Основные элементы татарского национального костюма

Цветовая гамма и декор

«Если мы всех татар от Сахалина до Калинграда оденем в одинаковые платья, мы потеряем свое лицо»

Аксессуары для дополнения национального костюма

Основные виды головных уборов

  • Тюбетейка. Представляет собой мужской головной убор. Она может быть как домашней небольшой шапочкой, так и на выход. При их изготовлении применяли большое количество интересных материалов, орнаментов и украшений. Именно поэтому в музейных коллекциях сейчас храниться огромное количество различных вариантов этой одежды;
  • Калфак. Его носили женщины, и по его внешнему виду можно было сказать многое. Так, если девушка не замужем ей полагалось носить калфак белого цвета. У замужних женщин они сортировались определенным образом в зависимости от клана. Форма изделий тоже могла отличаться. Большинство из них по внешнему виду напоминали мужскую тюбетейку. Интересно смотрелись колпаки с заостренным матерчатым концом, украшенным бахромой из золотистых нитей;
  • Шапки на меху пользовались особенной популярностью в холодное время года. По форме они напоминали цилиндр и имели плоский верх. Шили их из ценного меха. В основном использовали каракуля и добавляли вставки из меха соболя, куницы, бобра и других животных. С такой шапкой носили специальную тюбетейку, называемую каляпуш. Ее шили из бархата и также эффектно украшали, несмотря на то, что она была лишь дополнением к основной вещи;
  • Покрывало. Особым пунктом следует выделить покрывало. Его ношение было обязательным условием. Это связано особенностями древних языческих верований. Издревле считалось, что волосы обладают особыми магическими свойствами. У каждой религии свои особенные предписания к одежде. Например, приверженки ислама должны закрывать лицо и голову, а также скрывать под массивными тканями формы и очертания своей фигуры;
  • Накосник представляет собой особый вид украшения женской головы. Они очень разнообразны по конструкции, украшениям и цветовому решению.

Одежда татар выделяется среди нарядов других народов обилием всевозможных украшений высокого качества и яркостью цветов. Украшения носили все независимо от возраста и пола. Мужская часть населения носила объемные перстни с камнями. Женщины также отдавали предпочтение большим и массивным украшениям, часто очень тяжелым. Их одевали на шею, руки и уши. Одним из древнейших и излюбленных видов аксессуаров были серьги. Их начинали носить с раннего детства и до пожилого возраста.

Неотъемлема часть национального костюма — это сережки с интересными подвесками. В ходе завоевательных мероприятий и общения с иноземцами в украшениях появляются элементы от изделий Кавказских и русских народов, а также Средней Азии и Казахстана.

Популярностью у женщин пользовались серьги в виде колец и с тремя камушками. Также, кроме эстетической функции украшения на шее выполняли и другую задачу. Например, украшения в области груди держали между собой отдельные части одежды и прикрывали глубокий вырез. Одним из необычных украшений считается перевязь. Оно сшито из ткани и по форме напоминает ленту. Его носили закидывая через плечо. Приверженки ислама вшивали туда отдельные кармашки и хранили там тексты молитв.

Времена изменились и люди носят удобную одежду европейского типа, но национальный костюм остается предметом особой гордости. Возвращаясь к своим истокам, татары с большим уважением одевают его на главные семейные праздники и особенности пошива передают своим потомкам.

Эх, лапти, да лапти мои…

Журнал «Ялт-Йолт», 1911 г., №29

Обувь из лыка использовалась татарами как рабочая. Носили ее поверх чулок или с портянками. Для того, чтобы лапти не отсыревали, к ним могли крепить кожаную или войлочную подошву, а в грязь осенне-весеннего периода к лаптям прикрепляли деревянную подошву — таш табан.

Горожане чаще носили обувь из кожи, в сельской местности это был, скорее, праздничный вариант, чем повседневный. В межсезонье сапоги защищали тем, что поверх надевали кожаные калоши — кавәш, на твердой, деревянной подошве.

Итак, ответив на вопрос поставленный в начале о том, как же выглядела раньше демисезонная одежда татар, необходимо отметить, что традиционная верхняя одежда, как мужская, так и женская, вышла из обихода уже к первой трети ХХ века. В настоящее время используются лишь отдельные элементы, переосмыленные и перенесенные в современную одежду.

Дина Гатина-Шафикова, илл. предоставлены автором

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

Традиционная обувь

Гендерные разновидности

Каждый представитель нации имел собственный наряд, отличающийся характерными элементами.

Женский

Национальное одеяние состоит из сорочки, нижнего нагрудника и штанов. Этот наряд идеален для любой ситуации. В начале двадцатого века для барышень шили элегантные платья. К изделию прикрепляли нижний нагрудник. Его фиксировали на плечах или шеи с помощью тонких бретелек. Повязку в обязательном порядке декорировали узором.

Некоторые татарские девушки в повседневной жизни постоянно носили фартук. Кто-то сочетал его с праздничным нарядом, другие надевали только с рабочими вещами.

Из верхней одежды большим спросом пользовались камзолы и бишметы. Первый это короткая и приталенная жилетка, второй представляет собой длинное пальто с зауженной спинкой. Бишмет часто декорировали мехом, вместо традиционной пуговицы использовали застежку из серебра. Она одновременно служила украшением одеяния.

В качестве головного убора незамужние барышни носили шапку или калфак. Женщины в браке обязаны были прятать волосы и закрывать спину. Их головной убор включал в себя волосник и покрывало.

Детский

Татарская национальная одежда для малышей практически ничем не отличалась от взрослых моделей. Однако их наряды содержали больше ярких элементов:

Костюм для мальчиков включал в себя удлиненную сорочку с широкими рукавами. Чтобы одеяние не вызвало дискомфорта использовали манжеты. Обязательный элемент костюма – камзол, расшитый разными орнаментами

Штаны чаще всего были широкими и выполнены из контрастной материи, чтобы не отвлекать внимание от сорочки. На ноги надевали сапоги

В теплый период использовали легкие тапки или туфли.
Костюм для девочек – это многоярусное платье, закрывающее шею, плечи и рукава. Голову украшает национальный убор, с которого спадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких расцветках и декорировано оригинальным орнаментом.

Мужской

Национальная одежда татар состоит из широкой рубахи, оснащенной ластовицами под мышками и рукавами-регланами. Сорочка удлиненная, а штаны отличаются просторностью. Выделяют два типа мужского одеяния, каждый из которых имеет характерную деталь.

  • Приталенное или с прямой спиной. К подобным вещам относят камзол (жакет), бишмет (пальто из плотной материи) и чобу (легкая верхняя одежда).
  • Ко второму типу относят чикмень, джилян и тулуп. Первый представляет собой демисезонное одеяние. Джилян – это халат с маленьким воротником, его можно носить в любое время года. Тулуп – зимняя одежда из меха.
Обязательной деталью мужского костюма является пояс. Ранее состоятельные парни носили ремень из шелка, украшенный бахромой из серебряных и золотистых нитей.

Немного истории

Татарский наряд сформировался в восемнадцатом веке, но позже в первоначальную модель было внесено ряд коррективов. Одеяние не раз подвергалось изменениям, но основные элементы остались нетронутыми.

Характерные черты костюма во многом зависели от региона и вероисповедания. Самое значительное влияние на формирование народной одежды оказали поволжские татары и мусульманство.

У крымского этноса наряд существенно отличался

Именно они ввели в моду широкие юбки, акцентирующие внимание на аппетитных бедрах татарок. В других регионах женщины предпочитали носить платья в форме клина

Жители Татарстана верили, что человеческая душа покидает тело через дырки и отверстия в одежде

Поэтому они с особым вниманием относились к мельчайшим прорехам и старались их быстрей залатать

Татары считали, что спасение жизни возможно только при наличии волшебного оберега. Для этого края одежды обрабатывали, используя уникальный орнамент. Ранее в качестве узора использовали стрелы, но впоследствии их сменили замысловатые завитки.

Одеяние декорировали в определенных местах. Например, зона в области таза считалась интимной и секретной, по этой причине ее никогда не оформляли узором. Грудь воспринималась иначе, ведь она помогает девушкам вскармливать малышей. Данную область обильно украшали орнаментом.

Традиционный наряд татар представляет собой шаровары и рубаху-платье. Сверху накидывали кафтан или халат. Также костюм дополняли легкой одеждой изо льна или конопли, она не имела подкладки и называлась чоба. Женщины обычно надевали жилетки или фартуки.

Отличительная черта костюма татар – обильное количество украшений и использование материй ярких расцветок.

Татарская одежда

Татарский костюм: история и современность

Любой национальный костюм проходит длительный путь исторического развития. Являясь своего рода индикатором этнической принадлежности, он воплощает видение своего народа о некоем образцовом образе и рассказывает о индивидуальных характеристиках народа и его эстетических вкусах.

Национальный татарский костюм — это не просто костюм, а уникальная система народного творчества. Татарская одежда включает в себя не только ткани сочных «восточных» оттенков, но и головные уборы с ярким орнаментом, различную обувь, изящные украшения, образуя тем самым непревзойденную систему народного творчества.

Татары- понятие обширное, но основополагающие элементы наряда все же едины для всех татар. Основным признаком татарской национальной одежды является ее трапециевидная форма.

Ведущим элементом как мужского, так и женского нарядов является рубаха. Примерно до середины 19 века у татар распространена была старинная туникообразная рубаха, которая изготавливалась из перегнутого полотнища, не имела плечевых швов, обладала боковыми клиньями и нагрудным разрезом посередине. Главным отличием именно татарской рубахи считается ее длина и ширина. Свободная, длиной практически до колен, с широкими рукавами, она почти никогда не подвязывалась. Женская рубаха была еще длиннее и доходила до щиколоток, а также имела обязательный атрибут — нагрудник, который надевали под низ рубахи и был пошит из прямоугольного куска ткани.

Штаны в комплексе татарской одежды представляют собой элемент одежды «с широким шагом». Их шили длиной до щиколоток, широкими у пояса и без карманов. Мужчины носили штаны из полосатой ткани – из льна или хлопчатобумажные, а женщины – из однотонной ткани. Праздничные наряды шились из домотканной пряжи с мелкими узорами.

Издревле мужчины — татары носили распашную верхнюю одежду с приталенной спиной, боковыми клиньями и запахом по правую сторону. Шили ее из шерсти, хлопчатобумажной ткани, холста и меха. К верхней татарской одежде относят камзол – без рукавов вовсе или с коротким, казакин – демисезонная одежда, бешмет – зимняя одежда, чикмен – рабочая одежда и чабулы тун – меховой наряд. Сверху камзола мужчины носили свободный халат с маленьким воротником.

Женская татарская одежда имеет много похожего с мужской, а отличие состоит в том, что в женском наряде чаще преобладали какие-то изменения или были внесены декоративные детали. Сверху рубахи женщины часто носили камзолы, которые могли быть длинными, доходить до колен или до бедер, могли быть с рукавами или без них, с воротником или с вырезом. Края подола, ворот и рукава украшали перьями, мехом, монетками и полосками галуна.

Особенностью любой национальной одежды является ее тесная связь с народом, с его жизнью. Такая одежда создавалась долгие годы не одним представителем нации, а целой этнической общностью. Татарская одежда, хоть и представляет творчество общности людей, все же оставляет широкий простор для индивидуального развития каждого человека.

Татарские головные уборы

Их подразделяют на домашние и выходные. В первом случае на голову надевали тюбетейку. Это шапочка небольшого размера, которая закрывала только макушку. Поверх неё надевали разнообразные шляпы из материи, войлока, меха.

Шапочку прошивали по всей поверхности строчками и между ними прокладывали конский волос. Ткань использовали разнообразную, также отличался узор, поэтому головной убор имел огромное количество вариаций. Яркие тюбетейки выбирали молодые парни, татары преклонного возраста останавливались на скромных моделях однотонной расцветки.

В головных уборах для женщин четко отслеживалась дифференциация по возрасту. Наибольшей популярностью пользовался калфак. Его надевали вместе повязкой-украшением (ука-чачак), конусообразный конец с кисточкой отбрасывали назад.

Замужние дамы прикрывали не только волосы, но и шею, спину. Головной убор женщины включал в себя три основных элемента. Волосники применяли, чтобы собрать и прикрыть причёску. Мусульманки заплетали локоны в две косы и прятали под чепец, как русские барышни.

Основной или средний убор (покрывало) чаще носили дамы преклонного возраста. Оно отличалось по форме: треугольное, квадратное и т.д. Верхний головной убор надевали поверх покрывала, чтобы надежно его зафиксировать. Для этой цели использовали повязки и шапки.

Современная интерпретация

Современный костюм — это больше стилизация, нежели традиционный наряд в чистом виде

У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак

Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.

Современные девушки преимущественно носят длинные платья А-силуэта с воланами на рукавах, воротником-стойкой. Фасон может варьироваться, но закрытость наряда до сих пор является обязательным условием. Головной убор при этом остался неизменным. Современный татарин носит широкие штаны и камзол, иногда используется пояс, которым подпоясывают рубаху. Мужской костюм практически не претерпел изменений, разве что выглядит он куда более стильно и уместно для модных веяний 21 века. Хотя все больше наблюдаются тенденции европеизации повседневной одежды татар, национальный костюм все так же глубоко почитаем, ведь в нем ярко воплотились самобытность культуры и удивительное мастерство народного творчества, накапливаемые столетиями.

Праздничная национальная одежда

В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.

В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.

Дамские аксессуары

«Это музыка, которая пришла в народную среду со сцены уже в новое время»

— Какие изменения претерпела татарская музыка, начиная с Болгарского периода? Можно ли выделить какие-то периоды?

— Народная музыка создавалась и до возникновения Казанского ханства и после него — до середины XIX века. Частично эти мотивы сохранились у кряшен. Кроме того, существовало искусство, связанное с исламской цивилизацией. Это элитарное искусство. Конечно, эти музыка и слова исполнялись не в деревнях, а в домах образованных людей. Это было отдельное направление. Его нельзя сравнивать с этнической музыкой.

В начале ХХ века появилась музыка, предназначенная для сцены, которая сильно отличалась от этнической. Нужно сказать, что эта музыка первоначально появилась в Оренбурге. Первые концерты, выступления на сцене состоялись именно здесь. После буржуазно-демократической революции 1905 года татарская интеллигенция начала стекаться в Казань, эти люди и привезли из Оренбурга новую музыку. Мы хорошо знаем эти песни, исполнявшиеся со сцены, — «Әллүки», «Тәфтилләү», «Зиләйлүк». Они все исполняются на слова Тукая. Посмотрите, эти популярные песни пришли со сцены, они никоим образом не являются народными. Будучи фольклористом, я искал песню «Кара урман» («Темный лес») в 300 км вокруг Казани. Но в итоге не нашел нигде ни одного варианта. В оренбургских деревнях исполняют по три-четыре варианта этой песни — и слова, и музыка другие, но в основе та же — «Кара урман». Значит, это музыка, которая пришла в народную среду со сцены уже в новое время.

— Почему эстрадная музыка зародилась именно в Оренбурге?

— В Средней Азии татарам разрешалось заниматься предпринимательской деятельностью. В Оренбурге, Троицке татар сильно не ограничивали, поэтому там было много богатых людей, миллионеров. У них было больше возможностей для того, чтобы печатать газеты и журналы, устраивать концерты и открывать медресе, чем в Казани, поэтому колыбель татарской национальной культуры была именно здесь.

— Если сравнить эту музыку с современной, сильно ли она изменилась?

— Мы хорошо знаем эти песни. Джаудат Файзи, Александр Ключарев выросли в Оренбурге. Назип Жиганов также был родом из Уральска. Творчество людей, украсивших нашу сцену, началось именно там. Вышли сборники этих композиторов: и в сборнике Ключарева, и в сборнике Джаудата Файзи вы найдете музыку для сцены, написанную в это время.

Стоит Джаудат Файзи, сидят (слева направо): Александр Ключарев, Муса Джалиль, театровед Хасан Губайдуллин. 1929 г. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Обувь татар

Самым древним видом обуви были у татар кожаные сапоги, а также туфли без ранта, похожие на современные тапочки, которые обязательно были с носками, загнутыми вверх, поскольку нельзя царапать мать-землю носком сапога. Носили их с холщовыми или суконными чулками, называющимися тула оек.

Еще во времена древних булгар очень высокого уровня достигла обработка шерсти и кожи. Сафьян и юфть, изготовленные ими, именовались «товар булгарский» на рынках Азии и Европы. Такую обувь археологи находят в относящихся к 10-13-му векам слоях. Она уже тогда была украшена аппликацией, тиснением, а также фигурными металлическими накладками. До наших дней дошли сапоги-ичиги — традиционная мягкая обувь, очень удобная и красивая.

Гендерные разновидности

Женский

Женский национальный костюм включает в себя рубаху, нижний нагрудник и брюки. Этот наряд подойдет для любого случая и является основой.

В начале 20 века для девушек начали шить платья, которые смотрятся более элегантно. К изделию в обязательном порядке крепился нижний нагрудник. Он прикреплялся к шее или плечам с помочью тонких бретелей. Эту повязку всегда украшали какими-то орнаментами.

Для некоторых татар еще одной повседневной деталью считался передник. Кто-то его носил исключительно с рабочей одеждой, а кто-то надевал только по праздникам.

Что касается верхней одежды, то огромным спросом всегда пользовались камзолы и бишметы. Камзол представляет собой короткую и приталенную жилетку. Бишмет – это длинное пальто с зауженной спинкой. Его часто украшали мехом, а вместо обычной пуговицы пришивали застежку из серебра, которая служила и украшением наряда.

На голову незамужние девушки надевали шапку или калфак, которые носили с косами. Женщины в браке должны были закрывать все волосы и спину. Поэтому в головные уборы всегда включались волосники и покрывала.

Детский

Детские костюмы почти ничем не отличаются от взрослых моделей. Однако в них больше ярких деталей.

  1. Костюм для мальчика состоит из удлиненной рубахи с широкими рукавами. Для удобства ребенка изделие часто дополняется манжетами. Обязательной частью комплекта является камзол, расшитый разнообразными узорами. Брюки обычно широкие и имеют контрастный оттенок, не забирающий внимания от рубахи. На ноги обычно надеваются сапоги, а в летнее время более легкая обувь.
  2. Наряд для девочки представляет собой платья с несколькими ярусами. Оно закрывает плечи, шею и рукава, а также имеет максимальную длину. На голове непременно красуется национальный головной убор, а с него деликатно спадает полупрозрачная вуаль, которая полностью закрывает всю спину. Платья всегда отличаются яркими расцветками и интересными узорами.

Мужской

Мужской костюм обязательно составляет широкая рубашка, которая имеет ластовицы под мышками и рукава-регланы. Она должна быть удлиненной, а штаны непременно широкими.

Существует два типа одежды, которую можно охарактеризовать по одной детали.

Она может быть с приталенной или с прямой спинкой. К первому варианту можно отнести камзол, бишмет, чобу. Бишмет представляет собой плотное пальто, а чоба легкое. Камзол же является обычным приталенным жилетом.

Ко второму варианту относится чикмень, джилян и тулуп. Чикмень является демисезонным нарядом, а еще он бывает и с приталенной спинкой. Джилян представляет собой халат с небольшим воротом, который носят весной и летом. Тулуп считается зимней одеждой из меха.

Обязательным элементом одежды татарина является пояс. Раньше богатые мужчины использовали ремень из шелка, который украшался бахромой из серебряных или золотистых нитей.

Основным головным убором мужчины считается тюбетейка. Она представляет собой формованную шапочку, обильно украшенную цветной вышивкой.

Описание

Чтобы разобраться в нюансах нарядов жителей Татарстана, стоит детально его изучить.

Цвета и оттенки

Расцветка имеет огромное значение при пошиве одежды. Причем это не дань модным тенденциям. Татарский национальный костюм «говорит» о положении человека в обществе и его вероисповедании. Также расцветка одеяния помогает определить семейный статус и возраст. Причем оттенки четко распределены между кочевыми и земледельческими народностями.

В восемнадцатом веке особое значение уделяли красному цвету. Он символизирует принадлежность хозяина к знатному роду и его финансовую состоятельность. Однако в следующем столетии оттенок потерял свою значимость. Вещи подобной расцветки стали надевать на торжественные мероприятия.

У большинства татар белый оттенок считается символом траура или старости. Одежду подобных цветов выбирали женщины преклонного возраста и люди, собирающиеся на похороны.

В наш дни татарский костюм наполнен яркими и сочными оттенками. Часто в мужских и женских вещах встречается сиреневый, изумрудный или синий цвет. Они гармонично сочетаются с орнаментом и контрастной отделкой. Для вышивки обычно выбирают золотистые или серебристые нити, которые придают вещам индивидуальность и престижность.

Ткань и орнаменты

Ранее для изготовления нарядов выбирали преимущественно бархат. Для украшения подола и краев одеяния использовали мех. Часто шерсть животных брали для декорирования головных уборов. Со временем вещи становились легче, татары стали выбирать иные материи. Наибольшим спросом пользовались хлопок, шерсть и шёлк.

Для пошива камзола брали парчу, которую покрывали мелким орнаментом. Современные наряды чаще всего создают из шёлка и атласа, поскольку материя отличается легкостью и приятна на ощупь. К тому же ткань великолепно передает глубину оттенков и визуально делает образ богаче.

Для вышивки обычно выбирали растительный орнамент, который объединял в себе несуществующие цветы, листья и плоды. Основная часть узоров была асимметричной. Условно все орнаменты делили на три категории:

  • Степные (маки, незабудки, гвоздики).
  • Луговые (васильки, ромашки, колокольчики).
  • Садовые (астры, пионы, розы, ирисы).

Также для украшения нарядов использовали виноградную лозу, пальмовые листья. Геометрические узоры отодвигали на втором плане, в приоритете у татар были сердечки, волны и т.д. Характерная черта орнамента – полихромность (использование разных оттенков).

Элементы

По украшениям девушки судили о благосостоянии ее семьи. Мужчина также считались большим любителям аксессуаров. Чаще всего они надевали массивные перстни. Главное украшение девушек – накосник. Его готовили из разного материала.

Практически все татарские барышни носили серьги. Уши прокалывали в раннем детстве (в три или четыре года). Подобное украшение не снимали с юных лет и до самой старости.

Уделяли внимание и аксессуарам для шеи, правда, в большинстве случае их применяли не в эстетических, а практических целях. С помощью украшений девушки скрывали глубокий вырез на сорочке

Еще один оригинальный аксессуар татар – перевязь. Эта лента, которую носили перекидывая через плечо. У мусульманских барышень на перевязи были небольшие кармашки, куда складывали тексты из Корана.

Крой и декоративные швы

Отличительная черта национального костюма татар – трапециевидная форма. Народ носил широкие рубахи, напоминающие тунику и объемную верхнюю одежду. В классической сорочке отсутствовали плечевые швы, ее изготавливали из прямого сукна. Некоторые татары носили рубахи с воротником-стойкой.

Для оформления тканей использовали ряд декоративных швов:

  • Вразброс. С помощью толстых нитей выполняли узор в виде полос. Чаще всего использовали для декорирования шарфов и поясов.
  • Кипрская ткань. Волокна накладывали на основные нити, полностью перекрывая их. Распознать орнамент можно по характерным зазорам, напоминающие маленькие ступеньки.
  • Досочный. Нити повторяются на лицевой и изнаночной стороне. Шов напоминает декоративную вышивку.

«Теплой одежды у татарок мало»

Верхняя женская татарская одежда и по крою и названию была подобна мужской. Различия могли быть лишь в декорировании, когда в женском варианте могли присутствовать такие элементы, как мех, вышивка и декоративные строчки, нашивка позументными лентами и пр. Скорее всего, это связано с более ранним компонентом формирования одежды татар. Так, еще Джовани дель Плано Карпини, описывая свое путешествие к монголам, писал: «Мужчин от женщин очень трудно отличить вследствие того, что одеваются они совершенно одинаково: все носят халаты, подбитые мехом, и высокие шапки из холста или из шелка, расширяющиеся кверху».

Относительно теплой одежды А.А. Сухарев в своем труде «Казанские татары (Казанский уезд)» коснулся этой темы, подметив, что «теплой одежды у них мало (имея в виду женщин), носят больше безрукавки. Если теплая одежда и шьется для путешествия, то только на шерсти, это находят практичнее (ваты), так как ее всегда можно употребить в дело».

Что касается в целом верхней одежды, то в середине XIX века у женщин широко был распространен чикмән. Шился из однотонного сукна, с подкладкой до пояса, глухим воротником и застежками на крючках. Ткань оставалась естественного белого или серого цвета, либо окрашивалась в коричневый (С.В. Суслова). В середине XIX века подобный тип демисезонной одежды бытовал практически на всей территории проживания татар. Но к началу ХХ века выходит из бытования и заменяется на бешмет, чаще утепленный ватой (как более дешевым материалом).

Шился бешмет из шелковых или хлопчатобумажных фабричных тканей. Причем, как было отмечено Н.И. Воробьевым, «у бедных татарок бешмет часто является единственной зимней одеждой, а у богатых он служит легкой зимней и осенней одеждой». К тому же материал для пошива был разнообразным — «как хлопчатобумажный, так и шерстяной. От нанки до бархата и плюша. Все тяжелые материи идут на шитье этих костюмов. Цвета более однотонные, чаще всего встречаются различные оттенки голубого, зеленого, желтого, бордового, реже встречаются темные тона, а черный лишь в исключительных случаях».

К началу ХХ века женщин старшего поколения носили камчат бүрек поверх платка, причем не только в зимний или осенний период холодов. Остальные, помимо волосников (нижние головные уборы), использовали покрывала и платки из фабричных тканей, также бытовали шапки на твердой основе без меха.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий