Содержание
- 1 Традиции
- 2 Жизнь
- 3 Кисябика (Кисянбика) Байрясова (1679—1739)
- 4 Цветовая гамма и декор
- 5 «Массовое производство продукта приводит к снижению ее цены»
- 6 Известные люди
- 7 Дамские аксессуары
- 8 «Если мы всех татар от Сахалина до Калинграда оденем в одинаковые платья, мы потеряем свое лицо»
- 9 Сююмбике (1516 — предположительно 1557)
- 10 Стереотипы
- 11 Русскоязычные татары vs татароязычные татары
- 12 Черкешенки
- 13 Немного истории
- 14 Как выглядят татарки
- 15 Жилище
- 16 ОСОБЕННОСТИ ТАТАРСКОЙ ЖЕНЩИНЫ
- 17 Теперь о русских, коих большинство
Традиции
Жизнь
Кисябика (Кисянбика) Байрясова (1679—1739)
«Башкирская Жанна д’Арк» известна тем, что в 60-летнем (!) возрасте была сожжена заживо в назидание другим крещеным «басурманам» (мусульманам), вернувшимся в лоно своей религии.
Родилась Байрясова в 1679 году на территории современного Башкортостана. В начале XVIII века Россия начала активно осваивать Урал — открывала месторождения и строила города и заводы (тогда был основан, в частности, Екатеринбург). Местное население противилось этому, опасаясь потери вотчинных прав на земли, которые были получены по условиям присоединения к России и насильственной христианизации. Бунты подавляла т. н. «горная власть» во главе с автором «Истории Российской» Василием Татищевым. Повстанцев убивали, а жителей бунтующих деревень продавали в крепостные и крестили. Этой участи не избежала и Байрясова.
Женщина трижды сбегала из Екатеринбурга. Дважды она получала наказание плетьми, а на третий раз ей был вынесен приговор: «Пойманную башкирку, которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три в Башкирию побега и что она, оставя Закон Христианский, обасурманилась <…>, казнить смертию — сжечь, дабы впредь, на то смотря, другие казнились».
Цветовая гамма и декор
Цветовая гамма татарских костюмов имела небольшие различия по возрасту и гендерному признаку. Мужчины и мальчики старше 5 лет преимущественно носили черные, темно-синие или бордовые камзолы, штаны, рубахи. Девушкам и женщинам предлагали зеленую, голубую, красную, вишневую, желтую повседневную и нарядную одежду. В наряде за основу брали один темный цвет и дополняли его более светлыми оттенками из той же цветовой палитры.
Отделка ткани выполнялась с помощью растительного орнамента, который был позаимствован из восточной культуры. Асимметричные узоры, рассыпанные по наряду, принято разделять на следующие группы:
- степь — на одежде преобладают мак, незабудки, тюльпаны;
- луг — в наряде используют ромашки, васильки, колокольчики, ирисы, землянику, ландыши;
- сад — на подол камзола, рубашки, шапок наносят рисунки астр, роз, пионов, нарциссов.
Также использовали волны, сердечки, полоски, треугольники. Очень часто на татарском наряде вышивали один и тот же узор, но разными нитями. Такая техника создавала полихромность и минималистичность костюма.
«Массовое производство продукта приводит к снижению ее цены»
Возможен ли в Татарстане запуск индустрии национальной одежды? Какие меры позволят снизить цены? Чтобы получить ответ на свои вопросы, обратилась к директору предприятия «Национальная торговая марка» Ильсуру Сафиуллину. Он считает нецелесообразным тиражировать подобный товар.
— Государственных фабрик сейчас не осталось. Поэтому национальную одежду могут производить только индивидуальные предприниматели. У нас есть проект «Алга» — парни представляют спорттовары с татарской атрибутикой. Спортивная одежда – товар массового потребления. Две девушки не захотят ходить в одинаковых платьях, им нужен товар, отличающийся от других. Для парней это не столь значимо.
Массовое производство продукта приведет к снижению ее цены. Для того, чтобы был массовый спрос, это должно войти в моду. Одно время пошла мода на джинсы-клеш. Если среди татар одежда в национальном стиле войдет в моду, спрос может возрасти. К сожалению, пока желающих не очень много.
Мне кажется, что татары – народ европеизированный. Я считаю это преимуществом, мы изучаем английский язык, так же и в ситуации с национальным костюмом. А еще мода должна соответствовать климатическим условиям. В производстве одежды есть свои тонкости – дизайнеры знают их лучше нас. С их стороны есть предложение, но нужно создавать массовую моду среди потребителей. Президент Татарстана уже внес в это дело свой вклад, национальный деловой костюм начали надевать чиновники.
Есть у нас акция «Мин татарча сөйләшәм», которая тоже не особо прижилась. Запустить моду на татарскую речь легче, чем запустить моду на национальный костюм. Все они входят в единый комплекс: если мы начнем говорить на татарском языке, возродим былые традиции и обычаи, результат превзойдет наши самые смелые ожидания.
Чувяки и ичиги раньше могли себе позволить только состоятельные люди, и надевали их исключительно по праздникам. По технологиям того времени, эта обувь считалась лучшей. Сейчас материалы совсем другие, нельзя произвести обувь с вышивкой для повседневной носки. В современном мире потребители выбирают удобство и практичность.
Русские или европейцы не станут покупать чувяки. Сейчас придумали сабо из резины – его выпускают на весь мир, потому что это носят все. И это нельзя назвать национальной обувью, оно функционально.
Не хотелось бы на этом останавливаться. Сегодня мы еще не можем выпускать продукт всемирного потребления, — сказал Ильсур Сафиуллин.
Известные люди
Среди татарского народа много талантливых людей, прославившихся на весь мир. Это спортсмены, деятели науки и культуры, писатели, актеры. Вот некоторые из них:
- Чулпан Хаматова — актриса.
- Марат Башаров — актер.
- Рудольф Нуреев — танцор балета.
- Муса Джалиль — знаменитый поэт, Герой Советского Союза.
- Закир Рамеев — классик татарской литературы.
- Алсу — певица.
- Азат Аббасов — оперный певец.
- Гата Камский — гроссмейстер, чемпион США по шахматам в 1991 году, входит в число 20 сильнейших шахматистов мира.
- Зинэтула Билялетдинов — олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы в составе хоккейной сборной, тренер сборной России по хоккею.
- Альбина Ахатова — пятикратная чемпионка мира по биатлону.
Дамские аксессуары
Браслеты для татарских женщин были неизменным украшением рук, и к тому же, их носили попарно, так как считалось, что таким образом в семейной паре сохранятся добрые отношения. Причем браслеты декорировали гравировкой, чеканкой, филигранью и инкрустировали различными камнями.
Перстни и кольца носили как татарские женщины, так и татарские мужчины. По этому поводу Н.И. Воробьев отмечал «кольца употребляются обычно европейского образца и носятся сравнительно реже, чем перстни, и главным образом мужчинами. Мужские перстни, украшенные печаткой из того же материала, на которой вырезается имя владельца, и украшенные эмалью или драгоценными камнями…Мужчины носят колец меньше, 1-2, редко 3, а женщины, даже крестьянки, 2-3 кольца носят постоянно, а по праздникам богатые татарки, отправляясь в гости, унизывают все пальцы перстнями, по нескольку на каждый, так что пальцы почти теряют способность сгибания». Тюрколог и профессор Н.Ф. Катанов в своей статье «Несколько слов по поводу русских и татарских перстней» от 1904 года подметил интересный факт, что «перстни у татар (мужчин) носятся обыкновенно на указательном или безымянном пальцах, но никогда не встречаются на среднем».
Таким образом, данная колонка стала лишь приоткрытой дверцей в мир татарских украшений. В экспозициях Национального музея РТ и Государственном музее изобразительных искусств РТ возможно воочию познакомиться украшениями. Исследователями С.В. Сусловой и Л.Н. Дониной ведется работа не только по фиксированию типов украшений и техники их изготовления, территории распространения, но и раскрывается история их появления, взаимодействия и взаимовлияния народов на развитие ювелирного дела татар.
Дина Гатина-Шафикова, фото предоставлены автором
Справка
Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.
- В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
- В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
- С 2010-го по 2013 год — сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
- Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
- Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».
ОбществоКультураИстория БашкортостанТатарстан
«Если мы всех татар от Сахалина до Калинграда оденем в одинаковые платья, мы потеряем свое лицо»
— В последнее время активно обсуждаются темы, связанные с ношением платка и в целом с национальной одеждой. К примеру, не так давно прозвучала мысль о том, что татарским женщинам больше идет ношение калфака. Насколько мы поняли, вы включились в эту дискуссию…
— Возможно, я назвал бы его этническим, поскольку этот головной убор сильно изменился. Так в наших краях калфак могли носить в еще до того, как сюда пришли представители тюркских народов. Слово «калпак» встречается у многих народов. К примеру, девушки в Эстонии тоже носили калпак. В Вологодской области существовало понятие «калпак просватанной девушки». Его носили и на Средней Волге, и ногайцы, живущие на Нижней Волге. Его география очень широкая, это очень древний головной убор. Если говорить о нашем народе, то калфак в первую очередь носили девушки, а у замужних женщин были другие головные уборы.
Кроме того, у нас существует образ белого калфака. В известной татарской песне есть строки о том, что когда находят белый калфак, скучают по родным. Девушки выходили замуж в другие деревни, и несмотря на то что они брали с собой калфак, конечно, они его не надевали. Когда она брала в руки калфак, она вспоминала своих родных. В этом случае белый калфак связан с образом воспоминаний. Белый калфак — поэтический образ, он может иметь разные значения.
И все же, если бы пропагандировались более древние образы калфака, было бы лучше. Наверное, нужно пропагандировать и калфак, появившийся в начале ХХ века, во времена утраты национальных традиций — я не против этого. Но он не может заменить платок. Он может быть только символом начала 20-го столетия, но древним он считаться не может. Древний калфак был другим.
— Древний калфак покрывал голову полностью? Чем он отличался?
— Несомненно. Древний калфак закрывал голову и волосы. На косы надевали головной убор, который назывался «чачкап». Он был похож на мешочек и был красиво украшен, а на конце у него были чулпы. Волосы прятали — посторонний не должен был их увидеть.
— А насколько глубока традиция ношения платка?
— Она была присуща для всех народов — нельзя было ходить простоволосой. Были еще такие головные уборы, как орпяк и тастар. Если мы возьмем кряшен, женщины повязывали тастар. «Тастар» — персидское слово. В Иране чалму называют тастаром.
— Если говорить о национальном костюме, какой он? Из каких элементов состоит?
— Я неоднозначно отношусь к слову «национальный», поскольку понятия «национальность» и «национальный» появились относительно недавно. Это некий обобщенный образ. А раньше для каждой местности были характерны свои элементы в одежде. Сохранение этого разнообразия — наша задача. А если мы всех татар от Сахалина до Калининграда оденем в одинаковые платья, которые назовем национальными, это приведет к однообразию — мы потеряем свое лицо. Сохранение своеобразия каждого региона, сохранение нашего богатства можно считать по-настоящему патриотическим движением.
— Сегодня много модельеров, которые в том числе активно используют национальный орнамент…
— Я считаю, что у каждого человека должна быть такая одежда. Он должен надевать ее в праздничные дни и носить аккуратно. Насколько я знаю, есть идея о том, чтобы проводить в Татарстане праздник национального костюма. Я думаю, ее поддержат все.
Гуландам Зарипова
Сююмбике (1516 — предположительно 1557)
Самая, наверное, любимая женщина татарского народа. Именно эта фигура, точнее ее непростая судьба, символизирует последние, трагические годы существования ослабленного Казанского ханства, ставшего ареной столкновения более крупных игроков.
Дочь ногайского бия Юсуфа и потомок основателя династии Ногайской орды Едигея, она в 12-летнем возрасте была обручена с ровесником Джан-Али (см. выше). В 17-летнем возрасте Джан-Али стал ханом. Жену он не любил, детей у них не было, и Сююмбике просила отца забрать ее домой. Однако через 2 года Джан-Али в результате дворцового переворота был убит, и его супругу «унаследовал» старый новый хан Сафа-Гирей, уже имевший несколько жен. От него Сююмбике родила сына Утямыш-Гирея, и после смерти Сафа-Гирея в 1549—1551 гг. правила ханством в качестве регента (сын еще не достиг совершеннолетия), став в истории одной из первых мусульманок — главой государства. В 1549 году ей было 33 года.
В мае 1552 года Сююмбике была выдана замуж за Шах-Али — вопреки ее желанию вернуться к отцу, а точнее именно для того, чтобы не дать ей этого сделать и «держать в поле зрения».
Стереотипы
О татарском народе сложено множество стереотипов, правых и неверных, которые себя изжили или по сей день выступают их отличительными чертами.
- Незваный гость хуже татарина! — фразеологизм относится ко времени, когда русские пребывали под гнетом ига. Татары были жестокими захватчиками, проявляли насилие, свирепость. Русские соответственно считали их противным народом и ненавидели всем сердцем. Поэтому незваный гость в пословице выступает неожиданным захватчиком, как татарва, как их пренебрежительно называли на Руси.
- Татары хитрые и скупые. Народу характерны бережливость, они не любят транжирить средства. Татарин рачителен и зажиточен, создает себе комфортные условия жизни, с умом распоряжаясь финансами.
- Самолюбие и высокомерие. Иногда татары называют себя особенными, обосновывая тем, что великим людям присущи их корни. Это выступает причиной, почему представителей нации не любят. Однако превознести свой народ и считать лучше других свойственно и иным национальностям.
- Любители чая. Без напитка не проходит ни одно мероприятие или встреча.
- Гостеприимство. Татары доброжелательны и любознательны. Они рады принять в доме гостей. Хозяева поставят на стол изысканные татарские лакомства и поддержат приятную беседу
Русскоязычные татары vs татароязычные татары
Сегодня, спустя сто лет, для нас все национальные деятели, писатели, артисты — одна плеяда великих татар. Поэтому выглядит какой-то невообразимой глупостью обвинения Фатиха Амирхана и его компании (в том числе Габдуллы Тукая) в «недотатарскости» выдающегося татарского общественного деятеля, адвоката Саидгарея Алкина. А все потому, что сын казанского полицейского, дворянин Саидгарей получил блестящее образование в русской гимназии, Казанском университете и говорил по-татарски с «русским акцентом». Писатели, вроде Ф. Амирхана и Г. Ибрагимова, всю жизнь лелеявшие мечту об университетском образовании, не упускали случая подчеркнуть ошибки в татарской речи Саидгарея Алкина.
Но «русский акцент» татарского адвоката не помешал ему защищать татар в многочисленных судебных процессах, стать одним из создателей мусульманской партии «Иттифак-аль-Муслимин» и, самое главное, первым начать издание газеты «Казан мухбире» на татарском языке в родном городе. А еще Саидгарей Алкин много сил вложил в развитие татарского конфессионального образования, мечтал поднять медресе до уровня гимназий, вырастил в настоящем татарском духе своих детей.
«Русский акцент» татарского адвоката не помешал ему защищать татар в многочисленных судебных процессах
В истории остались имена студентов Илиаса и Джихангира Алкиных, которые были участниками кружка «Татар учагы» в Санкт-Петербурге. Позднее Ильяс Алкин стал известным деятелем татарского национального движения, защищал Забулачную республику. Видимо, тоже, невзирая на русскоязычие, татарская идентичность взяла свое. Именно к таким личностям можно адресовать слова поэта Дэрдменда: «Татар түгел димә — башың ватармын!» («Не говори, что я не татарин, а не то разобью тебе голову»).
Черкешенки
Как рассказывают исторические и литературные источники, черкешенки, абазинки, кабардинки и адыгейки всегда считались необыкновенно красивыми, страстными и изящными. Когда-то они становились самыми желанными наложницами султанов. В поэзии стран Европы и Америки о черкешенках представляли как идеал женской красоты.
Сам царь Иван Грозный женился второй раз на дочери кавказского мурзы, которая была известна своей красотой. Прекрасная невеста послужила прототипом для Шамаханской царицы, которой восторгался в своем произведении А. С. Пушкин.
Одна из самых знаменитых российских певиц — черкешенок Сати Казанова. Эта красавица не только поп-исполнительница, но и актриса, джазовая певица, рекламный представитель нескольких крупных компаний.
Еще одна красавица-адыгейка — певица Фатима Дзибова.
Немного истории
История создания современного татарского национального костюма берет начало с 18 века, хотя, по мнению многих историков и исследователей, основные характерные черты одежды начали зарождаться еще во времена Средневековья. Достаточно обширное понятие «костюм» совмещает в себе вещи, которые носили не только в Татарстане, но и в Поволжье, Казани, Крыму. На формирование наряда повлияли образ жизни, местность, традиции, религия, а в особенности восточные мотивы.
Согласно поверьям, душа умершего покидала тело через отверстия и дыры в одежде, поэтому татары очень щепетильно относились к этим элементам. Для циркуляции положительной энергии и близости к природе любого рода вырезы обрабатывали специальными узорами, изначально это были стрелы, впоследствии они сменились спиральками и завитушками. Кроме этого, полотно покрывали орнаментом, который использовался в качестве оберега. Наносили его лишь на определенные места: максимально плотно узоры располагали на верхней части женского наряда, ведь именно грудью каждая мать вскармливает детей, зона таза считалась особо интимной, поэтому ее ничем не украшали.
Наряд шили с применением меха, натуральной мягкой кожи, дорогостоящего сукна. Обувь и шапки подбирались с учетом погодных условий. Активно использовались ювелирные украшения с крупными камнями, бисером, перьями, шнурками, дорогими металлами. Полностью собранный комплект был многофункциональным и вариативным, подходил для праздников и будней, конных поездок, кочевой жизни, широко применялся во время исполнения национальных танцев.
Как выглядят татарки
Черты внешности представительницы слабого пола татарской национальности схожи с таковыми у мужчин. Большинство из них имеют европейский этнос, однако и монголоидный тип распространен часто.
На фото представлены различные типажи татарской внешности: известная журналистка и телеведущая Лилия Гильдеева и красавица Мисс «Молодежь Татарстана-2012» Альбина Замалеева.
Лилия Гильдеева
Альбина Замалеева
Лицо
Для девушек татарочек характерны округлый овал лица, невыраженный прищур глаз, возможно наличие эпикантуса. Их цвет варьируется от голубого до черного. Чаще встречаются зеленые глаза.
На фото представлена певица АсылъЯр (Алсу Зайнутдинова).
АсылъЯр
В ее биографии отмечено, что она самая первая в истории, кто исполнил песню на татарском языке на Международном конкурсе «Евровидение».
Цвет волос также разнообразен, среди татарок наблюдаются блондинки, брюнетки, шатенки, рыжие.
На фото представлены Олимпийская чемпионка, Европы, России по художественной гимнастике, депутат Государственной думы Алина Кабаева и модель Диана Фархуллина.
Алина Кабаева
Диана Фархуллина
В зависимости от типа внешности, кожа смуглая или светлая. Часто она белее, чем у представительниц славянской национальности.
Фигура
Большинству татарских женщин свойственны стройные фигуры, хрупкость и изящество. Пример этому — актриса театра и кино Чулпан Хаматова.
Рост у татарок средний, около 165 сантиметров, длинные ноги нехарактерны. Некоторым представительницам нации присуща квадратность фигуры: широкие плечи наряду с такими же бедрами. Подчеркивает красоту татарских женщин узкая талия.
На фотографии изображена знаменитая фотомодель Ирина Шейк (Шайхлисламова), татарка по отцовской линии.
Жилище
Татарские племена располагали свои поселения по берегам рек, вблизи больших дорог. Аулы строили хаотично, без упорядоченной планировки. Селения характеризовались извилистыми улочками, иногда приводящими в тупик. Со стороны улицы ставили глухой забор, хозпостройки делали во дворе, размещая их кучкой или в виде буквы П. Правление, мечеть, торговые лавки находились в центре поселения.
Татарские дома представляли собой срубные строения. Иногда жилище складывали из камня, реже оно было глинобитным. Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. Богатые семьи могли позволить себе двух- и трехэтажные жилища. Внутри дом делился на женскую и мужскую половины. В домах делали печи, по типу русских. Их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями. Снаружи стены расписывали орнаментом, отделывали резьбой.
ОСОБЕННОСТИ ТАТАРСКОЙ ЖЕНЩИНЫ
(ТАТАРКА)
Татарская женщина – удивительное творение Всевышнего. В ее сердце Создатель заложил такую глубокую и безмерную любовь к детям, ближним, к этому прекрасному миру, что прямое предназначение женщины – нести в мир нравственность и самой служить ее образцом. Татарской женщине свойственна особая гармония и особая музыкальность. Каждая татарка излучает внутреннюю одухотворенность, интеллектуальную тонкость, душевное благородство, и является носительницей высшего духовного начала.
Татарская женщина с детства нацелена на брак как на крепость, за прочными стенами которой она будет спокойно заботиться о муже и детях. «Женщина без мужа – конь без узды», гласит пословица. Но как замечают сами татарки, слово мужа, конечно, закон, однако на любой закон всегда найдется поправка! Татарские женщины — преданные мусульманки, чтящие свои традиции и обычаи. Но никаких чадр и паранжи в гардеробе современных татарок нет, как не было подобной одежды и у их предков.
Основная масса тaтapcкогo населения в настоящее время носит так называемую «европейскую» одежду. Современные модницы включают в свой гардероб стилизованные вещи, подчеркивающие их национальную принадлежность – например, обувь, имитирующую читек (расшитые кожаные сапожки), или аппликации со знаменитой вышивкой, узоры которой передают необыкновенную красоту земной и фантастической флоры.
Татарская письменность до 1927 г. была основана на арабской графике, затем на латинице, а с 1939 г. — на русской графической основе. Осенью 2001 г. начался переход на новый латинский алфавит с дополнительными буквами. Лексика насыщена арабскими, персидскими и русскими заимствованиями. В татарском языке очень много арабских и турецкий слов и слов из языков фарси и урду. Поэтому знающий татарский язык могут понять людей из Турции, а например, пакистанцы, в свою очередь понимают татарский.
Татарские знакомства для никаха>>
Каждая татарская женщина – прекрасная хозяйка, очень домашняя, любящая заботиться о семье и принимать гостей. Национальнаятатарская кухня довольно предсказуема в том смысле, что основные составляющие ее, как и других родственных народов – башкир, узбеков, турков – это тесто и жир. Много теста и очень много жира. Это, разумеется, совсем не вписывается в концепцию здорового питания. Гостям, как правило, предлагают такие экзотические блюда как казылык (вяленая конина), губадия (слоеный пирог с невероятным количеством начинок от мяса до творога) или талкыш-калеве (чудовищно калорийный десерт из масла, муки и меда). Запивается угощение айраном (смесью катыка и воды) или чаем.
Большинству татарских женщин присущи такие качества как целеустремлённость, настойчивость в достижении поставленной цели, предприимчивость, смекалка, находчивость, чувство взаимовыручки. А, кроме того — преданность, обязательность и порядочность, они никогда не обманут, не предадут, если дадут слово — выполнят. Далее к этому списку добродетелей добавляются:щедрость и простота, скромность и доброта, бескорыстная взаимовыручка. Татарская женщина истинно – удивительное творение Всевышнего!
Автор статей Татарские знакомства, татарские женщины: Alisa.
Соблюдение традиций Ислама для жителей Татарстана – вовсе не пустой звук. Для татар это не просто вероисповедание, а культура и традиции татарского народа, их образ жизни. По сегодняшний день подавляющее большинство татар и татарок ищут спутника (спутницу) жизни именно своей национальности, причем вне зависимости от того, где они проживают, будь это Россия, Канада или далекий Китай. В подавляющем большинстве случаев татарин и татарка обязательно считают своим святым долгом получить полное и безоговорочное благословение родителей на предстоящий никах (мусульманский брак) >
Теперь о русских, коих большинство
Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико.
В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими национальным языком республик.
Русским всё равно, «башкиризация» наступит или «татаризация» – в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам.