

— Так как же называли молодых помощников мастеров? (Подмастерья).

(Словарная работа: хоровое и индивидуальное проговаривание слова).

— Что такое «заготовка»? (Подготовленная для росписи глиняная игрушка)

— Правильно, вот такие заготовки и прислали нам дымковские мастера.

— Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, краски какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? (Красного, желтого, оранжевого, голубого, синего, зеленого, розового).

— Как, можно сказать про эти цвета? Это цвета какие? (Яркие, нарядные, веселые, праздничные).

(Выставляю фото с образцами цветов дымковской росписи).

— Какие элементы используются при росписи игрушек? (Кружки, точки, волны, полоски и т. д.).

(Выставляю фото с элементами дымковской росписи).

— Давайте представим,что у нас в руках кисточки и в воздухе прорисуем эти элементы: кружки, точки, волнистые линии и полоски рисуем сверху — вниз.

— Я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую. В мастерской есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую дымковскую игрушку.

Итак, подмастерья, проходите на свои рабочие места, но перед началом работы надеваем фартуки, как настоящие подмастерья. Садитесь удобнее и приступайте к работе. Когда закончится музыка, мы немного отдохнем, а потом продолжим работу.

— Настроились? Тогда давайте творить чудеса.

(Самостоятельная работа детей за столами).

Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

ФИЗМИНУТКА «Кисточка»

Кисточку возьмем вот так:

Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх – вниз, вправо – влево

Гордо словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем

И опять стучать начнем

Мы рисуем: раз, раз….

Всё получится у нас!

(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Выполнять движения кистью руки. Кисточку ставить вертикально).

Снова звучит музыка, дети заканчивают расписывать игрушки. По окончании работы дети выставляют свои изделия на столе.

— Я предлагаю вам полюбоваться нашими игрушками.

— Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

— Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

— А я, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение как настоящие мастера!

Всем большое спасибо.

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет

В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку:

И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».

Мы все, безусловно, с самого раннего детства знакомы с Дымковской игрушкой. Если честно, когда была маленькой, не понимала: «почему о ней так много говорят, ведь вроде ничего особенного, я и сама смогу так разрисовать глиняные фигурки». А любовь и уважение к дымке, пришли позже.

Цель:

1.Знакомство детей с народной культурой.

2. Формировать представление о народном декоративно — прикладном искусстве.

3. Учить детей украшать выбранные силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора.

Задачи:

1.Воспитывать уважение к труду народных умельцев, воспитывать желание сделать игрушку самостоятельно.

2.Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.

3. Прививать интерес и любовь к народному искусству, к Родине, к своему народу.

Материал:

1. Иллюстраций с изображением дымковских изделий.

2.Трафареты для раскрашивания «Дымковская игрушка»

3.Гуашь.

4.Кисти.

5.Баночка для воды.

6.Листы бумаги.

7.Салфетки.

8.Ватные палочки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Знакомство с новыми видами народно-прикладного искусства. Прорисовывание всех элементов дымковской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками, их происхождением.

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!

  • В ней нету цвета дымного, что серости серей!
  • В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
  • В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!
  • Воспитатель: 

Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки. Мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо! Но, сначала, скажите мне, какие краски используют дымковские мастера? (Малиновые, черные, красные, желтые, белый, синие, голубые)

Дымковская игрушка. Это сказочная игрушка, которая притягивает к себе своими яркими, цветами-просто завораживает, поможет маленькому человечку познать мир.

  1. Ведь каждый её цвет обладает магическим действием:
  2. Красный, малиновый цвет— обостряет реакции, и усиливает умственную деятельность;
  3. Желтый – развивает фантазии, придает смелость, вызывает радость;
  4. Зеленый — успокаивает и обостряет зрение;
  5. Голубой — снимает тревожные предчувствия;
  6. Синий — помогает сконцентрироваться и создает гармонию;
  7. Черный — мистический побуждает к любопытству;
  8. Белый — символизирует чистоту и открытость.
  9. Воспитатель:
  10. Кто напомнит, какой орнамент характерен для дымковской игрушки? (Яркие пятна, круги, зигзаги, полоски, точки, волнистые линии, сеточки)

Напечатанные трафареты раздается детям. Гуашью они начинают с удовольствием (расписывать). Я ненавязчиво советую детям, которые испытывают затруднения, подбадриваю, если нужно.

  • Через 20 минут самостоятельной работы физкультминутка.
  • Мы старались рисовать (руки в стороны)
  • Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
  • Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
  • Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
  • Когда дети закончили работу, со своими рисунками подходят к столу, где организована выставка и расставляют свои экспонаты.

В конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы

Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою работу и работу товарищей

  1. Воспитатель:
  2. Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
  3. Дети давайте выберем рисунок, который вам больше нравится, я выставлю его на конкурс.

(Вечером я привлекла внимание детей и родителей к рассматриванию этих замечательных рисунков)

Мастер-класс барыни

Изготовление в сад и школу

Из-за своей простоты данная игрушка смело может использоваться для детского творчества. Занятие лепкой развивает мелкую моторику детей, а роспись помогает в формировании эстетического вкуса. Например, замечательное занятие предлагает для воспитанников старших групп ДОУ мастер презентации Ланцова Вера Львовна.

Идеи

Детям младшего возраста для работы подойдут фигурки животных. Рисовать узоры можно как кисточками, так и пальчиками, что непременно приведет малышню в восторг.

Ребятам постарше под силу будет выполнить фигурки, изобилующие мелкими деталями. Такая детская поделка украсит любую комнату.

Самым сложным считается создание жанровых сценок.

Видео на тему: дымковские игрушки

Дымковская игрушка из глины «Птица»:

Самым древним русским ремеслом считается дымковская роспись. Этому промыслу уже более 400 лет и возникло оно в слободе Дымково. Теперь это является территорией города Кирова. Дымковские игрушки изготавливались к весеннему языческому празднику «свистунье», а сейчас входят в символы Кировской области, сохраняя память о самобытных традициях Вятского края.

Праздник Свистунья по легенде проводился в честь поминовения убитых в «хлыновском побоище» и по языческим обрядам праздновался шумно со свистами и плясками, кулачными боями, катанием шаров по оврагу, пировали и пили вино, устраивали ярмарки. Женщины к этому праздники лепили фигурок — свистульки и другие игрушки в виде барыней, нянек с детьми, кавалеров, козлов, лошадок, выполненных из глины и украшенных декоративным рисованием. Гуляния переходили в праздник солнца и праздновалось три дня.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

Характерные особенности росписи животных

Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов

Дымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми.

Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.

Эскиз для раскрашивания Описание рисунка и принципа работы с ним
«Прогулка». Эта картинка для раскрашивания представляет собой целостную художественную композицию. На ней изображены мужчина и женщина, плывущие в лодке по реке. Задача, стоящая перед ребенком, сделать цветными не только костюмы людей, состоящие из мелких деталей, но и окружающие их предметы. К ним относятся небесные светила, узор на судне и волны. Основными цветами, с которыми школьнику предстоит работать – красный, синий, белый, черный и их производные.
«Медведи». На этом эскизе изображено семейство медведей. Животные изображены в людском образе: они носят одежду и украшения. Сложность раскрашивания этого рисунка состоит в наличии большого количества мелких деталей одежды персонажей. Для усложнения задачи можно предложить ребенку сделать картинку максимально реалистичной (раскрасить медведей в соответствующие цвета, как в жизни, а их одежду в оттенки, наиболее часто встречающиеся в предметах гардероба взрослых людей). Обычно с таким изображением дети работают с помощью синего, красного, черного, желтого, коричневого и белого цветов.
«Всадник». Это одна из наиболее популярных картинок для раскрашивания, используемая педагогами при работе с ними. На ней изображен мальчик, стоящий верхом на коне. В данном случае ребенку будет необходимо аккуратно раскрашивать мельчайшие детали образа молодого человека, а также воспроизводить окрас животного и окружающих предметов. Работать рекомендуется с коричневым, черным, красным, голубым, желтым, оранжевым, синим и зеленым цветом.

Как слепить дымковскую игрушку из глины

Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой — Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе «Народная игрушка — дымковская барышня»

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Мастер-класс с использованием пластиковой бутылки «Дымковский индюк»
Хочу предложить вам мастер — класс по изготовлению Дымковского индюка из пластиковой бутылки белого цвета. Нам понадобиться пластиковая бутылка литровая белого цвета, белый небольшой шарик из пенопласта,белая плотная бумага (для печати, для акварели, клей момент, клеящий…

Конспект ООД по декоративной лепке «Дымковские барышни»
Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию — декоративной лепке «Дымковские барышни» для детей подготовительной группы. Программные задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. — Закреплять умение…

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в средней группе «Дымковская игрушка»
Воспитатель Кулешова Елена Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Цель: приобщение любви у детей к народному искусству. Задачи: Образовательные:…

Статья «Развитие творческих способностей через народное…»
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — хорошие предпосылки к успехам ребенка в будущем. Декоративно-прикладное искусство…

Конспект НОД по лепке «Птица» по мотивам дымковской игрушки
Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию. Лепка «Птица» (по дымковской игрушке. Задачи: Закреплять умение лепить из целого куска пластилина фигурки по мотивам народных игрушек, передавая их характер, используя разнообразные приемы лепки (оттягивание, прищипывание,…

Перспективное планирование по проекту «Дымковская игрушка»
Актуальность проекта Дымковская игрушка — русская игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Дымковская игрушка не только украшает интерьер группы, но и помогает воспитывать в детях любовь к народному творчеству, развивает чувство цвета и формы. Человек…

Проект для подготовительной группы «Дымковская слобода»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 418 «Чудо-мир», г. Пермь Проект «Дымковская слобода» (для детей старшего дошкольного возраста) Авторы: Боголюбова Л.А, воспитатель Барсаева Ч.Ф, воспитатель, Косякова Н.С, инструктор по физической…

Страницы:

Чудо-дымка. Изготовление и роспись дымковских игрушек — детские мастер-классы, советы родителям и воспитателям. Дымковские игрушки своими руками — из глины, пластилина, соленого теста и бросового материала. Мир дымковской игрушки — конспекты занятий и праздников. Волшебная дымка — мини-музеи и выставки. Дымковская сказка — постройки из снега на участке.

Перенимая опыт

Конечно, воссоздать оригинальный образец народного творения в домашних условиях невозможно. Можно только попытаться повторить исторический шедевр.

Но сейчас лепка и раскрашивание их по шаблону в стиле дымковской росписи стали популярными в качестве хобби для людей, не имеющих навыков в этой области.

А если есть возможность и желание, можно посетить интересные мастер-классы

Наблюдение за трудом умельцев и профессионалов поистине приковывает внимание. Непременно захочется повторить все увиденное

Такое мероприятие доставит уйму эстетического удовольствия.

Кроме того, это еще и прекрасное развивающее интеллект занятие для детворы дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь труд маленьких пальчиков, которые пытаются из кусочка теста вылепить петушка, хоть и требует большого усердия и терпения, отлично развивает мелкую моторику, играя тем самым важную роль в развитии ребенка.

Пользу от таких сеансов рукоделия заметят и подтвердят все родители. Достаточно обзавестись материалом для основы и нехитрым инвентарем для работы с ним. Понадобятся кисточки, краски, набор стек для обработки, фото образцов, как пример и безграничное воображение.

Перед тем, как приступить к выполнению восхитительных и неповторимых миниатюр, нужно изучить информацию об особенностях и тонкостях создания маленьких силуэтов. Полезные советы значительно облегчать процесс и сэкономят не один час.

Свое отражение дымковская забава находит и в детских раскрасках. На их страничках можно увидеть знакомых животных, нарядно одетых людей и даже героев любимых сказок. На них нанесены контуры затейливых узоров для расцвечивания.

Малышам нужно использовать множество цветов красок и проявить старание и сосредоточенность, чтобы поэтапно придать цвет всем сегментам и деталям.

Такие раскраски подойдут для детей средних и старших групп детского сада. Кроме досуга, они предоставят возможность познакомиться с этим видом древнего творчества, и расширить кругозор.

Подготовить листики для раскрашивания с изображением дымковских игрушек можно и самостоятельно, распечатав картинки из интернета.

Таким образом, придуманная много лет назад затея для небольшого праздника и ярмарочной торговли, не только не утратила интерес к себе в наше время, но и расширила область своего применения.

Дымковская игрушка – это колоритный сувенир с узнаваемым всюду живописным украшением, отличный подарок и интересный образ для развивающих занятий с детьми. Картинки с ее изображением можно рассматривать бесконечно, изучая до мелочей.

Техника создания

Начнем с того, что изначально фигурки дымковской игрушки лепились из смеси ярко-красной глины с коричневым песком, который добывали на реке, а затем обжигались в печи до полного высыхания. Затем игрушку покрывали мелом, разведенным на молоке, создавая белоснежный фон для последующей росписи.

Как и в других старинных русских ремеслах, для раскраски использовали темперные краски – сухие пигменты на яичном желтке с квасом. Разрисовывали перьями или палочками. Цветовая гамма игрушек пестрит яркими красками в основном красных, желтых, синих, зеленых цветов. В игрушки добавляются ромбики из потали или сусального золота, как видно на картинках.

Создание дымковской игрушки дошло до наших времен, как вид лепки для детей с родителями. Дымковскую игрушку можно пробовать изготовить самому по образцу, изучив принципы лепки фигур и элементы узоров и разрисовки на игрушках. В наши дни на рынке достаточное количество материала и выборов красок. Дымковские фигурки лепят из теста, полимерной глины, а разрисовывают яркими красками, не содержащими лак.

Чтобы сделать лошадку или барышню, берем специальную глину для лепки, гипс. Белый фон делаем белилами в два слоя. Хорошо просушиваем.

Для тех кто никогда не сталкивался с лепкой, работа может показать сложной, но даже если это просто развлечение с детьми, то качество работы, не имеет значения, важен сам процесс. Теперь берем яркие краски и наносим узоры. Роспись особенная и имеет свои устоявшиеся за многие века элементы и орнаменты. Узоры геометрической формы, яркие без плавных переходов и полутонов. Фото ниже:

Золотые вкрапления в узоры выполняют красками, которые можно купит в магазине. Во все времена язычества на Руси, использовали геометрические формы и узоры в качестве символов, ромб использовали в значении плодородия, волнистые линии означали воду, красный цвет огня, так красный круг — это символ солнца, голубой цвет — небо, зеленый — цвет природы, земли, пашни и так далее. Черный цвет также использовали в основном для окраски волос и бровей.

Роспись таких игрушек — не очень сложное занятие и хорошая тренировка мелкой моторики рук детей, незамысловатые рисунки помогут научить ровно наносить линии красками и кисточками.

Процесс лепки изделия выполняется поэтапно, по кускам, а затем детали соединяются вместе. Сейчас самому процессу изготовления фигуры и разрисовке выделяется больше внимания, чтобы игрушка получилась качественной.

Главное птицей вятских игрушек стал индюк, ведь его можно как нельзя ярче разрисовать и на раскрытом хвосте много места для ярких орнаментов.

Сюжеты дымковской игрушки

Сюжеты тоже традиционны: важная барыня, скоморох, нянька с множеством детишек, водоноска. Из животных — олешек, баранчик с вызолоченными рожками, петух, важный индюк, реже — собака или кошка.

В двадцатом веке к ним добавились: гусар, паренек на коне или на козле, павлин, музыканты, баба с коровушкой, влюбленная парочка, своеобразная глиняная «мадонна с младенцем. Из новых сюжетов, изображающих группы людей, отметим мужиков в лодке, карусель, хоровод.

Дымковская игрушка в силу своей лаконичности и со вкусом подобранной цветовой гаммы очень важна для формирования художественного мировоззрения детей. Знакомство с дымковской игрушкой часто проводят в детских художественных студиях для стимулирования детского творчества. Фигурки конкретны и узнаваемы, пластика их проста и наглядна, яркая роспись гармонична и доступна пониманию детей. Похожие игрушки дети лепят из пластилина, рисуют карандашами и красками, изготавливают по их мотивам коллажи, История России — это не только цари и войны. Это — душа народа, так жизнерадостно и художественно выраженная в дымковской игрушке.

Лепим дома. Какого персонажа выбрать

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке

Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Мастер-класс лошадки

Для совместного творчества с ребенком подойдет лепка лошадки в стиле дымки. Глину для лепки можно приобрести в магазинах, специализирующихся на продаже материалов для творчества.

Материалы и инструменты

Для изготовления лошадки пригодятся:

  • глина (самоотвердевающая пластика, моделин, пластилин);
  • досочка для лепки;
  • стеки, ножи для работы с глиной;
  • вода;
  • ветошь;
  • краски и белила.

Как делать

Конек состоит из туловища, ног, головы и мелких элементов: уши, грива, хвост.

Глину разделить на шесть частей: одну большую и пять меньшего размера. Из большого шара скатать валик, стеком подравнять края.

Из четырех одинаковых шаров скатать конусы, обрезать верхушки под углом. Присоединить ножки к туловищу. Места соединения загладить влажной тряпочкой.

Очередной шар глины скатать в конус с тупой вершиной. Согнуть узкую часть конуса. Широкой стороной прикрепить к туловищу, загладить стык.

Из оставшихся шаров вылепить ушки и тонкие длинные валики, последние сложить пополам и свернуть жгутом. Из жгутов получится грива и хвост. Присоединить все детали к фигурке, при необходимости увлажняя место соединения и заглаживая стыки.

Готовую игрушку высушить, если лошадка лепилась из глины, ее после сушки следует обжечь.

После сушки и обжига конька расписывают по канонам дымковской росписи.

История дымковской игрушки

Четыреста лет развивался дымковский промысел. Все это время мастера придумывали новые  темы, образы, характерные рисунки для глиняных поделок. яркие насыщенные цвета, веселые персонажи и отличное качество — все это делало дымковскую игрушку знаменитой и популярной. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова стали известны по всей России.

Более 100 тысяч игрушек, выпущенных в маленьком селе, продавались в столице и Оренбургской губернии.

 59 семей из Дымково занимались этим промыслом. Они сами добывали глину, лепили, обжигали, белили и раскрашивали поделки. Среди самых известных фамилий былии Кошкины, Никулины.

В начале 20 века спрос настал закат промысла в Дымково. Мастера перешли на другие работы и лишь несколько остались верны своей работе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий