Виды одежды северных народов и традиционные особенности

В Сибири и Дальнем Востоке

Основными занятиями народов Сибири и Дальнего Востока были:

  • Оленеводство;
  • Охота;
  • Рыболовство;
  • Морской зверобойный промысел;
  • Скотоводство.

По функциональному назначению национальная одежда якутов, прочих народов Сибири, в том числе чукотская, подразделялась на:

  • Повседневную;
  • Промысловую;
  • Дорожную;
  • Празднично-обрядовую (свадебную, погребальную);
  • Культовую (шаманскую, служителей буддийского культа).

У якутских и чукотских народностей гардероб не делился по сезонам, а также на белье и пальто, все было единым. В теплое время года донашивали старый, истончившийся зимний гардероб.

Наряд дальнего востокаСибирь

Из чего состоит женский костюм?

Характерные особенности

Несмотря на то что основные элементы национальной одежды по всей Украине одинаковы, отличия присущи почти для каждого региона. Влияние на костюм оказывали климатические, этнические особенности местности, из-за чего имеются нюансы в силуэте, крое, цветовом оформлении, способе ношения.

Одеяние центральных областей, юго-восточных, северных и западных заметно отличается. Ему присущи некоторые черты нарядов соседних стран – России, Беларуси, Польши, Молдовы. Несмотря на это, классическим костюмом украинского народа принято считать тот, что носили в Среднем Приднепровье – историческом, культурном центре Украины. Основные черты украинского национального костюма можно описать так:

  • силуэт с плавными линиями;
  • контрастные сочетания цветов, их символичность;
  • вышивка с оригинальными узорами или орнаментом;
  • яркая обувь, аксессуары.

Главными элементами украинского мужского костюма были и остаются: рубашка (сорочка), штаны (шаровары), пояс (кушак), легкая верхняя одежда (свитка или жупан), смушковая шапка со шлыком, красные кожаные сапоги (чоботы). Женский костюм состоит из сорочки, юбки, пояса, вышитого жакета, цветочного венка с лентами для девушек и намитки для женщин, красных сапог.

Особенности

Мужская одежда

Китайские мужчины носили несколько одежд из-за постоянной смены холода и жары. В северной части были суровые морозы, поэтому чтобы согреться одежды должно быть много.

Рубашки

Китайские древние рубашки популярны не только в Китае. Появилась она во время династии Тан и получила название Танчжуан. Они строгие по покрою и оригинальны. Чаще всего рубахи шились из натуральных материалов.

Летний вариант — короткие рубашки, который не заправляются в брюки.

Платье

Мужское платье шилось из шелковой или хлопчатобумажной ткани. Цветовая гамма была различна. Богатые мужчины носили платья, дополненные украшением в виде узора или рисунка.

Френч

Особое место в моде Китая занимал френч Мао, его еще называли суньятсеновка, в честь доктора Сунь Ятсена. Смотрелся френч просто, но не теряя своей строгости. У него было четыре накладных кармана, вывернутый к низу воротник, пять пуговиц. За короткое время носить френч стали по всей стране.

Страны Ближнего Востока

Ближний Восток – колоритная земля, на которой обитает огромное количество народов со своими традициями и многовековой историей. Соответственно, национальные костюмы здесь также разные:

  1. Армяне. Мужской костюм имел простую комбинацию — рубаха, шаровары, кафтан, штаны. У рубахи обязательно был стоячий небольшой воротничок. На шароварах – пояс, куда крепился кошелек и оружие. Восточные армяне носили еще аралух, который был чуть короче женского аналога. Дамы облачались в рубаху, штаны, платье и передник. Рубаха была длинной, с округлой горловиной и клиньями косого кроя. Головной убор мог многое сказать о социальном статусе армянки, поэтому ему придавали особое значение.
  2. Турки. Всегда носили многослойные костюмы. Для женщин это были платья с широкими рукавами, которые полностью скрывали руки. К ним прибавлялся передник. Для мужского наряда характерен особый пояс — кушак, который одевался поверх короткого жакета. Головной убор — феска или тюрбан.
  3. Израильтяне. Еврейский костюм отличался колоритностью, был наиболее религиозен среди всех остальных. Для мужчин это черный сюртук и накидка, которая имела кисточки по краям – они всегда должны быть поверх брюк. Для женщин гардероб состоял из платья с передником. Вместо платья также использовали юбку с блузкой.
  4. Иранцы. Женщины носили одежду с V-образными вырезами, их костюм отличался многослойностью. Мужчины предпочитали штаны, рубашку, кафтан. Ранее они носили меховые и кожаные штаны, а рукава кафтана были широкими, имели лучеобразные складки.
  5. ОАЭ. Костюмы в Арабских эмиратах были максимально закрытыми. Мужчины носили длинные хлопковые белые рубашки, а для праздника одежда шилась из дорогого шелка. Дамы надевали рубашки из тонкого полотна поверх шаровар. Женскую фигуру на улице скрывали с головы до пят черным покрывалом, оставляя открытыми только глаза.
  6. Грузины. Отличались строгостью мужского наряда, который состоял из штанов или шаровар, рубахи, кафтана и черкески. Зимой носили шубы. Женщины надевали приталенное платье в пол с лифом, украшенным тесьмой, бисером, лентами. Обязательным атрибутом был пояс из бархата или шелка. В холодное время года костюм дополнялся тулупом.
  7. Азербайджанцы. Мужчины предпочитали рубаху, штаны, зауженный в талии бешмет, в холодное время года – шубу из овчины, а на голову папаху. Женский костюм — рубаха, расширенная книзу, короткий кафтан, пышная юбка.

Каждая нация, несмотря на современный стиль, старается сохранить свой народный костюм, поскольку это история и символика. Не только на праздниках и фестивалях, но в повседневной жизни можно встретить человека в традиционном облачении. Это своего рода визитная карточка, а также дань уважения.

АзербайджанцыАрмянеИзраильтянеИранцыТурки

Современные образы

Современные белорусские свадебные костюмы

Элементы национального белорусского наряда можно с успехом применять для создания стильных современных образов Беларуси (ранее Белоруссия).

Вот несколько удачных примеров (фото):

  • Для создания образа в стиле этно-кэжуал может быть использована сорочка, декорированная яркой национальной вышивкой, которая будет гармонично смотреться с юбкой либо джинсами.
  • Украшенное богатой традиционной вышивкой в белорусском стиле платье позволит любой представительнице прекрасного пола быть в центре внимания.
  • Белая футболка, декорированная национальным орнаментом, одинаково хорошо подойдёт как девушке, так и молодому человеку.
  • Одежда для детей, украшенная яркими традиционными узорами, выглядит самобытно и притягательно.

Национальный костюм считается воплощением понятия об идеальном образе представителя определённой нации. На протяжении долгого пути исторического развития традиционному белорусскому наряду удалось сохранить характерные для всех славян особенности технологий изготовления и используемых тканей, а также кроя, способов украшения и вариантов ношения.

Женская одежда

Традиционная китайская женская одежда была разнообразна, красива и уникальна. Наряды украшались декором, вышивкой.

Платье

Традиционными платьями в Китае считаются «ченсам» и «ципао». Ченсам это просторное платье, которое скрывает изящную фигуру женщины, открывая только лицо, ладошки и обувь. Этот фасон предпочитали благородные жительницы Китая.

«Ципао» – облегающее платье, которое по бокам имеет разрезы, чтобы не было трудности передвигаться. Оно настолько популярно, что его и сегодня его носят женщины. На фото видно, что ципао это олицетворение современного наряда, обладающего оригинальностью, элегантностью.

Свадебный наряд

Платья китаянок всегда отличались своей изысканностью, нежностью. Традиционным цветом торжественного платья является красный, ведь этот цвет приносит супружеской паре счастье. Наряд украшался золотыми узорами.

В северной стороне Китая платье было облегающим по фигуре, с воротником стойкой. Южная сторона отличалась, тем, что свадебный образ состоял из множества юбок и приталенный жакет.

Юбки

Традиционной юбкой китаянок являлась плахта, ее одевали представительницы высшего и среднего сословия. Через некоторое время юбка стала элементом праздничного костюма. Шилась юбка по простому методу – два отреза материала пришивались к широкому поясу. Преобладающими цветами были желтый и красный, так как олицетворяли плодородие.

Жакеты

Женский китайский жакет отличался от мужского варианта, своими широкими рукавами и прямым кроем. Воротника у жакета не было, но если и был то в виде стойки. Изготавливался жакет из легких материалов. Для сохранения формы жакета пришивалась подкладка. С помощью жакета можно было прекрасно подчеркнуть женскую фигуру как на фото.

Халаты

Китайский традиционный халат шился только из дорогостоящих материалов. Богатые китаянки надевали шелковые халаты, которые украшались красочными орнаментами и узорами.

В Америке

  • В этой стране нет своей богатой истории, все традиции привезены другими народами и перемешаны между собой. Аналогично дело обстоит и с национальной одеждой;
  • Бразилия славится своими карнавалами, и невероятно привлекательными костюмами. Общество страны сформировано множеством национальностей. Немцы, японцы, итальянцы, китайцы, африканцы, арабы и другие народы привнесли частичку своей культуры, что не могло не отразиться на традиционной одежде жителей Бразилии. Мужчины носят широкие рубахи, не заправляя их в брюки, шелковые тюрбаны — торсо, а на ногах деревянные сандалии — таманко. Одежда бразильской женщины состоит из множества юбок, нижние обычно немного короче, обязательно накрахмалены, верхние яркие и прямые. Сверху носят блузы свободного покроя – вата, закрепленные на плече брошкой или узлом, украшенные цветком. Пано-да-коста — элемент гардероба для прохладной погоды, это шерстяное пальто, в которое принято заворачиваться. На голове бразильянки сооружают цветные тюрбаны, имеющие различные формы, украшая их, перьями, бусами, кораллами, муляжами экзотических фруктов. Одежда бразильцев яркая, пестрая, как карнавал, подходит смелым, уверенным экстравагантным личностям.

Мексика — страна с латиноамериканскими корнями. Горячих мексиканцев в традиционном костюме представляют так:

  • Сомбреро — широкополая соломенная шляпа, имеющая закругленные вверх края;
  • Пончо — яркая цветная накидка, отороченная бахромой. Это квадратный отрез материи с отверстием посередине для головы;
  • Усы — обязательный атрибут, придающий статус;
  • Рядом кактус, в руках гитара.

На самом деле национальный костюм жителя Мексики — состоит из черной куртки и брюк, с серебристым рисунком – чарро, такого же цвета широкополой шляпы и красного платка в виде банта на шее. Знаменитые местные музыканты мариачи по сей день выступают именно в таком традиционном наряде. В давние времена черный чарро надевали на торжественные мероприятия, а в белом, с серебряной отделкой, молодые парни обычно знакомились с девушками. Женские платья удивляют своей пестротой и обилием узоров. Длинные в пол, двенадцати-клиньевые юбки, блузки или платья переполнены цветочной вышивкой, орнаментами. Завершает образ мексиканская женщина ярко красными туфлями и аналогичного цвета платком.

Канада довольно холодная страна, не зря большая часть местного населения увлекается хоккеем, ведь восемь месяцев в году там зима. Национальный костюм канадцев мужчин состоит из утепленных, часто белых, либо с черно-красным орнаментом, гетр и темных коротких штанишек, напоминающих бриджи, чуть ниже колена, сбоку украшенных пуговицами; белой рубашки; полосатой красно-черной жилетки; пиджака со стоячим воротником. На голове черная шляпа, на ногах закрытые туфли с пряжкой. Женский костюм также скромен и строг: темная юбка до щиколотки; сверху белый длинный передник отделанный кружевом; белая рубашка с длинным рукавом, поверх которой жилет наподобие корсета, чаще красного цвета; плотные колготки или чулки, массивная закрытая обувь. Украшения как таковые отсутствуют, есть отделка по краям всех элементов одежды. Основные цвета в гардеробе коренных жителей Канады — красный, белый, черный.

Обувь

  • Лапти — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.
  • Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками.
  • Чёботы — вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. Чёботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки.

Голенища назывались прежники. Стельки войлочные. Поднаряд — внутренняя обшивка чебота. У холодных — из атласа, у тёплых из бобрового меха.
Богатые чеботы украшались золотным и серебряным шитьём, жемчугом и драгоценными камнями. Верх голенищ обшивался золотом. Подошвы подбивались гвоздиками, каблуки серебряными или железными скобками.

  • Ичиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником.
  • Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.
  • Онучи — длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).
  • Поршни — простейшая русская кожаная обувь.

В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх.

Сапоги с короткими, ниже колен, голенищами срезанными к колену углом. Сапоги шили из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными камнями.

В конце XVII века знать начинает носить низкие туфли.

Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века — с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см.

Головной убор как часть национального костюма

Женский

Восточные области

Женщины восточной области носят маленькую шапочку, которая украшена спереди ленточкой и цветочным узором. Лицевая сторона украшается монетками.

Затем повязывается белый платок, который закрывает шею. На белый сверху повязывали платок алого цвета.

Западные области

Особенности головных уборов западных армянок стали деревянные ободки. Женщины могли выбрать для себя разные ободки.

  • Котики. Такой ободок оборачивается бархатом, на нем вышивают небо, звёзды, солнце.
  • Варды. Вышивка изображает райский сад, птичек, цветов. Носят этот ободок поверх красной шапочки, украшенной кисточкой. По бокам варды крепится по большой пуговице. А вдоль лба проходит лента с рядами золотистых монет.

  • На востоке Армении доминировали папахи конусообразной формы. Верх украшался красным шёлком.
  • Западные армяне предпочитали шапки полусферической формы. Предпочтительно красных оттенков. Поверх этих шапок повязывали платок, который предварительно скручивали жгутом.

Ткани и узоры

Китай это родина удивительного по красоте материала — шелка. Как прекрасно смотрятся женские наряды сшитые с этой благородной ткани.

Шелк это одна из основных тканей из которой шилась одежда. Кроме него использовались менее благородные ткани, такие как, пеньковая, льняная, хлопчатобумажная, волокна бамбука.

В каждой стране есть своя символика, так и в Китае есть своя, воплощенная в уникальные узоры, которыми украшалась одежда.

Рисунок бамбука на одежде означал стойкость, бабочка с распахнутыми крыльями это символ бессмертия, черепаха означала долгую жизнь. Среди всех рисунков самыми священными считались — и цветок лотоса.

Обувь и аксессуары

История создания

Цвета одежды

Применялись ткани ярких цветов: зелёные, малиновые, лиловые, голубые, розовые и пестрые. Чаще всего: белые, синие и красные.

Другие цвета, встречающиеся в описях Оружейной палаты: алый, белый, белый виноградный, багровый, брусничный, васильковый, вишнёвый, гвоздичный, дымчатый, еребелевый, жаркий, жёлтый, травный, коричный, крапивный, красно-вишнёвый, кирпичный, лазоревый, лимонный, лимонный московской краски, маковый, осинный, огненный, песочный, празелен, рудо-жёлтый, сахарный, серый, соломенный, светло-зелёный, светло-кирпичный, светло-серый, серо-горячий, светло-ценинный, таусинный (тёмно-фиолетовый), тёмно-гвоздичный, тёмно-серый, червчатый, шафранный, ценниный, чубарый, тёмно-лимонный, тёмно-крапивный, тёмно-багровый.

Позже появились ткани чёрного цвета. Чёрный цвет стал считаться траурным под европейским влиянием и во многих регионах утвердился лишь в конце XIX или начале XX века.

Женская одежда

Нательной одеждой мужчин и женщин служила туникообразная рубаха — сорочка. У женщин сорочку дополняла набедренная одежда. В XIV в. это была понева — женская шерстяная юбка, как правило из цветной однотонной либо клетчатой ткани, с богато украшенным подолом.

Понева — женская шерстяная юбка

Постепенно понева вытесняется другой женской комнатной одеждой, которая начала распространяться с середины или конца XIV в. — сарафаном. Слово «сарафан» исконно персидского происхождения, достаточно раннее заимствование в русском языке. «Сарафан», «сарафанец» обозначало тогда длинную нарядную верхнюю одежду, но не женскую, а мужскую. В XV-XVI вв. сарафан становится излюбленной одеждой горожанок. Исследователи отмечают, что сарафан вошел в полный комплекс женской одежды именно в городах и далее распространился в сельской местности.

Россинский В. И. Девушка в русском сарафане, 1902 г.

Простые сарафаны шили из крашенины, богатые — из дорогих привозных тканей. Украшались они галуном (золототканая лента), кружевом, драгоценными пуговицами, вышивкой. Интересно замечание В.И. Даля, который, характеризуя сарафан как предмет женской русской одежды, приводит пример «сарафанница» в значении «женщина, которая носит сарафаны и вообще ходит в русском». Филологи сходятся во мнении, что уже к концу XVIII-XIX вв. сарафан прочно ассоциируется с русской национальной одеждой, а само слово, помимо предметного значения, имеет и символическое значение «сарафанница» — женщина, одевающаяся по-русски, и не обязательно в сарафан. В конце XIX века под влиянием городской моды в российских деревнях начинает свое распространение «парочка»: женский костюм, состоящий из юбки и кофты, изготовленных из одной ткани.

«Парочка» — комплект, сшитый из одной ткани. Считается традиционным костюмом казачек

Этнические грузинские мотивы в современной моде

Сейчас Грузия возрождает немного забытые традиции одежды. Причем интерес к ее национальным костюмам растет во всем мире. Особенно востребована традиционная чоха. Люди в этой одежде ходят не только на национальные праздники. Ее надевают на любое торжественное мероприятие. А свадьба и сейчас в Грузии проводится только в национальных нарядах.

Различные их элементы, особенности кроя, аксессуары до сих пор используются при пошиве даже современной одежды. В Грузии придерживаются традиций в цветах, украшении предметов гардероба. Распространены черные, серые и белые одежды, популярна ручная вышивка. Если в городах уже редко встретишь традиционные наряды, то в горных районах мужчины до сих пор носят папахи и чоху, а женщины длинные платья.

Национальная одежда – это отражение истории и обычаев народа. Те, кому дороги эти понятия, ценят ее. В Грузии не теряют связи со своими традициями, поэтому не забывают особенностей костюма, используя его элементы на праздниках и даже в повседневной жизни.

Что носят в Перу

Именно пончо является основой национального костюма перуанцев. Оно удобное и простое, долго держит тело в тепле. Изготавливаются из пряжи альпаки. Такая одежда получается очень легкой, теплой и потрясающе ноской. Узор на пончо — это не просто украшение, а особая примета
, которая расскажет к какой деревне или общине относится перуанец. По краям пончо украшается бахромой. Именно из Перу пончо перекочевало в американские и европейские масс-маркет магазины, правда такая фабричная вещь сильно растеряла свою функциональность.

Женский образ немыслим без смешной шляпы с вогнутыми полями — льикльи.

В Австралии

На континенте тысячи племен, но не смотря на это, национальная одежда Австралии проста и однообразна. До прибытия первых европейцев, австралийцы не задумывались о том, чтобы прикрыть свое обнаженное тело, ходили как есть и ничего не стеснялись, это было естественно. Мужчины носили набедренную повязку, изготовленную из человеческих волос, с раковиной между ног. У женщин был своеобразный передник, напоминающий юбку, из растительных волокон. Племена различали по рисункам на теле, у одних преобладал белый, у других красный цвет. Такая раскраска служила своеобразным национальным костюмом. Несмотря на минимализм в одежде, аксессуары австралийцы любят, с удовольствием носят коралловые или жемчужные бусы, ожерелья из зубов животных, прочих трофеев, серьги. Причем не только в ушах, но и в носу. Голову повязывают куском цветной ткани либо окрашивают белой краской. Во избежание солнечного удара, стараются не находиться на открытом солнце. В стране с подобным климатом местное население надевает на себя минимальное количество одежды.

Жителей Ближнего Востока:

  • Традиционная одежда Армении состоит из рубашки с низким воротником и широких штанов, собранных внизу при помощи ленты. Сверху надевают длинный пиджак — архалух, черкеску, подпоясанную платком или шарфом. Голову покрывают накидками, закрепленными ободом (женщины), либо шапками из меха (мужчины). В качестве обуви — кожаные сапоги с заостренным вверх носком. Отделка вышивкой или золотыми и серебряными украшениями по всем элементам одежды;
  • В Иране любят многослойную одежду, основа как везде: шаровары и туника, у женщин длинная, напоминающая платье, поверх которых надевается пальто. В некоторых районах иранской женщине на людях было приписано носить чадур — черная накидка без рукавов, полукруглой формы. Которую закрепляли резинкой или придерживали руками;
  • Одежду для турков шили из муслина, шелка, бархата, тафты, парчи, украшали лентами, вышивкой, где широко использовали национальные мотивы. В Турции женщина перед выходом из дома, поверх рубахи, шароваров и камзола, надевала фераджу и чадру — накидки без застежек, скрывающие голову и тело от посторонних глаз, некоторые важные персоны дополнительно прятали лицо;
  • Национальная одежда азербайджанцев также многослойна, имеет все составляющие кавказского гардероба: широкие штаны, рубаха, папаха, черкеска со множеством украшений. Для дам дополнительно предусматривалась чадра и рубенд — занавеска, прикрывающая лицо;
  • Грузинская национальная одежда для женщин состояла из картули — платья, с облегающим, богато украшенным верхом, и очень пышной, длинной юбкой, которое носили непременно с бархатным или шелковым поясом; лечаки — светлой вуали, которую фиксировали при помощи копи — ободка, а сверху надевали багдади — темный платок. В украшениях присутствовал янтарь. Особенностью было использование черных красящих пигментов для волос и бровей, а также румян. Национальная одежда Грузии известна в мире моды — особенно мужской костюм чоха — черная, отделанная золотой вышивкой черкеска, с золотыми газырями, поясом и кинжалом;
  • ОАЭ, или Объединенные Арабские Эмираты, — религиозная страна, со своими традициями и климатическими особенностями. Это не могло не оставить отпечаток на традиционной одежде народа. Мужчины носят белую тунику — кандура. Не смотря на непрактичный цвет, араб никогда не ходит в испачканной одежде, три-четыре раза в день он переодевается. Голову украшает ажурная шапочка — гафия, а сверху белый платок — гутра, закрепленный ободом — икал. Традиционно женская национальная одежда ОАЭ включает в себя цветные платья с длинными рукавами — кандуры, с широкими штанами – сирваль. Сверху черная, вышитая золотом и жемчугом, накидка – абайя. Головной убор — шелла — тонкая шаль черного цвета;
  • В Израиле местные жители евреи (иудеи), традиционная одежда евреев (иудеев) мужчин состоит из простого черного сюртука и накидки — талит катан. Это прямоугольный отрез ткани с вырезом посередине для головы, отделанный по углам кисточками из восьми нитей. Еврейская женщина носит цветные платья, кофточки с юбками, а также белый передник, выполняющий роль оберега.

ГрузияИзраильский костюмАрабские ЭмиратыАрмянеИранский костюмТурцияАзейрбарджан

Головной убор

В современном стиле

Головные уборы

Традиционная обувь

Национальные костюмы жителей России

Национальные костюмы российских народов отличались по географическому положению, но все имели общие черты. Основу костюма составляла рубаха. Сверху, в зависимости от пола, носили кафтан или сарафан. Одежда сочетала красоту и функциональность. По вышивке можно было судить о статусе человека, например, у богатых сословий она была золотая или серебряная.

Национальный гардероб северян имел свои отличия: использовались местные материалы, преимущественно шкуры зверей. Характерная одежда — малица сплошного покроя из оленьей шкуры. Она была не длинной, носили ее зимой и летом без пояса.

Народы Сибири и Дальнего Востока предпочитали рубахи со скошенными плечами и штаны, аналогичные нарядам тюркоязычных народов. У женщин штаны преимущественно однотонные, у мужчин — полосатые. Верхняя одежда распашная.

Для жителей Центра характерны туникообразные глухие одежды. У женщин преобладал распашной сарафан, бока которого дополнялись клиньями, придававшими ему трапециевидную форму.

Виды костюмов

Мужской

Брюки могли быть без пояса (иногда они были стянуты на верёвочке). Встречались также и модели с поясом, застёгивающиеся на пуговицу.

Женский

Сорочки (кашули) для женщин шили изо льна. Они были длинными и всегда имели вышитые узоры. Юбки (спадницы), которые надевали поверх сорочек, шили из разных тканей.

Летние варианты («летники») были льняными, домотканые зимние («андараки») делали из сукна, а отдельные изделия для взрослых женщин (уже успевших выйти замуж и только обручившихся) — из понёва. На юбку надевали вышитый фартук, гармонировавший по цвету и узору с сорочкой. Поверх сорочки надевалась короткая жилетка (гарсет).

Немаловажной деталью подобного костюма также был пояс. Встречались тканевые, вязаные и плетёные варианты этого изделия, с бахромой, кисточками и помпонами

Пояс всегда был украшен цветным орнаментом. Для этого чаще всего использовали сочетание зелёного, белого и красного цветов.

Верхняя одежда для женщин по крою практически не имела различий с мужской, но при этом отличалась более богатой вышивкой и аппликацией.

Детский

Подобные наряды для мальчиков и девочек почти не имели различий с костюмами взрослых людей. Дети в возрасте до 6-7 лет, независимо от их пола, носили обыкновенную полотняную сорочку, которая доходила до пяток и стягивалась на талии поясом.

Обувь

Каламани – комфортные, кожаные, но довольно простые лапти, для небогатых девушек. В них было удобно даже танцевать. Они отличались прочностью, их надевали с толстыми носками из войлока. Более богатые женщины в Тбилиси носили на ногах остроносые туфли с загнутыми носками и без задников коши.

Сапоги из мягкой кожи, украшенные драгоценностями подходили и для мужчин. Каблук – неизменный атрибут зажиточного рода.

Грузинский стиль сочетает в себе строгую эстетику и достоинство. Отличительные черты: практичность, изящество, лаконичность. Традиционное одеяние многослойное, состоит из отдельных элементов, имеющих особое предназначение и всегда выполнено со вкусом. Некоторые части наряда изначально кажутся незаметными.

Но остановив на них взор становится понятно, что в каждую деталь туалета вложено немало труда и смысла. Особо приятно, что в городах и деревнях в последнее время все чаще обращаются к народным традициям и воссоздают фольклорные костюмы для особых торжеств и памятных фото.

Мордовский национальный костюм

Если посмотреть на картинку с названием ниже, можно догадаться, что мордовский костюм по внешнему виду напоминает целое произведение искусства. Этот народ обладает удивительными способностями создавать красивые вещи.

Национальный костюм народа России состоит из верхней и нательной одежды, а также элементов декора. Внешне рубаха мужчин напоминает убранство византийских царей, а вышивка из шерсти придает ей величественность и делает визуально богаче.

Женский мордовский народный костюм поражает своей красотой. Для его изготовления используются разноцветные ткани. Отдельно стоит упомянуть необычный головной убор, который сзади свисает в виде фаты.

Национальные костюмы Бутана

Бутан — это единственная страна в мире, где местное население обязано носить национальную одежду. Национальный дресс-код (Дриглам Намжа) носят все, без него не пустят ни в одно государственное учреждение или другое приличное место, это нарушение общественного этикета. К туристам это, конечно, не относится.

Национальный костюм представляет собой подпоясанный халат — гхо. Дополнительно к нему одевают специальный шарф. У простолюдин он белый, у короля — желтый. Кто-то снимает верхнюю часть халата, когда на улице жарко или поддевают брюки, или спортивные трико, когда холодно. В целом, местных жителей это устраивает.

Как-никак, в Бутане вместо ВВП — индекс счастья.

Обувь

  • Лапти — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.
  • Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками.
  • Чёботы — вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. Чёботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки.

Голенища назывались прежники. Стельки войлочные. Поднаряд — внутренняя обшивка чебота. У холодных — из атласа, у тёплых из бобрового меха.
Богатые чеботы украшались золотным и серебряным шитьём, жемчугом и драгоценными камнями. Верх голенищ обшивался золотом. Подошвы подбивались гвоздиками, каблуки серебряными или железными скобками.

  • Ичиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником.
  • Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.
  • Онучи — длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).
  • Поршни — простейшая русская кожаная обувь.

В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх.

Сапоги с короткими, ниже колен, голенищами срезанными к колену углом. Сапоги шили из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными камнями.

В конце XVII века знать начинает носить низкие туфли.

Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века — с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см.

Платок

Неотъемлемый элемент гардероба замужней барышни. Его надевали поверх кики, которую доставали из шкафа лишь по великим праздникам. Изначально носили тканевые изделия, под низ натягивали шапочки из шерсти.

Пуховой аксессуар часто дарили на церемонии бракосочетания. Поскольку после обретения статуса замужней дамы, выйти из дома с непокрытой головой считалось позором.

Убрус порой достигал ширины пятидесяти сантиметров. Чаще всего платок сшили из тонкого полотна прямоугольной формы. Один конец изделия всегда декорировали вышивкой из серебряных или золотых нитей. Он свисал на плечо, девушки никогда не прятали его под верхнюю одежду.

Вторым концом платка обвязывали голову и подкалывали с помощью булавочки под подбородком. В десятом столетии поверх убруса располагали целый комплект ювелирных украшений.

Спустя некоторое время платок стали шить из куска ткани треугольной формы. В этом случае оба конца изделия закалывали под подбородком либо закрепляли на макушке с помощью фигурного узла. Некоторые девушки предпочитали опускать богато расшитые концы аксессуара на плечи или закидывали за спину. Подобная мода пришла в страну лишь в восемнадцатом столетии.

До этого момента дамы просто туго обвязывали шею, а незамысловатый узел располагали на макушке. Подобную методику современники именовали «головкой». Считалось, что с помощью платка девушка могла подчеркнуть свою индивидуальность и красоту.

Вариации базового гардероба этно

Передник

Фартук не только защищал вещи от различных загрязнений, но и выполнял роль декоративного элемента. Его носили в качестве украшения праздничного одеяния, чтобы создать завершенный и монументальный образ.

Передник повязывали поверх сорочки, сарафана и поневы (юбка). На Руси в обиходе было слово «запон», происходившее от глагола «запинати» (закрывать)

Фартуку уделяли особое внимание при декорировании. Это был самый яркий элемент наряда, украшенный вышивкой, лентами и разнообразной отделкой

Края передника оформляли с помощью кружева и оборок. По вышивке, которой декорировали фартук, можно узнать много интересного про девушку: семейный статус, наличие и количество детей, вкусы владельцы и т.д. Каждый завиток узор и мельчайшая деталь подчеркивали индивидуальность барышни и несли особый смысл.

Элементы

Цветовая гамма и декор

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий