Коми-пермяцкая национальная одежда

Сила огня и воды

Стихии огня и воды являются особыми объектами верований. Огонь, очаг — это могучая сила в доме и в роду. Это и тепло, и свет, и пища. Его обязаны уважать: нельзя плевать в огонь, нельзя говорить про него плохое. К печи обращаются со словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «гориньöй» — «печенька». При битье печи совершается жертвоприношение духу огня.

Огонь — это ещё и защита от болезней. Дзурт-би (скрипучий огонь) — огонь, который добыт древним способом, — очищал от заразы жилища, помещения для содержания скота. Таким огнём или дымом от него кадили могилы предков, а в наши дни огнём и дымом от свечей кадят поминальную пищу на столе или на могиле. В надежде на благополучие огонь или угли из очага старого дома переносят в очаг нового. А небесный огонь — молния — очищает землю, поэтому и отношение к ней было не как к разрушительной силе.

Вода у пермяков считалась и считается некой сущностью, которая имеет высшие чудодейственные силы. Вода очищает тело и душу, она является оберегом, лечит физические болезни и избавляет от порчи, сглаза, бессилия. Воду, так же, как и огонь, не ругают, в неё не плюют, не бросают мусор, ночью её не тревожат. Весной, после вхождения рек в своё русло, береговые родники очищались и одарялись крошками еды, цветными нитками. Молодожёны приносили реке в третий свадебный день свои дары: жених — монеты, невеста — монеты и цветные нитки или венки.

Рыбак перед своим промыслом приносит воде жертву, чаще — хлеб. После утоления жажды из родника или реки, умывания или купания на реке, после полоскания белья пермяки воду благодарят — бросают нитку, цветок, травинку, редко — мелочь, прося прощения или проговаривая слова с просьбой не сердиться.

Долго плачущего ребёнка, желая избавить от возможного сглаза, и сегодня опрыскивают водой или умывают ему лицо, при наличии, святой водой, либо делают «шома ва» — воду, настоянную на углях или на золе (шом — печной уголь, ва — вода).

Вода, которой мыли иконы или кресты, считается святой, её не выливают на улицу. Такой водой опрыскивают дом, животных, моют больные места, умываются.

Есть на Урале коми-пермяцкие гидронимы с частью «вежа» — «священный»: Вежаю (священная река), Вежашор (священный ручей), Вежайка (от Вежаю), Ве-жаты (священное озеро). Корень «вежа» очень древний, он является общим для пермских языков.

Очевидно, почитание воды сохранилось в народе издревле. Чудодейственной силой, по поверьям, обладают родник Таркэв и речка Вежаю в Кочёвском районе, родники Мироник и Проня-ключ в Кудымкарском районе, ещё несколько водных источников в других районах округа. Массовое посещение родников наблюдается в крещение и в праздник Святой Троицы.

Коми-пермяки: жизнь после смерти

Наступление смертного часа коми-пермяк мотивировал двояко: во-первых, человека «прибирает» Ен; во-вторых, смерть вызывается болезнями.

Поверье утверждает, что в момент рождения человека Ен устанавливает жизненный срок каждому новорожденному. Но непослушного, худого человека Ен может лишить жизни и досрочно. Болезни насылает нечистый дух Куль (эпилепсия, сердечно-сосудистые, венерические болезни) и колдуны (икота, кила, трясучка, колики, кожные).

Положенный Еном срок пребывания на белом свете прерывается несчастным случаем: то молния поразит, то лошадь смертельно лягнет, то дерево на голову упадёт. Ен считает такую смерть легкой, не мучительной. Болезни же заставляют человека сильно страдать, отчего иной больной просит Ена, чтобы он скорее послал ему смертушку.

Под подушку в гроб кладут одну перемену белья; покойник снабжается пищей, около него кладется палка, в руку дается мелкая монета, чтобы он мог окупить могилу.

В традиционном мифологическом представлении о загробном мире отношения с родными и близкими не прекращаются со смертью человека. Для пермяка смерть не означает прекращения бытия; это только перемена места, переселение в иную область. Считается, что после смерти люди на том свете продолжают вести такой же образ жизни, как на земле: ходят, работают, пьют, «с женами играют».

Исключение – души тех, кто умер неестественной смертью (самоубийц, убитых): они могут остаться там, где погибли. Относительно утопленников Пермяки убеждены, что они не умирают, а поступают на службу к водяному. Если через некоторое время тело утопленника и выбрасывается на берег или всплывает на поверхность реки, то это на самом деле не труп, а обрубок дерева, которому водяной придаёт вид мертвого человека.

Поверья о лове и орте

По смыслу: лов – это нечто энергетическое, животворящее, а орт – блеклая тень, призрак живого. У слова «лов» большое родство, а «орт» одинок, как валун в поле.

Поверья о лове и орте неоднозначны. По одним рассказам, лов после смерти человека поднимается в небо, а орт вместе с телом уходит на кладбище и заходит в подземный мир, где обитают общины ранее пришедших туда ортов. При этом орт всегда помнит о живых родственниках. Иногда он посещает родные места, замечает, что хорошо, что плохо у семьи, из которой ушел, чтобы затем присниться людям и даже что-нибудь посоветовать или посетовать на что-либо. Иногда благодаря сну человек сам догадывается, что нужно сделать. Обычай коми-пермяков требует: если приснился покойник, его надо «угостить», и непременно, если пожаловался. Кроме того, поминать в каждый общепринятый поминальный день. И поминают умерших до тех пор, пока не забудут имена новые поколения.

Примечание

Во избежание недоумений отмечу:

Весь текст взят из источников, представленных в конце статьи. Моих слов в нём за исключением редких соединительных фраз нет.
Использованные при составлении источники делятся две группы: книги конца 19 — начала 20 века (1858-1903 гг) и современные (2007-2020 гг). Понять что откуда в тексте можно по названию народа: так «пермяки» и «пермяне» указывают на источники первой группы (т.к

до 1920-х называли себя именно так), «коми-пермяки» — второй.
Из предыдущего пункта следует, заостряю внимание еще раз: описание лечения, отношения к религиям и «богам» в статье соответствует укладу жизни коми-пермяка конца 19 века.

Статьи Екатерины Бобровой https://vk.com/id1353005 Автор будет признателен за отзывы и дополнения.

Внешность

Одежда

Национальную одежду пермяки носят редко. Она используется для организации театральных сценок и во время представлений на праздниках. В женском национальном костюме выделяются следующие элементы:

  • Холщовая рубаха;
  • Косоклинный сарафан;
  • Фартук;
  • Самшура (головной убор южных пермяков) и кокошник (северные районы).

Холщовая рубаха имела вставки на плечах, сарафан изготавливали из холста синего цвета, при этом обязательно подпоясывали. Головные уборы украшали бисером, вышивкой. Основными элементами мужского костюма были рубаха и штаны. Рубаху делали из холста, ее ворот украшался красными полосками, для подпоясывания использовали узкий поясок. На голове мужчины носили колпаки из шерсти, позднее их заменили фуражки. В летнее время мужчины и женщины надевали шабур — кафтан, изготовленный из холста (обычно синий). С наступлением зимы начинали носить пониток, который шили из шерсти, он имел значительную длину, позволяя защитить от холода поясницу. При сильных заморозках пользовались овечьей шубой. На ноги надевали валенки, которые летом сменяли на лапти.

Описание наряда

Традиционные костюмы этого народа разнообразны и очень красочны. Праздничная одежда шилась из тонкого полотна, сукна самого лучшего качества, а в более поздние времена из фабричных тканей. Самые зажиточные люди могли носить даже шелка, парчу, атлас и кашемир.

Мужской костюм коми

Мужчины народа коми были неприхотливы в одежде. Повседневный костюм крестьянина состоял из белья, штанов и рубахи, которые шили из самых грубых и дешевых материалов.

Охотники, рыбаки и лесорубы, кроме штанов и рубахи на промысел надевали специальную обувь с загнутыми носами и сплошной подошвой (кым), а сверху накидывали безрукавку (лузан) или кафтан, если дело происходило зимой. Верхняя одежда шилась из домотканого сукна белого или серого цвета, затем обшивалась кожей, ремень пришивался прямо к поясу, а плечи укрепляли кусками ткани треугольной формы. Иногда у такой безрукавки был капюшон.

Праздничная одежда отличалась от повседневной цветастостью и дорогими тканями. Мужчины надевали рубашку-косоворотку, сшитую из яркого шелка или сатина, подпоясывались кожаным или тканым ремнем, сшитые из хорошего мягкого сукна штаны заправлялись в высокие сапоги. А сверху набрасывался пиджак или кафтан, в зависимости от времени года.

Женский костюм коми

Повседневный костюм женщины состоял из длинной рубахи и сарафана.

Рубаха обычно доходила практически до пола и была сшита из двух видов ткани. Верхняя, видимая всем часть, шилась из качественной тонкой ткани, а на низ шла более грубая, но износостойкая. Поверх такой рубашки надевался сарафан. В древности он кроился с клиньями, позже сарафаны стали прямыми, к ним добавился лиф или корсаж, а удерживался он с помощью лямок. В противовес белой и серой ткани рубах, этот предмет гардероба старались шить из яркой ткани. Даже повседневный наряд женщины коми должен был подчеркивать её красоту и умения хозяйки.

Верхняя одежда была достаточно разнообразной. Зимой женщины надевали шубы из овчин. В самые лютые морозы сверху мог добавиться еще и зипун. У самых зажиточных встречались бархатные шубы на лисьем или беличьем меху.

Праздничная одежда по крою совпадала с повседневной, но была гораздо богаче украшена вышивкой и шилась из более качественных и дорогих тканей. Богатые коми надевали поверх сарафана парчовые безрукавки.

Юбки, платья и рубашки появились в гардеробе коми только к середине 20 века. Но и в них женщины придерживались привычных цветов и фасонов.

Особой частью наряда являлись головные уборы. Именно они указывали на социальное положение женщины. Молодые девушки носили обручи, парчовые ленты или жесткие околыши. Волосы не закрывали вплоть до замужества. Если так и оставались одиноки, то ходили так до самой старости. Вместе с замужеством менялся головной убор. На свадьбе девушка надевала баба-юр, похожий на русский кокошник, и до самой старости не имела права его снять. Показать волосы, лишившись баба-юра, считалось огромным позором. В старости начинали покрывать головы простыми платками.

Коми-пермяцкие блюда и где их попробовать

С течением времени коми-пермяки научились не только добывать себе пищу, но и обрабатывать ее особым образом. Многовековые традиции, сложившиеся в приготовлении национальных блюд, используются и современными хозяюшками. А рестораны, опираясь на опыт и знания предков, усовершенствовали основные блюда, продолжая их историю в современности.

Так, например, в Кудымкарском кафе из пиканов можно попробовать супы, а из пистиков – пельмени, посекунчики, супы, а также различные соусы и добавки к мясным блюдам с их добавлением. Пистики, кстати, это не только способ прикоснуться к чужой культуре и вкусно покушать, но и своеобразный способ вылечить некоторые проблемы со здоровьем. Настои из пистиков, например, используют в научной медицине как мочегонное, противовоспалительное, общеукрепляющее и ранозаживляющее средство. В народной медицине у травы чуть больше версий применения: ее используют при лечении злокачественных опухолей, наружных и внутренних кровотечений, а также против почечных камней. Эдакий аналог русской панацее – подорожнику.

Не менее интересное блюдо, предлагаемое коми-пермяцкими рестораторами, – грибная икра и грибной латте-суп.

Особое внимание у коми-пермяков уделялось процедуре встречи гостей. Например, пришедших в дом никогда не приглашали сразу за стол – перед этим им предлагали традиционный напиток сур (нечто вроде пива)

Причем, по правилам приличия гость должен несколько раз отказаться, сопроводив отказ фразой «Да ог ме ю!» («Да не буду я пить!»), а после более настойчивого предложения принять напиток. Но и на этом странная игра приличий не заканчивается: прежде чем пригубить напиток, гость обязательно должен подуть на поверхность напитка. Этот напиток и сейчас можно попробовать в некоторых кафе Кудымкара – правда, здесь официанты предлагают сур без лишних уговоров.

Любое из вышеописанных (и многие из неописанных) блюд можно попробовать в кафе «Пермяк» и ресторане «Националь» в Кудымкаре. И то и другое место, имея общего владельца, предлагают в принципе одинаковый набор блюд, но с некоторыми нюансами. В ресторане чуть больший выбор блюд, немного выше цены и намного больше посадочных мест – в «Пермяке» всего 4 стола (мест на 6–7 каждый).

Конечно, словами сложно описать вкус того или иного яства, особенно если в русской классической кухне аналоги найти очень сложно. Описать ее рискну только двумя словами – вкусно и необычно. И добавлю – стоит того, чтобы проехать 560 километров из Екатеринбурга.

Кстати, о кухне – как раз сейчас мы готовим перевыпуск книги «Уральская кухня: 52 оригинальных рецепта», на страницах которой уже к середине декабря можно будет увидеть самые вкусные исконно уральские рецепты, собранные со всего Уральского округа. А льготную подписку можно приобрести уже сейчас!

Авторы Гайдпарка

  • Феофан Прокопович

    Должна ли Украина дать воду в Крым?

    Читать полностью

  • Несогласный гражданин

    Власть к чему-то готовится?

    Читать полностью

  • Игорь Нехорошев

    Новогодний подарок Путина малолетним детям в 2020 году

    Читать полностью

  • Василий Дворников

    Госдума ввела уголовную ответственность за клевету в интернете на врачей

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    Украина не доказала своих прав на икону, которую в Боснии подарили Лаврову

    Читать полностью

  • 𝕁𝕒ℕ𝕖𝕐𝕒

    Советник Шойгу: Ковид — это проект глобалистов

    Читать полностью

  • 𝕁𝕒ℕ𝕖𝕐𝕒

    Президент Путин утвердил закон о лишении полномочий за иностранное гражданство

    Читать полностью

  • 𝕁𝕒ℕ𝕖𝕐𝕒

    Медведчук: Зеленский завершил проект превращения Украины в помойную яму

    Читать полностью

  • Самый Умный

    Человечество на миллион лет опоздало искать жизнь на Марсе

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    «Семь минут ужаса»: видео спуска Perseverance на поверхность Марса

    Читать полностью

  • Nikol

    ФБК отказали в исключении из реестра НКО-иноагентов

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Кому пойдут на пользу вытрезвители?

    Читать полностью

Головные уборы

Прослеживаются четыре типа женских головных уборов: повой, кокошник, шамшура, таток.

Повой (в письменных сведениях он обозначается еще словом убрус — полотенце) был полотенчатым. Он обвивался вокруг головы, закрывая волосы, и концами спускался на грудь и спину. В музейном собрании известны редкие образцы головных полотенец с узорами, полученными браным ткачеством. Видимо, украшенные повои (полотенца) были атрибутом богатых женщин.

Кокошник. Конец 19 века

Кокошники и шамшуры хорошо известны по многочисленным образцам, представленным в музеях. Они были символами замужества. Под них женщины укладывали волосы и сверху прикрывали платком, чтобы их не было видно. Форма кокошника — полусферическая. Он имел твердый околыш-очелье и задок из куска яркой материи, стягивающейся шнурком. Наиболее традиционно околыш украшался жемчугом, перламутром, кручеными серебряными и золотыми нитями, бисером и красивыми пуговицами.

Шамшуры (их еще называли самшуры, шашмуры) имели плоские жесткие основы квадратной или трапециевидной формы, приходящиеся на верхнюю часть головы. Их богато украшали вышивкой. Нижнюю часть шамшуры, которая прикрывала голову со всех сторон, шили из ярких материй.

Кокошники и шамшуры уже в начале XX в. были выходящими из употребления. Взамен их получили широкое распространение моршни — шапочки из тонкой материи, стягивающиеся шнурком. Поверх их женщины все чаще носили платки, шали. На свадьбе свекрови предписывалось кокошники и шамшуры дарить снохе.

Шамшур. Конец 19 века

Прослеживается у коми-пермяков региональная особенность бытования кокошников и шам-шур. Кокошники носили только северные (косинско-камские) коми-пермячки, а шашмуры — южные (иньвенские).

На примере кокошников прослеживается связь коми-пермяков и русских Северного Прикамья. Как известно, кокошники такого же вида, как у коми-пермяков, носили русские. Существует предположение, что коми-пермяки заимствовали их у русских. Но если это так, то процесс заимствования не был механическим. Коми-пермяцкие кокошники приобрели отличительные черты: более пологий лицевой околыш, наличие острых углов, почти отсутствие сплошного золотого шитья, при ношении нахождение лицевой стороны не в вертикальном положении, как у русских, а в наклонном.

Девушки украшали косы вплетенными лентами. Они носили налобные повязки {перевязки) — ленты из простых и дорогих тканей. Богатые украшали их на лбу {челе) шитьем, геометрическим и растительным орнаментом, иногда — жемчугом. Более сложные, богато украшенные повязки назывались венчиками и корунами.

Наиболее распространенными видами мужских головных уборов были валяные колпаки и шляпы, меховые шапки. Фасоны этих головных уборов отличались однообразием. Носили шапки — ной с четырехугольным верхом, сшитые из белого сукна домашней выработки. Позже получили распространение картуз, а затем — фуражка.

Украшения

Серьги — пелькытш. 15 век

Костюм коми-пермяков дополнялся небольшим числом украшений.

Женщины носили серебряные серьги — пелькытш. Название их коми-пермяцкого происхождения: пель — ухо, кытш — кольцо, круг. Эти украшения заимствовали у коми-пермяков русские. Они неоднократно упоминаются в актах XVII в. русских крестьян Чердынского уезда.

Использовали коми-пермяцкие женщины серьги под названием лапи. Они представляли собой изогнутый стержень с нанизанным стеклом, к которому снизу прикреплялись мелкие привески в виде птичьих лапок. Они были такой формы, которая известна по археологическим материалам IX-XIV вв.

Также прослеживается древний обычай носить серьги с рясками. Рясами назывались пряди жемчужных зерен. Помимо этого, костюм украшали привески, пришитые к головному убору.

На шею надевали металлические, каменные и стеклянные бусы, цепочки, на кисти рук — браслеты, на пальцы — перстни и кольца.

Украшения мужского костюма ограничивались пряжками, пуговицами, цепочками.

Как уже отмечали, одежда украшалась вышивкой, пришивными лентами и кружевами, обшивкой галунами.

Пермский край

Через регион проходит граница между Европой и Азией. Значительная территория края размещается на востоке европейской части России. На севере с ним граничит Республика Коми, Башкортостан — на юге, Свердловская область — на востоке, а на северо-западе находится Кировская область.

Современное образование – Пермский край — сформировалось в 2005 году, после объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Главным административным центром является город Пермь. Территорию региона люди населяли ещё в эпоху палеолита. Активное освоение русскими началось примерно в XVI веке и усилилось в XVII веке, после обнаружения меди и золота.

Народы Пермского края и их традиции очень разнообразны. На территории в 160 квадратных километров проживает приблизительно 125 народностей. Общее количество населения — 2,6 миллиона человек. Городское население значительно преобладает над сельским, оно составляет 75 %.

Жизнь

Земледелие выступало основным занятием пермяков до 20 века. Оно и сейчас имеет большую популярность и представлено в виде трехполья. Основными выращиваемыми культурами остаются овес, ячмень и рожь. В старые времена пермяки использовали соху, имеющую 2 железных рыльника. Сеяли вручную, используя лукошко, молотить зерно приходилось цепами. Лишь немногие могли позволить приобретение коня для использования конных молотилок. До трехпольного земледелия использовали переложную систему, которая требовала раскорчевки пней, остающихся после срубленных деревьев. Работа была очень тяжелой.
Животноводство тоже получило широкое распространение. Пермяки разводили лошадей, овец и коров. Коровы давали мало молока, однако были выносливыми и способными переносить суровые морозы. Овцы предназначались только для личного пользования. С них состригали грубые шкуры, из которых можно было вязать одежду на зиму. Пасли стада без пастухов, животноводство характеризовалось затяжным стойловым периодом, из-за чего требовалось запасать много сена. Коми-пермяки активно занимались охотой. Охотились в основном на белок, куниц, добывали дичь, горностая и лисиц. Охотились вместе с собаками, с появлением огнестрельного оружия в ход пошли ружья. Пермяки старались не охотиться в одиночку — артель помогала увеличить шансы на успех.
Для рыболовства использовали невод, рыбу ловили в мелких реках.
Традиционным женским занятием всегда было прядение и ткачество. Изделия заготавливали только для собственных нужд, используя овечью шерсть, коноплю и лен. Русский ткацкий станок дошел до пермяков только в 20 веке, его используют и в наши дни. Ткаческие работы пермяков получили признание даже за пределами Пермской области.
Гончарство тоже использовали для изготовления необходимых в быту предметов. Сейчас гончарное ремесло практически утратило свое значение. Зато многие пермяки плетут изделия из бересты, изготавливают лапти.

Современные модели

Национальный костюм коми не ушел в прошлое. Им интересуются не только ученые-этнографы и историки, но и обычные современные жители республики Коми. Основная часть создаваемых сейчас костюмов основана на традициях начала 20 века, часто это рубаха с юбкой и передником, украшенные яркой вышивкой.

Национальные костюмы или только их элементы используются для выступлений различных творческих коллективов, для тематических фотосессий и свадеб. Молодые модельеры, работающие в республике Коми, тоже не забывают своих корней и часто создают коллекции с использованием фрагментов национального костюма.

Национальный костюм коми — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru

«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

Жилище

Жилище у пермяков было довольно разнообразным. Среди представителей этого народа всегда было много зодчих. Наиболее распространен был тип жилища с двором, располагающимся позади дома, популярность получила и двурядная связь, при которой жилище и дворы располагались рядом друг с другом. Крыша могла быть односкатной или двухскатной. Постройка представляла собой четырехугольный дом с декорированным фасадом. Раньше часть двора накрывали навесом, сейчас сооружают крышу. В доме раньше ставили каменную печь, сейчас ее место занимает железная. Печкой пользуются также в банях. Пермяки обычно селились группами, образуя небольшие деревни. Села становились большими, когда на одной территории появлялось несколько деревень. Располагались деревни вдоль берегов рек. Дома строили всегда из хвойных деревьев. Окна в избах не украшали, но красили в белый. Во многих домах и сейчас есть погреб и амбары, которые устраивают в подвале. В погреб ведет дверь, выходящая во двор. Конюшни организуют во дворе, строя помещения для лошадей из сруба.

Татары

Татары относятся к тюркским народам. И широко расселены по территории России (второй по численности народ). Они проживают в Прикамье, Приуралье, Поволжье, на Дальнем Востоке, Сибири. В Пермском крае татары присутствуют почти во всех населенных пунктах.

Татарский язык принадлежит к алтайской семье. В большинстве своем народ относится к мусульманам суннитского толка, хотя встречаются православные и атеисты. В Прикамье татары тесно взаимодействовали с башкирами, что привело к взаимному влиянию культур друг на друга.

Национальный костюм отличается у разных этнических групп татар. Основные черты у женского костюма – это длинная рубаха-платье, шаровары. Сверху надевался вышитый нагрудник, а в качестве верхней одежды носили халат. На голову надевалась чалма, платок или шапка калфак. Мужчины носили войлочную шапку поверх тюбетейки. Украшения для женщин делали из металла.

Марийцы

Название народов Пермского края может отличаться на различных языках. Например, марийцы обычно называют себя мары или маре. Этот народ относится к финно-угорскому этносу. Они размещаются в районе между Волгой и Ветлугой. В большинстве своем они живут в российской Республике Марий Эл, а также на Поволжье и Урале.

По антропологическому признаку они относятся к субуральскому типу, с более выраженными чертами монголоидной расы. Этнос сформировался ещё в I тыс. н. э. Своей культурой и бытом они наиболее схожи с чувашами. Народ составляют четыре этнические группы, на территории края проживают в основном кунгурские марийцы.

Часть народа приняла православие, хотя основным верованием остается традиционная религия. В данном случае она представляет народную мифологию, совмещенную с монотеизмом. Язычество марийцев основывается на почитании сил природы, моления которым происходит в священных рощах (в ритуальном сооружении куде).

Народная одежда представлена рубахой-туникой, украшенной вышивкой, штанами и кафтаном, сверху опоясывается поясом или полотенцем. Женщины носили украшения из монет, ракушек, бисера. Головным убором служит полотенце с очельем – шарпан, сорока или конусовидный колпак. Мужчины носили шляпы с полями.

Вера в предков

У коми-пермяков очень сильна вера в умерших предков. В сказании о Кудым-Оше говорится о том, что следует посещать «заветные места», то есть захоронения предков, поминать «старых» обрядовой пищей и питьём, а после веселиться, играть и петь. Обряды культа поминовения всегда сопровождаются угощениями душ предков и чтением молитв. По сей день наблюдаются остатки этой обрядности, когда люди идут на могилы «древних» с полными корзинами поминальной пищи, разными подарками (платки, пояса, деньги). Такие поминки совершают в особых местах, издревле считавшихся священными: Еныб (поле Ена), Вежагорт (святой дом), Вежа ты (священное озеро), Вежашор (священный ручей), Шойнаыб (поле могил). До сих пор существуют священные сосны (Шапка-пожум) и ели (Сырчик коз).

Святой источник — Проня ключ. По легендам коми-пермяков: «Тут течет живая вода, что исцеляет от любой хвори и недуга».

Коми-пермяки поминают умерших родственников и «старых» в Семик — в четверг на седьмой неделе после Пасхи. В этом ещё раз проявляется переплетение и даже слияние языческих и православных традиций.

Вера в предков поддерживается ещё и мифами о лове (душе) и орте (призраке-двойнике). Лов считается живой энергетической частью, которая после смерти человека уходит к Ену в небо, а орт — это лишь призрак живого, его двойник. Он после смерти человека уходит вместе с ним в мир подземный. И не лов приходит к людям во сне или воочию, а орт — именно он помнит и печётся о живых родственниках. По поверьям, орт может и навредить людям, при жизни ему навредившим.

Удмурты

Автохтонное население Прикамья и Предуралья – удмурты. Относятся к финно-уграм, как и некоторые другие народы Пермского края. Наиболее близкими к ним являются коми-пермяки и коми-зыряне, хотя на быт и культуру сильно повлияли русские и татарские традиции. Большинство населения исповедует православие, но в селах сохранились элементы народных верований.

Удмурты традиционно занимались земледелием (зерно и картофель) и животноводством, охотой и собирательством, пчеловодством и рыбной ловлей. Они жили соседскими общинами, где на одной территории проживали несколько семей. Занимались вышивкой, вязанием, обработкой древесины, ткачеством и прядением.

Ритуальная постройка (куала) для моления находилась, как и у марийцев, в лесу. В доме стояла печь с подвесным котлом, нары для сна и красный угол (стол и стул) для главы семейства. Женский костюм состоял из рубахи, халата, обшитого бархатом нагрудника и пояса. Украшали себя монетами, кольцами, бисером. Мужчины носили сине-белые штаны в полоску, косоворотки, валяные шляпы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий