Интересные факты об эскимосах

Религия

Традиционной религией алеутов является анимизм. Они почитали духи предков, изображали их на кости, дереве, камне, птичьих шкурках. Эти амулеты передавались по наследству. Из дерева делали маски, которые изображали духов-покровителей, надевали их во время обрядовых танцев. Распространен был шаманизм, по мифологии которого алеуты верили в существование разных миров. Костюм шамана, как и других народов Сибири, символизировал птицу. Существовала охотничья магия, она заключалась в проведении обрядов, вызывающих зверя. Те, кто поклонялся магии, носили амулеты, соблюдали особые охотничьи запреты.

Процесс христианизации начался в 50-х годах 18 века и проводился в соответствии с общей тенденцией российской политики колонизации новых территорий. Христианство хорошо повлияло на сближение алеутов с русскими. Особенностью было то, что христианизацию начали не миссионеры, а русские промышленники, что обеспечило не насильственный и быстрый процесс распространения православия.

В конце 18 века алеуты окончательно были обращены в православие. Стало распространяться двуязычие, школьное обучение, появились религиозные книги на алеутском языке. Примечательно, что часть алеутов, принявших православие, стала миссионерами. До сих пор они являются убежденными православными христианами, проводят на русском и алеутском религиозные обряды. По-алеутски Бог звучит как «Агугум». Одним из алеутов, почитаемым Православной Церковью как мученик, является Петр Алеут. Религия народа гармонично сочетает в себе православие и традиционное мировоззрение, что повлекло образование своеобразной «алеутской церкви», «алеутской веры».

Начиная с лета 1824 года среди алеутов постоянно присутствовали священники, после прибытия на остров Уналашка Ивана Вениаминова (св. Иннокентий), который пробыл там 10 лет. Он проводил крещение коренного населения, организовал в школах для детей обучение, учил алеутов иконописному, сапожному, столярному, плотничьему делу, подготовил продолжателей своего дела. Все называли его «добрым отцом алеутов».

Имена

Раньше имя чукчи состояло из прозвища, которое ребенку давали на 5 день жизни. Имя давала ребенку мать, которая могла передать это право уважаемому всеми человеку. Распространено было проводить гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли имя для новорожденного. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелится, им и называли ребенка.

Имена у чукчей делятся на женские и мужские, отличаются иногда окончанием. Например, имя женское Тынэ-нны и имя мужское Тынэ-нкэй. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли мужским именем девочку, а мальчика — женским именем. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.

Имена означают зверя, время года или суток, в которое ребенок родился, место, где он появился на свет. Распространены имена, связанные с предметами обихода или пожеланиями ребенку. Например, имя Гитиннэвыт переводится «красавица».

Традиции

У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года:

  • осенью — день убоя оленей;
  • весной — день рогов;
  • зимой — жертвоприношение звезде Альтаир.

Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки.

Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь.

Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.

Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению. У чукчей принято соблюдать левират — обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей.

Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки.

Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице.

Кричать во время родов женщина не должна, чтобы не привлекать злых духов. Когда ребенок рождался, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее. Если женщина долго не могла родить, ей могли оказать помощь, так как было очевидно, что сама она не сможет справиться. Поручалось это одной из родственниц, но после этого все относились к роженице и ее мужу с презрением.

После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги. Ребеночка наряжали в меховой комбинезон.

После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон. Раньше чукотские женщины кормили детей грудью до 4 лет. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Пустышка малыша была сделана из кусочка кишки морского зайца. Ее набивали мелко нарезанным мясом. В некоторых селениях младенцев вскармливали своим молоком собаки.

Когда мальчику исполнялось 6 лет, мужчины начинали его воспитывать как воина. Ребенка приучали к жестким условиям, учили стрелять из лука, быстро бегать, быстро просыпаться и реагировать на посторонние звуки, тренировали остроту зрения. Современные дети чукчей любят играть в футбол. Мяч им делают из шерсти оленя. Популярна у них экстремальная борьба на льду или скользкой шкуре моржа.

Мужчины чукчи отличные воины. За каждый успех в бою они наносили метку-татуировку на тыльную сторону правой ладони. Чем больше было меток, тем опытнее считался воин. У женщин всегда было при себе холодное оружие на случай, если нападут враги.

Антропология

Тип чукчей — смешанный; в общем, монголоидный, но с некоторыми отличиями. Расовый тип чукчей, по мнению Богораза, выделяется некоторыми отличиями. Глаза с косым разрезом встречаются реже, чем с разрезом горизонтальным; встречаются индивиды с густой растительностью на лице и с волнистыми, почти курчавыми волосами на голове; лицо с бронзовым оттенком; цвет тела лишён желтоватого оттенка; крупные, правильные черты лица, лоб высокий и прямой; нос крупный, прямой, резко очерченный; глаза большие, широко расставленные. Некоторые исследователи отмечали рослость, крепкость и плечистость чукчей. Генетически чукчи обнаруживают своё родство с якутами и финно-уграми: Y-хромосомная гаплогруппа N1a1 встречается у 50% населения, также широко распространена Y-хромосомная гаплогруппа C (близкая к айнам, монголам и ительменам).

Происхождение

Своё название, которым их называют русские, якуты и эвены — адаптированное в XVII в. русскими землепроходцами чукотское слово чаучу (богатый оленями), каковым именем чукчи-оленеводы называют себя в противоположность чукчам приморским — собаководам — анкальын (приморские, поморы — от анкы («море»)). Самоназвание — оравэтԓьэт («люди», в единственном числе — оравэтԓьэн) или ԓыгъоравэтԓьэт («настоящие люди», в единственном числе — ԓыгъоравэтԓьэн , в русской передаче — луораветлан). Соседи чукчей — юкагиры, эвены, якуты, а также азиатские эскимосы (на берегу Берингова пролива).

Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей: у последних, например, имеется собачья запряжка американского образца. Окончательное решение вопроса об этнографическом происхождении зависит от сравнительного изучения чукотского языка и языков ближайших американских народностей. Один из знатоков языка, В. Богораз, находил его близкородственным не только с языком коряков и ительменов, но и с языком эскимосов. До самого последнего времени по языку чукчей причисляли к палеоазиатам, то есть к группе окраинных народов Азии, языки которых стоят совершенно особо от всех остальных лингвистических групп Азиатского материка, вытесненных в очень отдалённые времена из середины материка на северо-восточные окраины.

Кика копытообразная

По внешнему виду изделие напоминает копыто или подкову. Налобную часть изготавливали из твердого материала и обтягивали богато украшенной тканью. Очелье крепили поверх основной шапочки с помощью лент, завязанных вокруг головы.

Считалось, что головной убор, подобно подкове, защищает от дурного глаза и несчастий. Аксессуар на торжественные мероприятия надевали все замужние дамы.

Сорока тульская

Оправдывая свое название, «птичий» убор делился на боковые части (крылья) и заднюю (хвост). Второй представлял собой многочисленные плиссированные ленточки, нашитые по кругу. В результате деталь изделия напоминала хвост павлина.

С аксессуаром соединяли яркие розетки, которые крепили сзади на поневу. Подобные вариации изделия дамы носили лишь в праздничные дни.

Сборник (самшура, моршень)

Головной убор был частью повседневного костюма. Низкий моршень по внешнему виду напоминал чепец. Высокий вариант аксессуара надевали на торжественные мероприятия, поскольку выглядел он богато и внушительно.

Для изготовления повседневной модели использовали дешевую материю, поверх накидывали платок. Сборник пожилой женщины было сложно отличить от простого чепца из черной ткани. Праздничные модели самшуры декорировали лентами и покрывали драгоценными камнями.

Кокошник псковский (шишак)

Аксессуар был часть свадебного наряда. Имел традиционную форму вытянутого треугольника, для украшения использовали шишки. Собственно, эти видоизмененные побеги, символизирующие плодородие, и дали название изделию.

Шишки нашивали на переднюю часть убора и украшали с помощью жемчуга. Поверх аксессуара накидывали белоснежный платок, вышитый золотыми нитями. По нижней кромке изделия пропускали сеточку из жемчуга.

Стоимость кокошника в те времена могла достигать семи тысяч рублей серебром, поэтому его хранили как семейную реликвию и передавали от матери к дочери.

Тверской «каблучок»

Был в моде на протяжении всего девятнадцатого века. Оригинальная разновидность кокошника. Надевали его исключительно на торжественные мероприятия. Для пошива аксессуара брали дорогие ткани: бархат или шелк. Изделие украшали драгоценными камнями.

Под «каблучок», напоминающий колпак небольшого размера, крепили поднизь из жемчуга. Она полностью покрывала волосы, поскольку сам головной убор «прятал» лишь макушку. Изделие пользовалось большой популярностью в Тверской губернии и стало его визитной карточкой.

Меховые шапки

В холодное время года барышни облачались в бархатные шапки с меховой оторочкой. Верхняя часть была выполнена из тканевой материи или клееной бумаги. Аксессуар шили в форме конуса, цилиндра или круга. Для украшения убора применяли камни, вышивку и речной жемчуг.

Шапки были очень высокими, чтобы в них не гулял ветер, внутри делали подкладку из атласа или легкой меховушки. Дамы очень бережно относились к аксессуару. Некоторые историки утверждают, что по завершении зимы дочери царя сдавали шапки на хранение в Мастерскую палату. Их размещали на болванках и накрывали чехлами.

Для изготовления зимнего головного убора брали мех лисицы, бобра или соболя. Молодые барышни предпочитали изделия с оторочкой из зайца или белки.

Треух

Женский головной убор позаимствованный у мужчин. Верх изделия покрывали материей, лобная часть опушалась. Чаще всего для этой цели использовали соболиный мех. В качестве декора применяли кружева или речной жемчуг.

Каптур

Еще один головной убор, предназначенный для холодного времени года. Наибольшей популярностью пользовался у женщин, потерявших мужей. Он прекрасно защищал от лютых морозов. По внешнему виду аксессуар напоминал цилиндр, отороченный мехом. Шапка полностью покрывала голову и лицо с двух сторон.

Для пошива аксессуара брали мех бобра, простолюдинам приходилось довольствоваться изделием из овчины. Сверху обязательно надевали повязку.

История

В старинном костюме, важная роль отводилась головному убору. Он был завершающим акцентом в этнических одеждах народа. В зависимости от этого,  можно было определить статус, отношение к той или иной местности. Головной убор кика (еще одно название кичка), был в ходу и имел широкое распространение, в основном в губерниях, расположенных в южных областях России – Орловской, Тамбовской, Курской и некоторых др.

Первое упоминание о ней, обнаружено в документах 14 века, когда кика получила широкое распространение на Руси. Так как ее надевали только замужние, прозвали кичку «короной замужества» и вплоть до 19 столетия, а кое-где гораздо дольше, она была не заменимым атрибутом.
Постепенно, кика, вышла из обихода, но в некоторых селениях, ее использовали невесты, как свадебное украшение. После 50-х годов прошедшего столетия о кичке совсем забыли и заменили ее на платок.

Известные люди

Несмотря на то, что чукчи — народ далекий от цивилизации, среди них есть и те, кто стал известен навесь мир, благодаря своим достижениям и талантам. Первый чукотский исследователь Николай Дауркин является чукчей. Свое имя он получил при крещении. Дауркин был одним из первых русских подданных, которые высадились на Аляске, сделал несколько важных географических открытий 18 века, первым составил подробную карту Чукотки и получил дворянский титул за вклад в науку. Именем этого выдающегося человека был назван полуостров на Чукотке.

Кандидат филологических наук Петр Иненликей тоже родился на Чукотке. Он изучал народности севера и их культуру, является автором книг по исследованию в области лингвистки языков северных народов России, Аляски и Канады.

Свадебные традиции

Счастливая пара

В суровом климате раньше жило немного людей, да и сейчас ситуация не намного лучше. И когда приходило время создавать семью, молодым и выбирать-то особо было не из кого — уж слишком мало было «свободных» людей. Что же делать? Заключать родственные браки и обмениваться женщинами.

Нередко чукчи крали женщину из другой семьи, например, невесту для своего сына. Тогда родственники этой девушки могли требовать отдать им какую-нибудь женщину из той семьи. Зачем? Вовсе не для любовных утех, просто потеря одной пары рабочих рук могла нанести серьезный урон для быта, поэтому и брали взамен украденной другую женщину. А уж если она могла составить пару кому-то неженатому — это было настоящим подарком!

Семья чукчей

У чукчей практически все семьи многодетные. Поэтому нередко делалось так: если какая-то семья отдавала свою дочь замуж в соседнее поселение, то требовала оттуда невесту для своего сына.

Среди чукчей, как и среди всех людей, всегда были и богатые, и бедные. Чукча-бедняк, если не хотел жениться на такой же нищей девушке, как и он сам, шел работать в богатую семью. Спустя время (как правило, несколько лет) он либо получал разрешение жениться на дочери своего хозяина, либо усыновлялся этим хозяином.

Были у них и групповые браки, внутри которых мужчины менялись женами. Дети, рожденные в этих браках, считались общими. Этот обычай появился вовсе не из-за распущенности чукчей, а из-за необходимости. Как правило, пары, входящие в групповой брак, жили в разных селениях. Когда оленевод не мог быстро добраться до своего дома, он останавливался в доме «партнеров» по браку, где получал и кров, и еду, и жену.

Праздники эскимосов

У эскимосов такие же праздники, что и у чукчей, потому не будем повторяться. Все они связаны с промыслом, которым занимаются инуиты — праздник моржа, китовой охоты и тому подобное.

Кроме того, инуиты очень любят петь. Это очень хорошо и понятно — у всех народов праздники сопровождаются песнопениями. Но у эскимосов есть еще и певческие дуэли. Если в них принимают участие двое мужчин, значит, они чем-то недовольны друг другом и в песне хотят выразить свои претензии, как правило, это какие-то бытовые проблемы.  Если в дуэль вступает пара женщин, значит, петься будет о любви, ревности и предательстве.

Жилище

Алеуты жили селениями, которые располагались на морском побережье, в устьях рек. Каждое селение состояло из двух или четырех больших полуземлянок (улягамах). Выбирали для них открытые, высокие места, для удобного наблюдения за приближением врага, морскими животными. Полуземлянка строилась из прибитых к берегу деревьев, сверху жилище покрывали дерном, шкурами, сухой травой. В крыше было несколько отверстий четырехугольной формы для входа. Внутрь алеуты забирались по бревну с зарубками. В одной такой полуземлянке умещалось от 10 до 40 семей. Вдоль стен внутри жилища стояли нары. У каждой семьи была своя часть, которая отделялась занавеской или столбами. Утварь хранили под нарами.

Летом алеуты переселялись в легкие отдельные постройки. В 19 веке полуземлянка претерпела изменения: стены делали из досок, жердей, которые обкладывали дерном. Наверху был люк для освещения, с боковой стороны располагался выход через небольшие сени. Освещением в жилище были жировые лампы, клали иногда печи. Помимо традиционной утвари, алеуты начали использовать привозную фабричную посуду.

Численность и расселение

Численность чукчей в населённых пунктах

Данные приведены по состоянию на 2002 год.

Чукотский АО:

  • город Анадырь 1209
  • село Лорино 1042
  • село Нешкан 603
  • село Лаврентия 543
  • село Уэлен 543
  • село Усть-Белая 502
  • село Канчалан 482
  • село Рыткучи 374
  • село Мейныпильгыно 363
  • село Конергино 359
  • село Инчоун 356
  • село Рыркайпий 355
  • село Амгуэма 344
  • село Энмелен 323
  • село Янракыннот 313
  • село Хатырка 299
  • село Энурмино 294
  • село Алькатваам 289
  • село Ваеги 289
  • село Нунлигран 287
  • село Айон 284
  • пгт Провидения 255
  • село Островное 231
  • село Биллингс 222
  • село Илирней 207
  • село Омолон 201
  • село Сиреники 187
  • село Ванкарем 160
  • город Билибино 152
  • село Нутэпэльмен 149
  • село Янранай 143
  • село Кепервеем 141
  • пгт Беринговский 127
  • село Снежное 126
  • пгт Эгвекинот 104
  • город Певек 101

Камчатский край:

  • село Средние Пахачи 401
  • село Ачайваям 360
  • село Хаилино 294

Республика Саха:

село Колымское 333

Магаданская область:

город Магадан 130

Москва:

город Москва 138

Санкт-Петербург:

город Санкт-Петербург 102

Быт эскимосов

Все в укладе жизни этого народа приспособлено к выживанию в суровых условиях. Конечно, сейчас цивилизация немного коснулась этого народа, но многое у них осталось в том виде, как и столетия назад.

Сначала поговорим об эскимосских домах. В достаточно цивилизованных местах  эскимосы живут в домах из дерева, камня и других материалов, но, в основном, этот народ живет по старинке, особенно люди, ведущие кочевой образ жизни.

У инуитов есть два вида национальных жилищ — зимнее и летнее.

Иглу

Иглу

Иглу — зимний дом эскимосов в форме полусферы, который возводится из снежных блоков. Диаметр его составляет 3 — 4 м, высота — 2 м. Иногда иглу вырезается из большого сугроба. Если эскимосский поселок состоит из нескольких иглу, то их соединяют «снежными» коридорами, что, на мой взгляд, очень удобно — можно , не выходя на улицу, пройти к соседу. Кто-то скажет, что в иглу, небось, температура чуть выше, чем на улице, но нет — внутри этого жилища, обогреваемого специальными лампами, достаточно тепло.

И светло — солнечный свет внутрь поступает и сквозь снеговые стены, и сквозь маленькие оконца, затянутые кишками тюленя или моржа (но их делают не всегда).

Внутри иглу пол и стены покрывают шкурами.

Яранга

Яранга

Это летнее жилище эскимосов и других северных народов, которое достаточно быстро возводятся и разбирается. О технологии строительства яранги мы упоминали, рассказывая о чукчах.

Ярангами, как правило, пользуются кочующие эскимосы. При переезде на новое место яранга разбирается, и весь «стройматериал» перевозится по «новому адресу».

В домах, как правило, живут несколько эскимосских семей. Каждое семейство имеет свою «комнату» — отделенную от остальных шкурами или коврами часть дома. Внутри «комнат» у каждого свое место: дети и супруги спят в центре, одинокие родственники — ближе к краю. В лютые морозы инуиты берут в дома собак, которые ложатся рядом с хозяевами и согревают их своим теплом.

Каяк

Эскимос на каяке

Каяк — лодка, без которой эскимосам никак нельзя, ведь рыбалка и охота на крупных морских млекопитающих для них жизненно важны. В переводе с эскимосского «каяк» означает «покрытая», и действительно это судно не имеет открытого верха, как обычные лодки. Он у каяка закрыт полостью из кожи морских животных (тюленей или моржей), называемой «юбка». Да и сам каяк тоже выполнен из вышеупомянутой кожи, натянутой на деревянный каркас (или каркас из кости). Все детали каяка соединены между собой с помощью китового уса.

Эскимос учит сына плавать на каяке

Человек, сев в каяк и закрывшись юбкой, защищен от попадания внутрь судна воды. Но ведь в холодных морских водах нередко штормит, да и близость крупного животного может оказаться опасной, а потому высока вероятность перевернуться. Но эскимосы способны совершать так называемый «эскимосский переворот», когда каяк переворачивается, гребец уходит под воду, но там делает резкий гребок веслом, и вновь оказывается на плаву. Причем такой переворот для инуитов дело обычное, ему стараются сызмальства научить каждого ребенка. И это многим спасает жизнь.

С помощью каяка эскимосы, в частности, охотятся на крупных морских животных. Но для этого им еще нужен гарпун.

Основной наземный транспорт эскимосов — сани с собачьей упряжкой.

Еда

Традиционные блюда чукчей готовят из мяса оленя и рыбы. Основа питания этого народа — отварное мясо кита, тюленя или оленя. Мясо употребляется в пищу и в сыро-замороженном виде, едят чукчи внутренности животных и кровь.

Чукчи едят моллюсков и растительную пищу:

  • кора и листья ивы
  • щавель
  • морская капуста
  • ягоды

Из напитков представители народа предпочитают алкоголь и отвары из трав, похожие на чай. Неравнодушны чукчи к табаку.

В традиционной кухне народа есть своеобразное блюдо под названием моняло. Это полупереварившийся мох, который извлекается из желудка оленя после убийства животного. Моняло используют при приготовлении свежих блюд и консервов. Самым распространенным до 20 века горячим блюдом у чукчей была жидкая похлебка из моняла с кровью, жиром и измельченным мясом.

Внешность

Чукчи относятся к смешанному типу, который в общем является монголоидным, но с отличиями. Разрез глаз чаще горизонтальный, чем косой, лицо бронзового оттенка, скулы несильно широкие. Встречаются среди чукчей мужчины с густой растительностью на лице и почти курчавыми волосами. Среди женщин чаще встречается монгольский тип внешности, с широким носом и скулами.

Женщины собирают волосы в две косы по обеим сторонам головы и украшают их пуговицами или бусами. Замужние женщины иногда выпускают на лоб передние пряди. Мужчины часто очень гладко стригут волосы, спереди оставляют широкую бахрому, на темени оставляют два пучка волос в виде ушей зверя.

Одежда чукчей шьется из меха подросшего осеннего теленка (детеныша оленей). В повседневной жизни одежда взрослого чукчи состоит из следующих элементов:

  1. двойная меховая рубаха
  2. двойные меховые штаны
  3. короткие меховые чулки
  4. меховые невысокие сапоги
  5. двойная шапка в виде женского капора

Зимняя одежда чукотского мужчины состоит из кафтана, который отличается хорошей практичностью. Меховая рубаха еще называется ирын, или кукашка. Она очень широкая, с просторными в области плеча рукавами, сужающимися в районе кистей. Такой покрой позволяет чукче выдергивать руки из рукавов и складывать их на груди, принимать удобное положение тела. Пастухи, спящие у стада в зимнее время, прячутся в рубаху с головой и закрывают отверстие воротника шапкой. Но такая рубаха не длинная, а до колен. Более длинные кукашки носят только старики. Воротник рубахи вырезан низко и обшит кожей, внутрь опущен шнурок. Снизу кукашка опушена тонкой линией собачьего меха, который молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. В качестве украшений на спину и рукава рубахи пришиты пенакалгыны — длинные кисти, окрашенные в пунцовый цвет, сделанные из кусочков шкурок молодых тюленей. Такое украшение более свойственно для женских рубах.

Женская одежда также своеобразна, но отличается нерациональностью и состоит из цельных сшитых двойных штанов с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы, женщины высвобождают руки из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами. Старые женщины надевают на шею шаль или полоску оленьей шкуры.

Летом в качестве верхней одежды женщины носят балахоны, сшитые из оленьей замши или покупных материй пестрого цвета, и камлейку их шерсти оленя с тонким мехом, расшитую различными обрядовыми нашивками.

Шапка чукчи шьется из меха пыжика и теленка, лап росомахи, собаки и выдры. Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса.

Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа — мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение.

В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты.

Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую.

Одежда и «памперсы» по-чукотски

Традиционные символы и орнамент до сих пор часто появляется в одежде чукчей. Надо сказать, что традиционный наряд не слишком изменился со временем. Для зимней одежды используются оленьи шкуры, а женский вариант наряда – это меховой комбинезон, поверх которого надевают тёплую дублёнку. Летом наиболее популярным материалом выступает лёгкая замша оленя.

Интересно, что даже у новорождённых детей есть свой вариант национальной одежды. Это своего рода комбинезон, что зашит со всех сторон. Разрез есть только сзади, чтобы матери могли заменить так называемые чукотские «памперсы». Сделаны они из моха с шерстью оленя, что обеспечивает и мягкость, и антибактериальный эффект.

Чукотские девушки в национальной одежде

Традиции ношения

Девушка надевала кику с рожками маленького размера, готовясь выйти замуж, они становилась символом ее статуса в семье. Крестьянка, будучи «холостая», всегда плела одну косу, после того, как она обзаводилась мужем — две. Накануне свадьбы молодухе распускали волосы, разделяли пробором, собирали и укладывали в круг, переплетая между собой. Это означало, что она приобретала статус «мужьей жены».

Родившая ребенка увеличивала размер «рогов» и с каждыми последующими родами, они становились все больше. Самые длинные были у старшей рода и могли достигать 30 сантиметров, это зависело от количества детей. Шапка хорошо смотрелась, если ее обладательница подбородок поднимала вверх (отсюда происхождение слова — «кичиться»). В старом возрасте уже не было смысла носить кичку.

Так как, подобные части гардероба были языческими, священнослужители запрещали посещать в них храмы. Но, даже в наше время, в отдаленных селах, элементы древнерусского обряда можно видеть в специальном способе ношения платка — концы завязывают спереди таким образом, чтобы кончики торчали.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий