Содержание
- 1 Женский костюм
- 2 Черкешенки
- 3 Где живут, численность
- 4 Особенности
- 5 Жизнь
- 6 Поза
- 7 Духовная культура и традиционные верования
- 8 Религия
- 9 Характерные черты мордовского национального костюма
- 10 Разновидности
- 11 Язык и письменность
- 12 Украшение мордвы
- 13 Современный костюм мордвин
- 14 Национальная одежда
- 15 Блины на манке
- 16 Кафедральный собор Федора Ушакова
- 17 Музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи
Женский костюм
Женская одежда, предназначенная для праздника, имела большое число элементов. Иногда на одевание женщины тратили несколько часов и, конечно, не могли сделать этого без посторонней помощи. Национальный костюм мордовский женский основой имел панар – рубаху без воротника, похожую на современную тунику. Она была щедро украшена вышивкой и подпоясывалась. Обычно пояс был изготовлен из натуральной шерсти и имел по концам кисти. Сверху панара женщины надевали сарафан.
Поверх рубахи также могли носить руцю (импанар, балахон). Мордовские национальные костюмы имели и черные безрукавки, которые были приталены и украшались большим количеством оборок сзади. Длина их была ниже колена. Верхняя одежда женщин не сильно отличалась от мужского одеяния. Женское население также носило сумань и шубы, тулупы из овчины.
Черкешенки
Где живут, численность
В древности земли эрзян простирались от современных территорий Рязани до Васильсурска, расположенного на границе Нижегородской области и Марий Эл. Под давлением надвигающихся славянских племен народ был вынужден отступать на восток, уходя в сторону нынешнего города Арзамаса. В XIII столетии, в отличие от покорившихся Золотой Орде мокшан, эрзя отступили на север, укрывшись в густых лесах.
Столетие спустя земли народа попали под влияние Нижегородско-Суздальского великого княжества, что заставило часть этноса вновь покинуть освоенные территории. К XVII столетию крупные эрзянские диаспоры существовали на Урале, в Южном Приуралье и Заволжье. Большая часть представителей народа, сформировавшая впоследствии дошедшую до нас самобытную культуру, осталась в историческом регионе проживания.
В зоны современного расселения эрзян входят:
- восточная зона расселения — районы на востоке Мордовии, Алатырский, Ибресинский, Порецкий районы Чувашии;
- северо-восточная зона расселения — Городищенский, Пензенский, Сосновоборский, Никольский районы Пензенской области;
- северная зона расселения — Большеигнатовский район Мордовии, Гагинский, Лукояновский, Пильнинский Сергачский, Шатковский районы Нижегородской области;
- западная зона расселения — группа эрзи под названием шокша, проживающая в Теньгушевском, Торбеевском районах на западе Мордовии.
Значительное число представителей народности живет за пределами Мордовии:
- в Исаклинском, Похвистневском, Клявлинском, Шенталинском, Кошкинском районах Самарской области;
- в поселке Мисково Костромской области;
- в Бугурусланском, Абдулинском, Северном, Пономарёвском районах Оренбургской области;
- во Владимирской области;
- в Ивановской области;
- в Рязанской области;
- в Ульяновской области;
- в Алтайском крае;
- в Саратовской области;
- в Свердловской области;
- в Тамбовской области;
- в Татарстане.
По информации переписи 2010 года, численность эрзян составляет 57 008 человек. Сложность точного отражения данных о численности усложняется тем, что многие представители этноса указывают национальность «мордва». Перепись 2010 года показала численность мордвы в 744 237 человек, из них к народу мокша себя отнесли лишь 4767 человек.
Особенности
Мордовский костюм отличается богатством своих красок. Особенно предназначенный для женщин. Его по праву считают венцом декоративно-прикладного искусства мордовских мастериц. Каждая этническая группа располагает не менее, чем полутора десятком разных видов костюмов.
Мордовская рубаха похожа на одежду византийских царей. А благодаря богатой вышивке из шерсти, оно приобретает тяжесть и величественность.
Окончательно костюм мордвы из обеих этнических групп сформировался в середине 19 века. Можно отметить простоту ежедневной одежды и сложность и многосоставность торжественных нарядов, изобилующих украшениями и особой драпировкой фигуры.
Цвета и оттенки
Разными цветами одежда народа Мордовии особо не изобиловала.
- Мужские костюмы состояли, в основном, из тёмного сукна. В обуви и головных уборах присутствовали чёрно-белые цвета.
- Женская одежда выигрывала за счет разноцветных вышивок и украшений.
Ткани и крой
- Для повседневной одежды мордовский народ использовал грубую ткань, которая изготавливалась из конопли. Одежда для торжественных случаев была более утончённой. Её шили изо льна.
- Для изготовления головных уборов использовалось сукно.
- Крой одежды был свободный, прямой или трапецевидный. Верхняя одежда была с запахом.
Жизнь
Главным занятием мордовцев было земледелие. В древности использовали мотыгу, затем перешли на соху, вспахивающую землю не более чем на 5 см, а впоследствии и на тяжелый плуг. Основные культуры — рожь, ячмень, овес, горох, просо, полба, конопля. Большую часть зерна пускали на муку, которую производили на мельницах разного типа: водяных, ручных, ветряных. Занимались и огородничеством, выращивали чеснок, лук, свеклу, хмель, морковь, огурцы, зелень, однако развито оно было слабо. Охота была дополнительным промыслом, в основном охотились на пушного зверя. Для этого использовали стрелы и лук, порой применяли гончих псов. Рыбная ловля практиковалась лишь в речных поселениях и не была массовым занятием. С древних времен мордовцы занимались бортничеством, после пчеловодством. Число ульев у некоторых доходило до 200: мед ели сами, продавали русским купцам, отдавали в качестве дани. Ремесла были связаны с обработкой шерсти и дерева. Мордовцы славились как хорошие ткачи, порой целые деревни специализировались на крашении и набивке сукна.
Поза
Этот напиток отдаленно напоминает традиционный русский квас. Но в отличие от последнего, его готовят на основе сахарной свеклы и ржаной муки. Чтобы сделать несколько порций такого напитка, вам понадобится:
- вода;
- 2 грамма дрожжей;
- 1 г хмеля;
- 20 грамм сахара;
- 40 г ржаной муки;
- 300 грамм сахарной свеклы;
- 20 г солода.
Вымытую и почищенную свеклу шинкуют тоненькой соломкой, заливают водой и тушат на протяжении суток. Затем ее остужают до комнатной температуры, соединяют с ржаной мукой и солодят не меньше шести часов. По завершении обозначенного времени все это заливают водой, повторно доводят до кипения, остужают и фильтруют. На том же сусле разводят немного сахара, муки и дрожжей. Все это соединяют с отваром хмеля. Туда же добавляют дрожжевую закваску и оставляют бродить на три часа. Полностью приготовленный напиток еще раз отфильтровывают и переливают в чистые стеклянные емкости. После этого позу убирают на дальнейшее хранение в любое темное и прохладное место.
Духовная культура и традиционные верования
Для брачных отношений мордвы было характерно возрастное неравенство, девушку выдавали замуж за парня на 10-15 лет моложе ее. В свадебной обрядности существовал обычай умыкания невесты, обычно по взаимному согласию семей. Свадьба сопровождалась многочисленными обрядами, например раздачей хлеба матерью жениха родственникам невесты перед отъездом ее из дома. В семейных отношениях существовал обычай избегания замужней женщиной родителей мужа и брата матери. Похороны производились по христианскому обряду, но с включением в него языческих черт, в частности, помещением в гроб различных предметов бытового назначения: мужчине — хлеба, ножа, кочедыка для плетения лаптей, женщине — холста, иголки с нитками, веретена.
Разнообразны были производственные и календарные обряды. Так, перед весенним севом совершалось «моление плуга» с многочисленными обрядовыми действиями и ритуальной трапезой. Во время эпизоотий производилось «опахивание» — женщины впрягались в соху и с заклинаниями проводили полосу вокруг деревни, которой придавалось защитное значение.
Для дохристианских верований мордвы характерен политеизм. Божества были женские (ава): Вирь-ава — божество леса, Ведь-ава — божество воды, Тол-ава — божество огня, Кудо-ава — божество дома и мужские (атя), они считались мужьями женщин-богинь — Вирь-атя, Ведь-атя, Тол-атя и др. Верховный бог именовался Шкай, или Нишке. Совершались моления богам, во время них приносились жертвы. Моления устраивались также в начале важных хозяйственных работ — выгона скота, пахоты, сева и т.п. Несмотря на раннюю христианизацию мордвы многие традиционные верования до сих пор сохраняются.
Музыкальное творчество нашло выражение в обрядовых и необрядовых песнях, индивидуальных и хоровых. Среди музыкальных инструментов можно отметить нюди — типа кларнета из двух скрепленных по бокам тростниковых трубок, фам/пувама — волынка из разного количества трубок, воздушный резервуар которых делался из шкур или пузырей различных животных.
Религия
Даже после принудительной христианизации мордовцы долгое время продолжали придерживаться традиционных верований «мокшень-кой». У них было одно верховное божество, которое называли Чам-Пас, Шкай или Нишке. Его антагонистом, повелителем зла, был Шайтан. Однако культ по большей части строился вокруг множества духов-богов женского пола «ава». Среди них:
- Варма-ава — покровительница ветра
- Вирь-ава — хозяйка леса
- Норов-ава — богиня урожая, поля
- Тол-ава — дух огня
- Ведь-ава — покровительница воды
Шаманов у мордовцев не было, а для проведения общинных ритуалов выбирался наиболее уважаемый старец, глава рода. Молились обычно в лесу или на краю деревни в специально отгороженном плетнем месте. Здесь размещались столбы, к которым привязывали жертвенных животных, ниша, куда сливалась их кровь, устанавливались вырезанные из дерева идолы. Была зона с котлами, в которой варилось после жертвоприношения мясо: его по окончании молитвы съедали все присутствующие.
Характерные черты мордовского национального костюма
О национальном костюме можно говорить в разрезе двух культур: мокшанской и эрзянской. Отметим черты, присущие традиционному наряду обоих народов:
- материал изготовления одежды – домотканый отбеленный холст — льняной или конопляный;
- покрой – прямой и для рубахи (панара), и для верхней распашной белой одежды;
- отделка – шерстяная вышивка, для которой характерны красный и чёрный цвет;
- украшения – нагрудники и кушаки, с металлическим и бисерным декором;
- обувь – плетёные лыковые лапти с онучами и кожаные сапоги со сборками.
Особенности мужского, женского, детского костюмов
Женщины этих народностей ткали холсты и сукно, из которых потом шили повседневную и праздничную летнюю и зимнюю одежду.
Мужчины надевали рубаху прямого кроя навыпуск и штаны (понкст), подпоясывались ремнём или поясом, сверху в прохладную погоду накидывали распашную холщовую одежду типа халата. Осенью или весной согревались в сумани – суконном пальто тёмного цвета, зимой – в шубе из овчины внушительной длины. В холодное время мужчина надевал валяную шапку, ушанку или малахай. С начала XX века для мужчин шили рубахи из фабричных тканей и покупали картузы, вытеснившие валяные шапки.
Женский костюм очень красив, состоит из многих элементов. Девушка начинала надевать наряд с рубахи, которая имела туникообразный силуэт и разрезы на передних полотнищах. Панар был богато вышит по вороту, рукавам, подолу. Вышивка сопровождала переднюю часть рубахи (по шву), спину и грудь (в виде двух продольных полос). В праздники наряд дополнялся второй рубахой – покай, расшитой очень плотно вышивкой и бисером. Длина изделий у мокшанок позволяла только слегка закрыть колени, поэтому в костюме присутствовали холщовые штаны до щиколоток.
Передники с нагрудником или без него (и даже с рукавами) – также неотъемлемая часть женского костюма. Поверх панара надевалась безрукавка, верхняя распашная холщовая одежда мушкас или руця. Как и мужчины, они носили сумань или овчинную шубу. Вся женская одежда, кроме верхней, замысловато украшалась вышивкой и расшивалась бисером, монетами, цепочками.
Головной убор у женщин и девушек различался. Те, кто ещё не вышел замуж, надевали налобную повязку или специальные шапочки-венцы с украшениями. Семейные дамы убирали волосы под высокий головной убор конической, прямоугольной формы или надевали сороку в виде колпака или чепца. Были и другие варианты – полотенце с расшитыми краями и венец, закрытый сверху.
Детский костюм повторял все элементы взрослого, но украшений в наряде девочки было значительно меньше, потому что весил костюм, так богато декорированный, тоже внушительно.
Чем украшаются, какая обувь?
Женщины очень любили украшать себя. Всё это нашло отражение в костюме:
- к головному убору крепились височные подвески с бисером, бусинами, монетами;
- налобное украшение в основе имело перьевую бахрому и тесьму с вышивкой;
- девушки скрывали волосы под накосниками из шёлка и бисера;
- в ушах – серьги и покрытые материалом берестяные кружки с нашитыми цветными узорами, бусинами;
- нагрудные украшения составлялись из бус и ожерелий. Особенно красивы были бисерные воротники, нагрудные сетки, чересплечные украшения (в основе две кожаных полоски, на которые стеклярусом, пуговицами, цепочками нашивался орнамент);
- наручные украшения – разнообразные браслеты и кольца;
- область талии украшалась набедренниками с вышивкой, пуговицами, позументом, бисером, шерстяной бахромой, медными цепочками, монетами, ракушками;
- к поясу подвешивали парные подвески, состоящие из металлического каркаса и проволоки из меди в несколько рядов. К ним крепились жетоны, ракушки, монеты, бубенчики, шелковая бахрома. За пояс затыкали поясные расшитые полотенца.
Отметим основные моменты, касающиеся национальной обуви мокша и эрзя:
- традиционно мордвины носили лыковые лапти из липы или вяза косого плетения;
- кожаные сапоги были праздничным вариантом обуви. Их отличали сборки голенища, острые носы, массивные задники;
- зимняя обувь – валенки;
- на босую ногу наматывали портянки: нижние – на ступни, верхние – на икры;
- поверх портянок в прохладную погоду наматывали онучи — белые или чёрные, а по праздникам – красные с цветными полосками из ткани.
Справка. В традициях народа считать красавицами женщин с прямыми ровными и полными ногами. Онучи, кроме основной функции – утепления, как раз призваны были сделать из ног любой женщины идеал.
Разновидности
Женский
Женский наряд был богат различными элементами одежды, из-за чего мордовским женщинам порой приходилось тратить на своё убранство несколько часов и прибегать к помощи нескольких помощниц.
Рубаха в виде туники была распространена у обеих этнических групп. Но в отличии от мужской, женская была богато украшена. И у женщин были распространены пояса, каркасы. Их отличительной особенностью были кисточки на концах. Мокшаны носили более короткую рубаху, поэтому к ней шли штаны. У эрзян вместо этого было принято носить набедренную повязку – пулай. Пулай и его убранство могли многое рассказать о женщине, её происхождении и достатке.
Существовало у мордвы и платье. Оно носили название кафтонь-крда. Поверх платья женщины носили распашную одежду с разными названиями: руця, импанар, мушказ, балахон. Были распространены и безрукавки, длиной до колена. Они оформлялись оборками и имели приталенный крой. Зимой женщины носили тулупы из овчины, как и мужчины.
О возрасте, положении в семье и обществе можно было судить и по женскому головному убранству. Они причудливо украшались. Эрзянки носили высокую шляпу в форме цилиндра, у мокшанок он выглядел как чепец трапецевидной формы.
Детский
Одним из последних вошёл в моду у женщин передник. Его носили не только в будни, но и в праздничные дни.
Детская одежда повторяла элементы мужских и женских взрослых костюмов. Мальчики также носили рубахи и кафтаны или тулупы. Девочки могли похвастаться расшитыми балахонами и платьями.
Мужской
Мужчины народа Мордовии одевались почти, как русские. Правда, у них были свои особенности. Главными элементами одежды были рубаха — панар, и штаны под названием понкст.
Рубаха носилась поверх штанов. Для удобства её подпоясывали. Пояс играл немаловажную роль. Он носил название кушак или каркас. Из материалов для его изготовления использовалась кожа. Бляшка из бронзы, железа или серебра служила украшением. Она могла быть обычной круглой формы или с креплением для ремня.
Летом мужской костюм народа Мордовии претерпевал изменения. Поверх основной рубахи надевалась ещё одна, белого цвета. Мокши называли ее мушкас, эрзи — руця. Осенью мужчины доставали еще один элемент одежды – пальто или сумань. Оно было приталенного кроя, чёрного или коричневого цвета. Сзади украшением служили оборки.
Ещё один вид одежды, которую носили в демисезонье – чапан, изделие прямого кроя с большим запахом, широким воротом и длинными рукавами. Он накидывался поверх рубахи и подвязывался поясом.
Зимой мордовские мужчины носили шубы из овчины. Талия у этих шуб была отрезная, со сборками. Чапан, овчинные тулупы являлись дорожной одеждой.
В качестве головного убора жители Мордовии изготавливали шляпы с небольшими полями и шапки. Цветами они особо не отличались, были либо белыми, либо чёрными. В 19 веке появилась мода на зимние шапки-ушанки и летние холщовые колпаки.
Язык и письменность
Невероятно, но факт: мордовского языка не существует. Зато имеется мокшанский и эрзянский, на которых разговаривают представители одноименного этноса. Оба наречия подразделяются на пять диалектов. Мокшанский также классифицируется на семь говоров.
В национальных языках жителей Мордвы много заимствований из русского. Например, в обоих наречиях существует слово «вечер». Однако значение они имеют разное. У мордвы оно переводится «проведение торжественного мероприятия». |
Еще один занятный пример. Слово «доска» означает исключительно школьную доску, которую используют в образовательных учреждениях. А для обозначения строительного материалы в мордовском языке применяется слово «лаз».
Принято считать, что наречие мокши имеет тюркские корни, а у эрзя славянские.
Современный алфавит народности – это кириллица. Творчество населения в основном представляет собой песни и сказки. Сведений о существовании отдельного типа письменности нет.
Украшение мордвы
Часто такой костюм богато украшали. Использовались цепочки, раковины, бляшки, разноцветный бисер, медные пуговицы. На праздник обязательно надевали пояс с короткими красными кистями, который назывался пулай. Его элементы и орнаменты должны были соответствовать определенным канонам. Со временем разрешался более свободный подход к его украшению.
Именно пулай определял региональную принадлежность мордовской женщины. Интересным самобытным элементом мордовского костюма является верхняя распашная одежда из холста. Традиционный костюм обязательно включает в себя и платье, которое надевается поверх рубахи. В последнее время стали использоваться фабричные ткани.
Издавна особая роль отводилась головным убором. Они должны были строго соответствовать семейному положению и возрасту женщины. А в некоторых районах, где проживала мордва, среди замужних женщин было принято повязывать платок особым образом. В результате казалось, что у них на голове выросли рога. Головные уборы девушек и женщин различались между собой. В отличии от замужних женщин, девушки никогда не прикрывали волосы. Когда женщины приходили в церковь, их головной убор в обязательно порядке состоял из короткого небольшого полотенца с узорчатыми концами.
Из нагрудных украшений для мокшанки и эрзи можно выделить застежку. Ею закалывали ворот рубахи. На мордовском языке она называлась сюлгам. Подобные украшения часто встречались у финно-угорских народностей.
На грудь женщины надевали бусы или ожерелье из серебряных монет. Особое место в декоре уделялось бисерному нагруднику. К нему крепилась сетка из разноцветных бусин, а также шерстяные кисточки и монеты. Крупные экземпляры располагались ближе к шее, а мелкие на ее периферийной части. В уши вдевались серьги в виде подвески в виде бусинки или серебряной монетки. Изредка использовались шарики из гусиного пуха.
Кроме основных деталей, национальный костюм имел и множество второстепенных. Они, в свою очередь, отличались между собой в зависимости от района проживания. Такой примечательной деталью была вышивка. Ее расцветка включала в себя четыре основных цвета. Это был зеленый, темно-красный, желтый и черный с оттенком синевы. Кстати, вышивание было обязательным занятием для всех мордовских девушек. Рукоделие они осваивали с раннего детства. И для многих оно становилось любимым хобби на всю жизнь.
Обучение вышиванию начиналось, когда девочке исполнялось шесть лет. К десяти годам любая девочка осваивала уже несколько техник, умела работать разными способами.
Умение заниматься сложным вышиванием считалось одним из важнейших достоинств незамужней мордовской девушки. Юные модницы всячески стремились не повторяться. Оригинальные работы рукодельниц ценились очень высоко. Девушки сами выдумывали новые орнаменты и техники исполнения, пытаясь удивить подружек и всех окружающих. Именно поэтому мордовские национальные костюмы получались такими яркими и самобытными. Названия узоров, например, «змеиная головка», «крылышки», «солнечные узелки», «козьи копытца» или «куриные лапки» были взяты из жизни.
Между девушками из соседних деревень и сел шли негласные соревнования в искусстве вышивания. По традиции на свадьбе невеста демонстрировала полотенца, рубашки, платки и полотенца, изготовленные собственноручно. Они торжественно вручались жениху и его родственникам как подтверждение особого таланта будущей жены и снохи.
Также широкое распространение получили перстни, браслеты и кольца. Археологи в ходе многочисленных раскопок обнаружили немало древних ценностей, которые подтверждают теорию о самобытности древнего мордовского ювелирного промысла.
Современный костюм мордвин
В последние десятилетия в Мордовии идёт возрождение народного костюма. Его надевают на проведение обрядов, национальные праздники, концерты, некоторые официальные мероприятия. Один из матчей Чемпионата мира по футболу-2018 ознаменовался в Саранске карнавальным шествием, где были задействованы горожане в традиционной мордовской одежде.
Студенты Саранского художественного училища, вдохновлённые национальными мотивами декоративно-прикладного творчества, пропагандируют их включение в повседневные или праздничные наряды. В своих курсовых и дипломных работах они используют элементы кроя и вышивки старинных костюмов, создавая современную одежду в этно-стиле. Получаются очень удачные и свежие образы.
Национальная одежда
Национальные костюмы отличают мордву от других представителей народов Центральной России. Особенно большое разнообразие вариантов наблюдается в женских костюмах. Существенные отличия можно отметить и внутри самого этноса. Наряды у представительниц народа эрзя и мокша также разные.
Например, часто мокшанка носит штаны и рубашку. При этом, рубашка у нее поддерживается веревкой у пояса, а не как у эрзянки — до пят. Поверх рубашки эрзянка носит национальный кафтан, который называют шушпаном. А на голове круглый кокошник. У мокшанки головной убор вовсе часто заменяют шалью или полотенцем, которые накручивают, как чалму.
Блины на манке
Этот рецепт мордовского национального блюда наверняка оценят любители сладостей. Приготовленные по нему блины получаются очень вкусными и пышными. Они отлично сочетаются с медом или густой сметаной и станут неплохим дополнением к семейному чаепитию. Для их выпекания вам понадобится:
- стакан манной крупы;
- столовая ложка сухих дрожжей;
- 1,5 стакана пшеничной муки;
- 3 столовые ложки сахара;
- 1/3 стакана воды (+500 миллилитров);
- ½ чайной ложки соли;
- 1/3 стакана постного масла;
- 3 яйца;
- топленое масло (для смазки готовых изделий).
Сразу предупредим, что приготовление этого национального блюда мордовского народа отнимает достаточно много времени. В стакане, на треть заполненном теплой водой, разводят дрожжи и сахар. Получившийся раствор выливают в миску, на дне которой уже имеется манка и оставшиеся 500 миллилитров жидкости. Туда же добавляют соль и пшеничную муку. Все хорошенечко перемешивают, накрывают чистенькой салфеткой и убирают на пять часов в теплый уголок, где нет сквозняков.
По истечении обозначенного времени в опару вливают растительное масло, соединенное со взбитыми яйцами, и хорошенечко взбалтывают, чтобы предотвратить появление комочков. Готовое тесто порциями отправляют на прокаленную сковородку и обжаривают по одной минуте с каждой из сторон. Подрумяненные манные блины смазывают топленым маслом, складывают стопкой и подают со сметаной или жидким цветочным медом.
Кафедральный собор Федора Ушакова
Кафедральный собор Федора Ушакова.
Адмирал Федор Ушаков – известный российский флотоводец начала XIX в. В 2001-м он был причислен к лику святых. В его честь освятили главный православный храм в Саранске – выдающуюся по красоте и внушительности святыню города. Памятник адмиралу установлен на площади напротив собора.
Храм построен в стиле ампир с элементами неовизантийской архитектуры. Несмотря на бело-голубой цвет с позолотой, он эффектно выделяется на фоне неба. В высоту здание достигает 60 м, а внутри может разместиться свыше 3 тыс. прихожан. Колокола на звонницах были изготовлены в литейных мастерских Ярославской области. На высоте 40 м оборудована обзорная площадка.
Интересно и внутреннее убранство. Иконостас был изготовлен в Саратове из дорогих древесных пород. Действует выставка фотографий, где представлена история строительства кафедрального собора, работает паломнический центр, организующий экскурсии по православным святыням города.
Адрес: Кафедральный собор Феодора Ушакова, улица Советская, Саранск, Мордовия, Россия.
Музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи
Музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи.
Степан Эрьзя – известный художник и ваятель, работавший в стиле модерн. В его честь назван музей в Саранске, обладающий впечатляющим собранием его работ в количестве 200 экземпляров. Но коллекцией произведений Эрьзи он не ограничивается: здесь представлены работы в живописи, графике и других видах изящных искусств, проходят выставки ДПИ и современных художников.
Основана достопримечательность в 1960-м и представляла собой на тот момент картинную галерею им. Сычкова. В 1987-м ее переоформили в музей, а спустя восемь лет и переименовали. Выставка занимает восемь залов. Помимо Эрьзи и Сычкова, можно полюбоваться творчеством Айвазовского, Шишкина, Саврасова, Репина, Кипренского, Серова, Бенуа и других выдающихся мастеров. Представлено и изобразительное искусство советского периода, включающее 2,5 тыс. произведений в жанре акварели, офорты, литографии и др.
Адрес: Музей имени С.Д. Эрьзи 1941г., Коммунистическая улица, Саранск, Россия.