Необычные традиции кыргызстана

Одежда оберегает

Головные уборы хакасов насчитывают более десяти видов. Шапка определялась видом меха, материала, покроем, сезоном, назначением, социальным положением человека и сферой его деятельности.

В середине ХIХ века повсе­дневным женским головным убором стал платок. У хакасок он завязывается особым способом: платок складывается по диагонали, затем делается подгиб, образующий околыш, и двумя концами завязывается на затылке.

Платок у хакасок завязывается особым способом. Фото: Из личного архива/ Марина Алехина

Одежда в традиционном мировоззрении не просто согревает и украшает тело человека, но ещё и оберегает его. Поэтому было немало предписаний, примет и запретов. Так, например, порванные вещи считались принадлежностью мира умерших и становились целыми в их стране. Умерших людей хоронили в платье навыворот, а шубу надевали внутренней полой наружу. В хакасском мировоззрении нижний мир противопоставлялся среднему (миру людей): любые непорядок, разрушение, ссора, порок притягивают обитателей нижнего мира. Поэтому нельзя пользоваться треснувшей посудой, носить грязную, рваную одежду, ходить с незастёгнутыми пуговицами, подавать вывернутое платье, перелицовывать одежду. Нежелательно продавать личную одежду, поскольку с ней могло уйти счастье.

«Зато хакасские женские украшения всегда пользовались популярностью. Им придавали большое значение и носили как дополнение к национальному костюму и в качестве оберега от злых сил. При изготовлении украшений любили использовать кораллы, перламутр, бисер, серебро, — продолжает мастер. — Но важнейшее место занимает нагрудник пого. Его изображение есть на некоторых каменных изваяниях, относящихся к окуневской культуре(II тыс. до н. э.)».

Численность

На сегодняшний день на территории Киргизии проживают свыше 6 миллионов человек. Специфика населения страны такова, что мужского и женского населения распределено примерно поровну. Последние годы наблюдается тенденция роста. В том числе за счет иммигрантов. Наблюдается и ежегодный отток коренного населения в другие страны. Количество людей, покидающих страну, на данный момент превышает численный приток. В Киргизии зафиксирована высокая социальная разгрузка: наблюдается большое количество людей, относящихся к нетрудоспособной категории.

Киргизы заслуживают большого уважения — в трудные времена им приходилось сталкиваться с монголами и китайцами, превосходившими их численно и имевшими гораздо более мощные армии. Народу Киргизии удалось не просто выжить, а сохранить культуру, обычаи и национальное самосознание. Многие люди с оптимизмом смотрят в будущее. Сейчас в стране все чаще прослеживается рост интеллигенции, растет уровень грамотности и образования.

Примечания

  1. Народы мира. Историко-этнографический справочник. Гл. редактор Ю. В. Бромлей. М., Советская энциклопедия. 1988. Статья «Киргизы», стр. 216
  2. Петров Е. И. Очерк происхождения киргизского народа. — Фрунзе, 1963. — С. 47-95, 130—145.
  3. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 50—51. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1.
  4. Бичурин Н. Я. . www.vostlit.info. Дата обращения: 16 октября 2019.
  5. Pulleyblank 1990, p.108.
  6. Баскаков, 1964, с. 93
  7. Зуев Ю. А. Кыргызы-буруты. // Советская этнография., 1970. — № 4 — С. 74-85
  8. . russian.china.org.cn. Дата обращения: 19 июня 2018.
  9. . publikacia.net. Дата обращения: 10 ноября 2019.
  10. . classes.ru. Дата обращения: 13 ноября 2019.
  11. . classes.ru. Дата обращения: 13 ноября 2019.
  12. . www.literatura.kg. Дата обращения: 19 июня 2018.

Культура

Жилище

До сих пор по всей стране распространены традиционные жилища кочевников — юрты. Основу каркаса такого жилья составляют жерди и стены решетчатого типа. Отделка выполняется с помощью циновки и войлока, пол застилают кожей, в качестве внутреннего утеплителя используют ковры.Киргизы хранят вещи и одежду в небольших сундуках. Мужчины и женщины держатся раздельно. Юрту обогревает коломто — маленький очаг, который одновременно является главным источником света. Дополнительно используют светильник чырак. Цвета и узоры у племенных групп и семей всегда разные. Статусные хозяева стараются оформить юрту максимально богато. Самым почетным местом в юрте является тор, поставленный рядом со скамейкой и сундуками, которые накрывают коврами. На торе располагается хозяин юрты или старейшина. Самые богатые киргизы располагают большим количеством юрт. Некоторые используются в качестве кладовок, другие предназначены для гостей, а в третьих проводятся свадьбы. Глинобитные дома, пришедшие на смену юртам при формировании оседлого образа жизни, сейчас не так популярны. Чаще всего люди селятся в многоквартирных домах. Юрта — скорее прихоть и показатель статуса.

Национальные игры

«Богатый киргизский охотник с соколом». Картина В. В. Верещагина

Среди киргизов популярны единоборства и конные игры. Национальными видами игр являются борьба «курёш» и «алыш», скачки на иноходцах «джорго салыш», конная игра «улак тартыш», подбор монет с земли на скаку «тыйын энмей», «кыз куумай», единоборство всадников «оодарыш», «аркан тартмай», логическая игра «тогуз коргоол», «топ таш», «джамбы атмай», «ордо», «ак чёлмёк» и др. Игра тогуз коргоол представляет собой интеллектуальную игру, состоящую из овальной деревянной доски с девятью углублениями и мелких арчевых шариков. При этом каждый игрок должен переложить шарики из одного углубления в другие, производя при этом сложные вычисления. Любимы скачки «байге», но апофеозом традиционных конных игр служит борьба за тушу козла «Улак-тартыш» (Кок-бору).

По сей день киргизы разводят коней. В киргизском языке есть более десяти определений, которые дифференцируют лошадей от рождения жеребёнка и до конца жизни животного. Конь был символом благополучия: именно на конях сражались с врагами; лошадь была источником мяса, кумыса, топлива. Особенно ценятся иноходцы — джорго. Этот тип аллюра хорош тем, что он довольно быстрый и плавный, всадник меньше утомляется в дороге.

Киргизия предложила провести Всемирные игры кочевников (ВИК) и нашла в этом поддержку на саммите тюркоязычных стран. ВИК проводятся в Киргизии.

Также у киргизов популярны показательные игры с ловчими птицами и гончими псами «салбуурун».

Северян

Жителей Центральной России

В Центральной России довольно много республик: мордовская, чувашская, удмуртская, башкирская, марийская и другие, где носили похожую широко скроенную, объемную, теплую одежду. Так как главным делом этих народов было содержание скота, его шкуры и мех обрабатывали и изготавливали весь гардероб. У народов Южной Сибири, а также хантов, манси и народов Амура кроме теплых, присутствовали легкие наряды: платья, рубахи, халаты.

  • Национальной удмуртской одеждой являлся халат — шортдэрем, белого, серого, охристого или красного цветов;
  • Мордовская одежда шилась из тёмного сукна. Для обуви и головных уборов также не использовали яркие краски, лишь цветная вышивка, в качестве отделки, цепляла взгляд;
  • Одежда башкир состояла из приталенного костюма с рукавами на подкладке и глухой застежке — казакин, синего, красного, черного, зеленого, коричневого или желтого цвета. Носили его жители обоих полов, а также военнослужащие;
  • Одежда марийцев традиционно белая, украшена богатой вышивкой;
  • Одежда чувашей была белой и красной, что означало чистоту и жизнь. Белая Чувашская рубаха с ярко-красной тесьмой обязательно надевалась по праздникам;
  • Постоянная одежда тувинцев включала: халат – тон, пояс – кур, головной убор – борт, жилеты – кандаазын, шегедек, хөректээш, куртка – хурме, штаны – чүвүр, обувь – идик, носки – ук, наколенники – дешки, муфту — чулдургууш и украшения — каасталга. Тувинская народность носила длинный халат, стеганые мужское и женское пальто, шубы, тулупы, халаты застегивающиеся на одну сторону — тон, которые подвязывали поясом — кур;
  • Одежда хантов и манси отличалась использованием украшений, сложенных из маленьких кусочков разноцветного меха, по типу мозаики.

МордовияУдмуртыБашкирияМарийцыЧувашияТувинцыХанты и манси

[править] Религия

Современные киргизы сохранили лишь некоторые обычаи и верования, связанные с их древней религией — шаманизмом, в форме поклонения горам, рекам, астрономическим объектам, вере в магию и духов.

Ислам известен в современном Кыргызстане с VIII—X вв. Одним из первых пропагандистов ислама непосредственно среди самих киргизов был суфий Хаджи-Исхак (XVI век). В XVII—XVIII вв. под давлением джунгар часть киргизов переселилась в Ферганскую долину, где постоянный контакт с местными мусульманами способствовал распространению новой веры. Борьба с джунгарами также проходила как борьба с «неверными». Однако мусульманские авторы из других стран долгое время ставили под сомнение искреннее признание ислама большинством киргизов. Укрепление мусульманских традиций произошло только во времена владычества Кокандского ханства.

Большинство современных верующих киргизов являются мусульманами-суннитами. Хотя государство остается религиозно нейтральным, суннитская община быстро восстанавливается с 1991 года. Конституция Кыргызстана 1993 года признает мусульманское наследие народа.

Религия

Киргизы в большинстве являются мусульманами-суннитами. До принятия ислама исповедовали тенгрианство, некоторые культурные реликты тенгрианского культа сохранились по настоящее время. В современной Киргизии религиозный вопрос в целом (в том числе тенгрианство) зачастую используется в политических целях для конструирования национальной идентичности. Как и многие другие народы Востока, киргизы празднуют древнеиранский зороастрийский праздник прихода весны — Навруз.

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая проживает небольшая уникальная этническая группа киргизов (эмель-гольские калмак-киргизы, эминские киргизы, самоназвание: кыргыз, тарбагатай кыргыздары или буддийские киргизы (фоцзяо кыргыз) численностью несколько тысяч человек, одна часть которых исповедует ислам, а другая буддизм в тибетско-монгольской форме.

Национальные костюмы жителей России

[править] Памирские киргизы

Административное и родовое подразделение

Киргизов в области 66700 ч., что составляет около одной пятой части всего туземного населения.
Живут они в Мангишлакском и северной части Красноводского уезда и занимают своими кочевьями весь Усть-Урт до южной оконечности Карабугазскаго залива, за исключением берега моря к югу от форта Александровского, занятого туркменами и русскими.
Все кочующие в области киргизы принадлежат к составу малой орды и к роду Адай, как и киргизы, населяющие Уральскую область, и называют себя именем «казак».
В административном отношении они разделяются на 7 волостей в Мангишлакском и 1 в Красноводском уезде.
Происхождение свое они ведут от Адая, сына Бай Улу. У Адая были дети Худай Ке и Келим Берды. От первого произошли киргизские роды шазыке и косой, из которых последний составляет 4-ю Адаевскую и Туркмен-Адаевскую волости.
От сыновей Келим Берды-Мунала происходит население Тюб-Караганской и Рахим-Бердынской волости, Али Мамбета — Мангишлакской волости, Кунак-Уруса — один аул Тюб-Караганской волости, Ис Гельды — 2-я Бузачинская волость и Кос Кулака — первая Бузачинская волость.
По преданию киргизы пришли на Усть-Урт из Уральской области и после 30-летней войны с туркменами, кочевавшими в этих местах с давних пор, вытеснили их и сами заняли их кочевья. Когда совершилось это событие, предания дают крайне разноречивые сведения. Можно полагать, что это произошло не более 150-200 лет до настоящего времени. В подданство России они вступили лет 60 тому назад по уговору своего хана Аленя.
Несмотря на безотрадную картину, которую представляют из себя глинистые и каменистые нагорья Усть-Урта гораздо более пустынные и оголенные, чем лежащая южнее Каракумская песчаная степь, они дают киргизу все необходимое для безбедного существования и настолько удовлетворяют всем его потребностям, что даже бедняк в очень редких случаях оставляет свою родную степь с целью отыскания заработков на стороне. Здесь мы наглядно видим, как суровая природа не только поработила человека, но заставила его полюбить свое рабство и тем отдалила на неопределенно долгое время от перехода к более культурным формам жизни и занятиям.

Предыдущая страница | Читать далее

Национальная одежда

Киргизская семья. Фотография Прокудина-Горского, 1911 г.

Традиционному киргизскому костюму присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников — это удобство, многофункциональность и натуральность материалов. Женский киргизский гардероб, так же как и мужской, состоит из нательной и верхней одежды. К нательным относятся платье — «кёйнёк» и шаровары. В комплекте с рубахой, мужские штаны могли быть из выделанной кожи или замши — «жаргакшым», «кандагай», «чалбар». На груди женских рубах всегда имеется вышивка или надевается нагрудник — «онур», «жака», расшитые цветными нитками. Поверх надевают вышитый национальными орнаментами и узорами халат из войлока, бархата, велюра, вельвета, парчи, кожи и замши, которые называются «чепкен», «чапан», «кементай» (из белого войлока), «кемсел», «чыптама» (с короткими рукавами) и т. д.

Киргизы в традиционной одежде. 1862 г.

В холодное время года киргизы, как мужчины, так и женщины носят шубы и тулупы, сделанные из овечьей, лисьей, волчьей, тигровой шкур и крытые тёмной тканью с меховыми воротниками — «ичик», «тон». Уникальными элементами женской одежды является распашная юбка — «белдемчи», которую носили женщины в возрасте и «элечек» — хлопчатый тюрбан, закрывающий шею и волосы, состоящий из 20-30 метров белой ткани, который наматывали на голову замужних женщин. Головной убор «элечек» обычно украшали бархатными тканями и перьями птиц, пришивали к ним различные украшения из серебра, жемчуга, коралла и других ценных камней. Тюрбан имел также и практическое применение: в случае если беременная женщина по каким либо обстоятельствам была вдали от дома, она могла распустить тюрбан и запеленать в белую ткань новорожденного ребёнка; в случае если умирал человек во время кочевки или вдали от дома, распускали тюрбан и использовали белую ткань в качестве савана для погребения умершего. Самым известным мужским головным убором киргизов является войлочная шляпа — «калпак». Он бывает с разрезами отворотов по бокам («Бакай-калпак»), спереди или с цельными отворотами, их украшают узорами, бархатными вставками и кисточками. В зависимости от возраста, социального положения и должности джигита отличался цвет отворотов «калпака». Кроме того существуют такие виды головных уборов как лёгкая войлочная шапочка «топу», а также меховая шапка из шкур соболя, куницы, лисы, барса, норки, сурка — «тебетей». У девушек данные головные уборы украшаются пышным султаном из перьев птиц (в частности, сов (кирг. үкү) и журавлей (кирг. каркыра)). Пояс является важным атрибутом киргизской национальной одежды, делается на основе крепкой кожи и покрывается золотыми, серебряными, медными, стальными пластинками и зачастую украшается драгоценными камнями — «кемер», «кур». Согласно традициям, если человек сильно обидев кого-то осознает свою вину, то он должен просить прощение, повесив на свою шею пояс. После такого, человек должен был простить своего обидчика.

На ноги киргизы надевают мягкие кожаные сапоги с лёгкой подошвой — «ичиги» или «маасы». Древним видом мужской обуви были полусапожки «чокой» и «чарык», «пайчеки» из недублёной кожи.
Однако в последние десятилетия на место традиционному киргизскому костюму приходят европейские тенденции, люди молодого и среднего возраста одеваются по общей мировой моде, но наряду с этим киргизские узоры и орнаменты как никогда актуальны в Киргизии и за её пределами.

Семья и брак

Традиционная семья носит патриархальный характер. Если в семье несколько сыновей то младший сын женившись остается с родителями в родительском доме, родительский дом по наследству достается ему. По традиции каждый киргиз должен знать имена дедов и прадедов по мужской линии до седьмого колена — «Жети ата» (Семь отцов). Дочь выйдя замуж становится практически членом семьи мужа. Её дети будут принадлежать роду мужа. Непосредственно перед свадьбой семья невесты устраивает той (пир) «Кыз узатуу» — «Проводы дочери».

Неоднозначную оценку в киргизском обществе получила практика «похищения невест», противоречащая уголовному законодательству и социальным устоям. Оценки масштаба этого явления разнятся, по некоторым данным примерно каждый пятый брак в Киргизии заключается подобным образом.

Страны Ближнего Востока

Ближний Восток – колоритная земля, на которой обитает огромное количество народов со своими традициями и многовековой историей. Соответственно, национальные костюмы здесь также разные:

  1. Армяне. Мужской костюм имел простую комбинацию — рубаха, шаровары, кафтан, штаны. У рубахи обязательно был стоячий небольшой воротничок. На шароварах – пояс, куда крепился кошелек и оружие. Восточные армяне носили еще аралух, который был чуть короче женского аналога. Дамы облачались в рубаху, штаны, платье и передник. Рубаха была длинной, с округлой горловиной и клиньями косого кроя. Головной убор мог многое сказать о социальном статусе армянки, поэтому ему придавали особое значение.
  2. Турки. Всегда носили многослойные костюмы. Для женщин это были платья с широкими рукавами, которые полностью скрывали руки. К ним прибавлялся передник. Для мужского наряда характерен особый пояс — кушак, который одевался поверх короткого жакета. Головной убор — феска или тюрбан.
  3. Израильтяне. Еврейский костюм отличался колоритностью, был наиболее религиозен среди всех остальных. Для мужчин это черный сюртук и накидка, которая имела кисточки по краям – они всегда должны быть поверх брюк. Для женщин гардероб состоял из платья с передником. Вместо платья также использовали юбку с блузкой.
  4. Иранцы. Женщины носили одежду с V-образными вырезами, их костюм отличался многослойностью. Мужчины предпочитали штаны, рубашку, кафтан. Ранее они носили меховые и кожаные штаны, а рукава кафтана были широкими, имели лучеобразные складки.
  5. ОАЭ. Костюмы в Арабских эмиратах были максимально закрытыми. Мужчины носили длинные хлопковые белые рубашки, а для праздника одежда шилась из дорогого шелка. Дамы надевали рубашки из тонкого полотна поверх шаровар. Женскую фигуру на улице скрывали с головы до пят черным покрывалом, оставляя открытыми только глаза.
  6. Грузины. Отличались строгостью мужского наряда, который состоял из штанов или шаровар, рубахи, кафтана и черкески. Зимой носили шубы. Женщины надевали приталенное платье в пол с лифом, украшенным тесьмой, бисером, лентами. Обязательным атрибутом был пояс из бархата или шелка. В холодное время года костюм дополнялся тулупом.
  7. Азербайджанцы. Мужчины предпочитали рубаху, штаны, зауженный в талии бешмет, в холодное время года – шубу из овчины, а на голову папаху. Женский костюм — рубаха, расширенная книзу, короткий кафтан, пышная юбка.

Каждая нация, несмотря на современный стиль, старается сохранить свой народный костюм, поскольку это история и символика. Не только на праздниках и фестивалях, но в повседневной жизни можно встретить человека в традиционном облачении. Это своего рода визитная карточка, а также дань уважения.

АзербайджанцыАрмянеИзраильтянеИранцыТурки

Геометрический вид

Это древнейший из видов орнамента. Чаще всего он встречается на ковровых изделиях, в резьбе по камню, дереву, в тиснениях по коже.

Можно разглядеть всевозможные цепочки, зигзагообразные линии, многоугольники в виде звезд.

Во время эпохи бронзы в Кыргызстане было много керамических изделий с геометрическим орнаментом. Кыргызские узоры замечены и в наскальных рисунках.

Люди старались изобразить знаками устройство окружающего мира:

  • круг – это солнце или луна;
  • квадрат – земля;
  • ромб – символ плодородия;
  • треугольники – горы;
  • спираль – жизнь;
  • свастика – движение солнца;
  • две или несколько спиралей в ряд и скреплены между собой – это знак вечности.

Многие ученые предполагают, что первым знаком любого узора является точка – простейший элемент орнамента. Со временем узоры усложнялись.

Генетика

У Тянь-шанских киргизов отмечена очень высокая доля носителей Y-хромосомной гаплогруппы R1a — 63,4 %.


R1a Origins (Underhill 2010; R1a1a origins (Pamjav 2012), возможная миграция R1a на побережье Балтийского моря и самое раннее расширение и самая высокая частота R1a1a (Underhill 2014)

Наибольшее распространение R1a имеет в Центральной и Южной Азии, в Центральной и Восточной Европе. Высокая частота R1a кроме киргизов также встречается у этнической группы хотонов в Монголии, брахманов, ягнобцев в Таджикистане, поляков, латышей.

Была доказана генетическая близость киргизов Китая (Синьцзян) к казахам и уйгурам.

Этноним

Автоэтнонимом, то есть самоназванием киргизского народа является «кыргыз». В русском языке по правилам русской орфоэпии, принятым в Российской Федерации, используется вариант «киргиз», хотя для передачи этнонима «енисейские кыргызы» (общеизвестные предки хакасов, сибирских татар, теленгитов, алтайцев и киргизов) российской историографией допускается исключение. Киргизы являются единственным тюркским народом, сохранивший своё древнее самоназвание. Население Енисея (Минусинской котловины) именовалось в арабских и персидских источниках «хархыз», «хырхыр», а в китайских — «сяцзясы», «гекун», в древнетюркских, уйгурских и согдийских текстах — «кыргыз». Существуют различные теории происхождения этнонима «кыргыз». По одной из наиболее распространённых версий, этноним «кыргыз» означает «сорок» (общетюрк. «кырк») и относится к сорока родам, которые объединил Манас, герой одноимённого киргизского эпоса. Кроме того, возможно происхождение от словосочетания «красные огузы», guryyz или от слова «орёл». Есть также версия происхождения этнонима от различных морфем образованных от глагола «истреблять» (общетюрк. «кыру»).

Русские в XVIII — начале XX века называли киргизами также казахов в форме «киргиз-кайсаки», «киргиз-касаки», а также «киргизы» или «киргизцы», то есть не делая разделения между казахами и собственно киргизами. Собственно киргизов именовали «Алат киргизы» или «Алатай-киргиз» (кирг. Ала-Тоо/каз. Алатау), «буруты, «белые буруты» или «киргиз-калмыки» (от джунгар), «кыркюзы», «коренные киргизы», «кара киргизы» (истинные киргизы), «горные киргизы», «дикокаменные киргизы». Носителями этнонима «кыргыз» в указанные времена были и так называемые енисейские (сибирские) кыргызы (езерцы, алтырцы, алтысарцы и другие, в наше время их потомки известны под именем хакасы).

Язык и расселение

Основная статья: Киргизский язык

Киргиз около Мургаба на Памире

Язык — киргизский. Современный киргизский язык относится к киргизско-кыпчакской подгруппе горно-алтайской (центрально-восточной) группы тюркских языков.

В период проживания предков киргизов в Южной Сибири (на Енисее и Алтае) они говорили на древнекыргызском (енисейско-кыргызском) языке, близкородственном к орхоно-енисейскому языку. После переселения предков киргизов на Тянь-Шань, их язык подвергся мощному воздействию со стороны соседних тюркских языков (кыпчакских, огузских, карлукских). К киргизско-кыпчакской подгруппе языков относятся киргизский язык, который состоит из северокиргизского, южнокиргизского диалектов, таласского говора, ферганско-кыпчакского языка. В южнокиргизском диалекте сохранилась много элементов древнекыргызского (енисейско-кыргызского) языка, но именно севернокиргизский стал основой литературного киргизского языка. Письменность до 1928 года в СССР и по настоящее время в Китае на основе арабского алфавита. С 1928 по 1940 годы для киргизов, проживавших в СССР, использовался латинский алфавит. С 1940 года была введена современная письменность на основе кириллицы.

Бо́льшая часть киргизов проживает на территории самой Киргизии. Самые крупные автохтонные группы киргизов находятся в Узбекистане, Китае (Кызылсу-Киргизский автономный округ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе), в Таджикистане (в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области и Лахшском районе), в Казахстане. Кроме того, некоторое количество киргизов постоянно проживает в России, Турции, на Украине (на Украину ссылали при Сталине), Северном Афганистане.

За постсоветский период определённое количество киргизов эмигрировало за рубеж, главным образом в Россию.

Фредерик де Ханен (фр.) Киргизское ухаживание (ок. 1913)

Африканских народов

Африканская национальная одежда цветная, преимущественно натуральных, теплых оттенков. Особенностью мужского гардероба является укороченная туника — дашики или длинная — гран бубу, а также широкие брюки на завязках. Раньше часто вместо обычной одежды использовали кусок тканой материи, ее не сшивали, а оборачиваясь в несколько слоев, завязывали узлом на плечах, подмышкой или поясе. Таким же образом применяли рафию, длинными волокнами которой обматывали тело от талии до колен (мужчины) или на уровне груди (женщины).

В ЮАР и по сей день женщины надевают одежду из несшитых кусков ткани: один закрепляют вокруг груди, другой — вокруг бедер, поверх традиционной набедренной повязки. Это «кенте» у народов ашанти, «дамба» у малагасийцев, «шамма» у амхара.

Традиционной марокканской одеждой считается объемная туника с капюшоном — джеллаба, головным убором — феска, либо шапочка куфи, позволяющая придавать аксессуару различные формы. Коренные африканки носят платья свободного покроя, типа «летучая мышь», часто открывающие плечи. Украшения любят большие, но плоские, округлой формы, чаще из желтого металла. Дополняют косточками мелких животных, зубами хищников, кораллами, раковинами, камнями, перьями птиц.

Роль национального костюма в наши дни

Жители Узбекистана следят за современными веяниями моды и идут всегда в ногу со временем. Но они не предают своё культурное наследие. На фото можно увидеть, что свои узбекские платья женщины надевают во время проведения разных торжественных мероприятий, на свадьбы. Сегодня в праздничной и вечерней одежде узбекских жителей присутствуют элементы национального костюма.

Любое праздничное мероприятие в стране сопровождается танцами и песнями. Танцевальные костюмы отличаются яркостью и красотой и демонстрируют культурное наследие Востока. Они преображают любой праздник, подчёркивают богатые традиции народа и историческую связь с древними предками.

Этноним

Автоэтнонимом, то есть самоназванием этого народа является «кыргыз». В русском языке по правилам русской орфоэпии обычно используется вариант «киргиз».
Киргизы являются единственным тюркским народом, сохранивший свое древнее самоназвание.
Население Енисея (Минусинской котловины) именовалось в арабских и персидских источниках «хархыз», «хырхыр», а в китайских — «сяцзясы», в древнетюркских, уйгурских и согдийских текстах — «кыргыз». Существуют несколько теорий происхождения этнонима «кыргыз». По одной из версий, слово «кыргыз» означает «сорок» (кирг. «кырк») и относится к сорока племенам, которые объединил Манас, герой одноименного киргизского эпоса. Кроме того, возможно происхождение от словосочетания «красные огузы», guryyz или от слова «орёл».

Русские в XVIII — начале XX века называли киргизами также казахов в форме «киргиз-кайсаки», «киргиз-касаки», а также «киргизы» или «киргизцы», то есть не делая разделения между казахами и собственно киргизами. Собственно киргизов именовали «Алат киргизы», «буруты», «белые буруты», «Алатай-киргиз», «киргиз-калмыки», «кыркюзы», «коренные киргизы», «кара киргизы», «горные киргизы», «дикокаменные киргизы». Носителями этнонима «кыргыз» в указанные времена были и так называемые енисейские (сибирские) кыргызы (езерцы, алтырцы, алтысарцы и другие, в наше время их потомки известны под именем хакасы).

Космогонический орнамент

Все, что связано с природными явлениями и космосом, отражается в таком орнаменте:

  • земля;
  • вода;
  • молния;
  • снег;
  • дождь;
  • ветер.

На спине мужского халата часто изображают круг. Это солнце. В народе говорят: «Будешь за моей спиной, увидишь солнце (жизнь)». Что означают эти слова? В кыргызских узорах мужчина представляет собой солнце – символ власти, тепла и жизни. От круга вниз направлен столб лучей солнца, и от тепла по горизонтали, внизу халата, распускаются цветы.

Мужчина – отец детей, защитник, глава семьи и кормилец. В орнаменте изображается как солнце и вертикаль. А женское начало – горизонталь и земля.

Традиции

Повседневная жизнь киргизского народа тесно перекликается с традициями. Одна из самых важных — гостеприимство. Киргизы относятся к гостю как к благодати. Издавна считалось, что каждый зашедший в поселение должен посетить хотя бы один дом и разделить трапезу с хозяевами. В сельской местности обычай гостеприимства чтут строго. Среди городских жителей многие о нем тоже не забывают. Поэтому на приглашение киргиза зайти в гости нужно отвечать утвердительно, иное воспринимается как дурной тон. Женщины должны садиться за отдельными столами, гости приходят с маленькими подарками и сладостями для детей. Начинают трапезу чаепитием. Традиция велит перед закуской съесть выпечку, затем перейти к салатам и только потом к основной пище. Лепешки, заменяющие хлеб, переворачивать нельзя. Есть их лучше аккуратно, ведь ронять кусочки означает навлекать беду. Все дела киргизы решают в чайхане. Это место служит для проведения деловых переговоров, совместных обедов с деловыми партнерами, отдыха и планирования сделок. Обязательно во время пребывания в чайхане пить чай, соблюдая ряд ритуалов, которые местные держат в секрете и не рассказывают про их особенности туристам. Обычно для заключения важных сделок в чайхану собираются в понедельник — наиболее удачный, по мнению киргизов, день.

Свадьба

К свадьбам готовятся заранее, планируя каждый этап. Обычно первыми женятся сыновья, которые достигли старшего возраста. Последним семьей обзаводится самый младший. Младшие также должны заботиться о родителях и оставаться в отцовском доме. Прежние традиции велели мужу преподносить выкуп родителям невесты. Самым востребованным оставались лошади. Иногда в качестве выкупа служит скот или деньги. Если же жених был проставленным мастером, он мог преподнести изделие, изготовленное собственными руками. Жениху надлежало подарить своей невесте свадебный наряд и украшение. Перед получением согласия ее родителей надлежало сесть за общий стол, отобедать и обо всем договориться. Только после получения согласия было возможно провести свадебную церемонию.Свадебные костюмы до сих пор не утратили актуальность.

Праздники

Абсолютно все праздники в Киргизии сопровождаются яркими состязаниями. Потомки кочевого образа жизни обожают соревноваться в скачках на лошадях, стрельбе из лука, прочих мероприятиях с элементами акробатики. Одним из самых сложных является тыйын-энмей, который требует от человека большой физической силы и сноровки. В ходе состязания участники должны как можно быстрее проскакать на лошади и схватить монету, лежащую в вырытой лунке.

Происхождение

Предки киргизов — енисейские кыргызы — были одним из кочевых скотоводческих тюркоязычных народов, издревле обитающих на территории Южной Сибири в верховьях Енисея. динлинов с другими центральноазиатскими племенами. В III веке до н. э., в 201 году в китайской исторической летописи «Ши цзи» историка Сыма Цяня впервые упоминается о существовании владения «Кыргыз», находившееся в Восточном Тянь-Шане, в районе хребта Боро-Хоро. Империя Хуннов образовалась в 209 г. до н. э., предположительно «Владение Кыргыз» возникло примерно в это же время, чуть раньше или позже. Исходя из этого, В. В. Бартольд назвал енисейских кыргызов одним из древнейших народов Центральной Азии. Позже в VI веке н. э. племена енисейских кыргызов осели в долине реки Енисей, и объединившись образовали Кыргызский каганат, известный в Китае под названием «Хагяс» (то есть «Хакас»). Столицей каганата был большой город на реке Уйбат — Кемжикет. Одним из известных правителей является Барсбек каган с титулом Ынанчу Алп Бильге. В 840 году Кыргызский каганат уничтожил Уйгурский каганат, распространил свою власть на Туву и Монголию. Преследуя остатки уйгуров, енисейские кыргызы с боями дошли до Иртыша и Амура, вторглись в оазисы Восточного Туркестана. Этот период истории В. В. Бартольд назвал «кыргызским великодержавием».
Одна из групп енисейских кыргызов в составе кимаков переселилась значительно южнее Иртыша, где создала государство

После возникновения Монгольской империи енисейские кыргызы Южной Сибири были поглощены ею, однако во время распада монгольских государств часть енисейских кыргызов мигрировала на Тянь-Шань, на территорию современной Киргизии, но часть из них осталась на прежних территориях, где от них впоследствии произошли современные хакасы (от китайского хягас), алтайцы, шорцы и т. д.

Во второй половине XV века — XVI веке киргизы заняли территории Тянь-Шаня и Памиро-Алая, где окончательно обрели свой нынешний этнический облик.

Генофонд киргизов

Процентный состав Y-гаплогрупп на основе работы Зерджала 2002 Гаплогруппа R1a — 63,4 %, Гаплогруппа С2b — 12,2 %, Гаплогруппа С2c — 7,3 %, Гаплогруппа Q — 4,9 % Гаплогруппа R1b — 4,9 %, Гаплогруппа J1 — 4,9 %, Гаплогруппа J2 — 4,9 % Гаплогруппа G — 2,4 % Гаплогруппа I 2,4 %, Гаплогруппа N3 — 2,4 %, Гаплогруппа K — 2,4 %.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий