Что крестьяне и рабочие носили в средневековье — 2020

Цвета одежды

Применялись ткани ярких цветов: зелёные, малиновые, лиловые, голубые, розовые и пестрые. Чаще всего: белые, синие и красные.

Другие цвета, встречающиеся в описях Оружейной палаты: алый, белый, белый виноградный, багровый, брусничный, васильковый, вишнёвый, гвоздичный, дымчатый, еребелевый, жаркий, жёлтый, травный, коричный, крапивный, красно-вишнёвый, кирпичный, лазоревый, лимонный, лимонный московской краски, маковый, осинный, огненный, песочный, празелен, рудо-жёлтый, сахарный, серый, соломенный, светло-зелёный, светло-кирпичный, светло-серый, серо-горячий, светло-ценинный, таусинный (тёмно-фиолетовый), тёмно-гвоздичный, тёмно-серый, червчатый, шафранный, ценниный, чубарый, тёмно-лимонный, тёмно-крапивный, тёмно-багровый.

Позже появились ткани чёрного цвета. Чёрный цвет стал считаться траурным под европейским влиянием и во многих регионах утвердился лишь в конце XIX или начале XX века.

Обувь и головной убор

В теплое время года большая часть крестьян носила лапти, которые были просты в изготовлении и удобны в использовании. К лаптям надевали на ноги онучи – куски ткани, которые обматывались вокруг ног. В зимнее время года носили валенки – теплые войлочные сапоги, также бывшие универсальной обувью.

Замужние женщины должны были прикрывать голову и волосы, поэтому носили повойники, сверху которых повязывали платок. Незамужние девушки носили широкую вышитую повязку, иногда с лентами сзади.

Вообще, вся одежда была подчинена той деятельностью, которой занимался человек. Отсюда одежда крестьян достаточно простая и скромная, ибо в ней было легче заниматься физическим трудом. Разумеется, положение крестьян также было разным – некоторые были бедные, некоторые – зажиточные, отсюда и вариативность в одежде. Таким образом, крестьянский костюм представлял собой комплекс одежды, имевший яркие отличительные черты, характерные для этого сословия. Несмотря на региональные различия, общим в одежде была ее многослойность и простой покрой. Многослойность создавала видимость расширения фигуры. Понятия моды тогда особо не существовало, поэтому такой костюм существовал в течение столетий.

Мужской национальный костюм

В отличии от женского костюма мужской менее яркий, состоял из меньшего числа предметов. В мужском костюме было принято подчеркивать фигуру, и состояла из следующих элементов.

Рубаха

Все мужчины, начиная с мальчиков, носили рубахи, в основном это были рубахи-косоворотки.

Горловина, рукава и низ украшали вышитыми мотивами, вышивку на рубахе, в которой женились, должна была сделать невеста. В этом обычае есть сакральный смысл, такая вышивка, сделанная руками любящей женщины, служила оберегом.

Поверх рубахи одевался кафтан. Мужчины могли носить длинный кафтан или короткий полукафтан. Застёгивался кафтан на пуговицы или завязывался на тесёмки.

Штаны и пояс

Мужские штаны или порты были пошиты из ткани в полоску. Чаще они небольшого объёма, реже встречались широкие шаровары. Длина портов укороченная, так как было принято, низ штанов заправлять в голенище сапог. Позже появились карманы, а вначале всё необходимое подвязывалось к поясу.

Все крестьяне подвязывались вышитым поясом, широким и длинным неженатые парни. Женатые мужчины подвязывались узким и коротким поясом.

По-разному повязывался пояс на фигуре: молодые мужчины поясом подчёркивали талию; у стариков пояс был под животом.

Головной убор

Мужчины всегда дополняли костюм головным убором. Вначале это был шерстяной колпак–грешевик, позже появился картуз, особый вид кепки, украшался лентами, цветами, бисером. Зимой защищали голову шапкой-ушанкой.

Были и другие зимние головные уборы, пришедшие с Древней Руси. Под зимнюю шапку носили маленькую шапочку тафью. Защищали голову в стужу, расширенные к верху мурмолки. Шапки украшались мехом, который хорошо грел голову.

Верхняя одежда

Осенью и в зимнюю стужу мужчины носили тулупы, шубы, и свиты. Одежда зажиточных крестьян украшалась меховым воротником, в верхней одежде бедняка стоячий воротник защищал от холодного ветра.

Традиционная одежда XVII в. на Руси

Шубы носили все: у бедняков были заячьи тулупы или из овчины, богатые носили шубы из соболя или куницы.Чтобы было теплее, шубу носили мехом внутрь, а верх покрывался сукном.

Русский национальный костюм имеет очень богатую историю. Отдельные предметы сегодня служат источником вдохновения для модельеров. Обилие видов одежды, разнообразие вышивальных мотивов даёт хорошую почву для преемников, создающих современную одежду.

Аксессуары

Мужской костюм знати дополнялся рукавицами с крагами. Рукавицы могли иметь богатую вышивку. Перчатки (рукавки персчатые) появились на Руси в XVI веке. К поясу подвешивалась сумка-калита. В торжественных случаях в руке держали посох. Одежду подпоясывали широким кушаком или поясом. В XVII веке начали часто носить козырь — высокий стоячий воротник.

Фляшки (фляжки) носили на перевязи. Во фляжке могли находиться часы. Перевязь — золотая цепь, пришитая к атласной полосе.

Женщины носили ширинку — платок, отрезанный по всей ширине ткани, рукавки (муфты на меху) и большое количество ювелирных украшений.

Какой был идеал красоты

Отличия для бедных и богатых

Женская

Значение количества использованных кусков ткани для рубахи

Русская народная рубаха косоворотка для мальчика своими руками:

Выкройка очень простая, поэтому можно кроить сразу на ткани или предварительно нарисовать ее на газете. Только обязательно закладывайте припуски на швы и на подгибку рукавов и низа рубахи. После раскроя мы имеем: Одну основную часть, два рукава и две ластовицы. Сшивать начинаем с рукавов. К краю рукава пристрачиваем ластовицу. Теперь рукав с пристроченной ластовицей прикладываем к основной детали рубахи и пришиваем на машинке. Чтобы ткань не съезжала рукав предварительно закрепляем иголками или наживляем швом «вперед иголкой».

После этого рубаху складываем как на рисунке и сшиваем рукав и ластовицу.

Так же сшиваем боковую часть основной детали.

Таким же способом пришиваем второй рукав. С помощью оверлога или вручную обрабатываем швы.

Загибаем края рукавов и низ рубахи.

Проглаживаем и прострачиваем.

Косоворотка почти готова. Осталось обработать горловину и застежку с левой стороны. Это небольшая, но хлопотная и тонкая работа.

Рубаха в Позднем Средневековье

Для эпохи XV-XVII века у нас гораздо больше источников, в том числе целых вещей, благодаря которым мы можем узнать и крой, и декор изделий. Большая часть экземпляров найдена в процессе раскопок на территории московского кремля и хранится в музеях московского кремля и в ГИМе.

Одна из последних находок (2007 год) относится к XV веку (рис. 9). Это туникообразная рубаха с круглым вырезом и разрезом посередине, на которой мы можем видеть фрагмент подоплеки — куска ткани, который пришивался изнутри рубахи, предохраняя её от истирания. Аналогичный приём сохраняется и до наших дней в традиционных рубахах разных регионов.

Рис 9. Рубаха ХV века

Большой набор разных рубах, найденных в процессе раскопок, относящихся к XVI-XVII векам, являют собой туникообразные рубахи с подклинками, длиною до колен, между боковыми деталями и рукавом вставлена квадратная ластовица. Форма воротника чаще всего голошейки (без ворота-стойки). Встречается с прямоугольным/квадратным вырезом и разрезом сбоку, как в более раннюю эпоху (рис. 10-11), так и с круглым воротом и разрезом посередине (рис. 12).

Рис 10. Рубаха XVII века из ГИМаРис 11. Рубаха XVII века из ГИМа, фрагмент вышивки (реконструкция)Рис. 12. Схема кроя мужских рубах ХV-XVII веков

Отличительной особенностью рубах этой эпохи, как отмечает исследователь И.И. Елкина (более подробно вы сможете узнать из статьи И.И. Елкиной ), является наличие застежек-разговоров, выполненных либо из свернутой ткани, либо из сплетенного из ниток сутажа, одна сторона которого образовывала пуговицу, а другая — петлю. Располагался разрез как сбоку (рис. 13, 14), так и посередине (рис. 15, 16).

Рис 13. Рубаха из безымянного погребенияРис 14. Детская рубашка из ГИМа с разрезом слева. РеконструкцияРис 15. Рубаха Федора БельскогоРис 16. Рубаха Федора Иоанновича

Также в швах рубахи имелась тесьма из красной ткани либо прошивка из сутажа, служившая украшением. Обязательным было наличие подоплеки на всех рубахах. В некоторых случаях воротник и манжеты могли украшаться золотной или шелковой вышивкой в технике тамбур (рис. 17,18,19, 20). На подоле рубахи делался разрез для удобства шага. Материалами для рубахи служили растительные ткани белого цвета либо шелк.

Рис 17. Рубаха из царских погребенийРис 18. Вышивка на рубахе из погребенияРис 19. Фрагменты сохранившихся воротниковРис 20. Фрагмент вышивки манжета

Среди исследователей есть мнение, что это погребальные рубахи, отличающиеся от повседневных. Однако всё же возобладает мнение о традиции хоронить в лучших/праздничных/свадебных рубахах в средневековье. Примечательно и  то, что согласно описаниям иностранцев (например, Д. Флетчера, бывшего в Москве в 1589 году) имел место обычай носить две рубахи — нижнюю («срачица»), выполненную из легкой ткани без украс, и верхнюю («вершница»), которая была изукрашена шитьем. Такой обычай имел место и с раннего средневековья.

Из чего состоит женский костюм?

Женский национальный костюм гораздо красивее и интереснее мужского.

Основные части комплектов пришли из Древней Руси. В женском национальном костюме заложены представления того времени о женской красоте и семейных ценностях.

Силуэт прямой или расширенный вниз, подчеркивать фигуру было не принято, для национального комплекта характерна многослойность.

Женский костюм различают по назначению:

  • повседневная одежда изготавливалась из хлопка, льна и шерстяной ткани, включала в себя до семи предметов;
  • в пошиве нарядной одежды использовались бархат, парча, хорошего качества шерсть. Праздничный женский комплект одежды мог состоять из двадцати предметов. Такие вещи стояли дорого, тщательно украшались, одевали по особым праздникам и в церковь. Нарядные комплекты хранили в сундуках, лучшее передавали по наследству.

Сарафанный комплект

Основой северорусского костюма служила рубаха, её шили из льняной и хлопковой ткани. Низ рубахи, рукава и горловина украшались вышивкой. Вышивка была скромнее для повседневной рубахи, а праздничная рубаха обильно украшалась вышитыми мотивами.

На рубаху надевали сарафан. Сарафан – одна из характерных деталей русского национального комплекта. В переводе с иранского означает «одетый полностью». Поверх сарафана подпоясывались красивым поясом и передником. Носили на Руси распашной сарафан с вышивкой по краю полы и застёжкой на пуговицы.

«Круглый» сарафан не имел застёжки, иначе его называли «прямой» и появился он гораздо позже распашного.

Поверх сарафана в праздничном костюме крестьянки, одевалась нарядная душегрея. В верхней части она была собрана в мелкие складочки, к низу была широкой. Длина едва прикрывала талию. Шилась такая душегрея из дорогих тканей, парчи и бархата.

Зимний сарафан был из сукна, поверх одевалась тёплая душегрея, шубея, опашинь или телогрея. Тёплая душегрея простёгивалась ватой и украшалась меховой оторочкой. Дополняли наряд тёплые шерстяные чулки, шаль и тёплый головной убор.

Поневный комплект

Поневный комплект считается более старым, носили его в южных областях России.

Состоит такой комплект из длинной холщёвой рубахи и поневы.

Праздничный наряд и на каждый день

Понева представляет собой юбку. Различают глухую и распашную поневу. Состояла она из трёх полотнищ, богато украшалась ткаными узорами и вышивкой. Основой была шерстяная ткань «в клетку», подол и полотнище декорировались рядами вышивки или тесьмы. На талии поневу удерживал узкий поясок, гашник.

В деревнях был обычай «надевание поневы», означал он, что девушка теперь может быть просватанной.

Женские головные уборы

Головной убор не только защищал голову, но и мог рассказать о женщине многое.

Головной убор незамужней девушки состоял из лент и тесьмы. Волосы были частично открыты взору.

После замужества женщина надевала кику, поверх надевался платок убрус, волосы были полностью закрыты.

На праздники замужние женщины надевали нарядный головной убор – кокошник. Кика и кокошник предназначались для выхода в люди, дома женщина носила повойник (чепец) и платок.

Русский кокошник

Дополняли наряд нагрудные и шейные украшения. Такие украшения состояли из бус, цветной шерсти и бисерных нитей.

В нарядной женской одежде богато украшались даже пуговицы.

Расшифровка кроя и значения деталей рубахи

На стан расходовали четыре отрезка домотканого полотна или два более широкой покупной материи. Ширина холста определяла длину плечевого среза и форму линии проймы. Полик был многофункциональным:

  • Он помогал подогнать прямой крой народной рубахи на любой размер и фигуру.
  • Расширяя верх плечевой части, создавал женственные складки у ворота.
  • Обеспечивал поворот и свободное движение рукавам.
  • Служил украшением и отделкой, если выкраивался из другой, цветной или контрастной ткани. На самих поликах или в местах соединения их со станом, располагали узор вышивки.

Вставка под мышками – ластовица иногда кроилась из набивной материи, создавая акцент контрастного украшения. Но она служила и практическим целям, укрепляя швы, соединяющие рукава с боковыми полотнищами и позволяя руке свободно выполнять крестьянскую работу. Форма рукавов создавала строгий либо торжественный силуэт костюма, дополняя его отделку. Женская рубаха имела сборчатый ворот. Мягкие складки подчеркивались узкой обшивкой, а планки разреза богато декорировались.

Сердце быта

Поскольку жизнь русского крестьянина в 17 веке, 18 или 19 веках концентрировалась вокруг собственного дома, изба заслуживает особенного внимания. Жильем именовалось не конкретное строение, а небольшой двор, ограниченный забором. Здесь возводили жилые объекты и строения, предназначенные для хозяйствования. Изба являлась для деревенских жителей местом защиты от непонятных и даже страшных сил природы, злых духов и другого зла. Первое время избой называли лишь ту часть дома, которая обогревалась печью.

Обычно в селе сразу было видно, у кого совсем плохо обстоят дела, кто живет обеспеченно. Основными были отличия в добротности, в количестве составных элементов, в оформлении. При этом ключевые объекты являлись одинаковыми. Некоторые дополнительные строения позволяли себе лишь обеспеченные люди. Это мшаник, баня, хлев, амбар и иные. Всего таких построек существовало больше десятка. Преимущественно в прежние времена все строения вырубали топором на каждом этапе возведения. Из работ исследователей того времени известно, что ранее мастера использовали разные виды пил.

Особенности и значение деталей

Как уже было сказано, детали в национальном русском костюме играли очень важную роль.

Детали мужского костюма

Основой национального мужского костюма была простая сорочка. В нарядах простых крестьян она была основой костюма в то время, как знать носила ее как нижнее белье. Она шилась изо льна или шелка. Изнутри передняя и задняя части рубахи дополнялись подкладкой, которую называли подоплекой. Широкие рукава рубахи сужались к кисти.

Внешний вид ворота различался. Он мог быть закругленным, квадратным или вовсе отсутствовать. Если воротник все же был, то он дополнялся завязками или пуговицами.

Также костюм дополнялся такими деталями, как зипун, опашень и охабень. Все эти вещи – разновидности кафтанов. Поверх рубахи и кафтана надевалась свитка, кожух или сермяга. Для более торжественных случаев использовалась парадный плащ (корзно) или однорядка из шерстяной ткани.

Популярны были и шубы. Крестьяне носили более простые изделия из плотной овчины или заячьего меха. Представители высшего сословия позволяли себе щеголять в нарядах из чернобурки, соболя или куницы.

Для того чтобы сохранять тепло внутри, шубы шились мехом внутрь. Снаружи они покрывались плотным сукном. Наряды для знати расшивались парчой или бархатом. Роскоши шубе придавал широкий меховой ворот.

Традиционные шубы в русском стиле были длиною в пол. Рукава также были очень длинными, а руки провдевались не только в них, но и в специальные прорези, располагающиеся спереди. Их носили не только зимой, но и летом, для создания торжественного образа.

Еще одна важная деталь мужского русского костюма – головной убор в национальном стиле. Существовало несколько разновидностей шапок: тафья, клобук, мурмолка и треуха.

Тафья представляла собой маленькую круглую шапочку, которая плотно прилегала к голове. Поверх нее нередко надевали простую шапку. Простые люди выбирали варианты из войлока, более богатые – из бархата.

Мурмолками называли шапки, высокие и расширяющиеся к верху. По похожему принципу создавались и горлатные шапки. Только их дополнительно украшали мехам, идущим от самого горла. Лисий, соболиный или заячий мех одновременно и украшал шапку и согревал голову.

Детали женского костюма

В основе женского национального костюма также была рубаха. Она украшалась вышивкой или изысканной оторочкой. Знатные русские дамы поверх простой нижней рубахи надевали еще и горничную, пошитую из яркого шелка. Самый нарядный вариант – горничная рубашка алого цвета.

Поверх рубашек женщины надевали летник. Старинный наряд длиной в пол создавался из шелка и дополнялся застежками у самого горла. Знатные женщины носили летник, украшенный золотой вышивкой или жемчугом, а их ворот украшало ожерелье.

Более теплой альтернативой летнику в национальном женском костюме была шубка. Длинная и украшенная мехом шуба с декоративными рукавами была признаком роскоши, поскольку особой практичностью не отличалась. Руки либо продевались в специальные прорези под рукавами, либо в сами рукава, которые подкатывались для удобства. Греть ладони можно было в муфте, которая не только украшалась меховой опушкой, но и прошивалась мехом изнутри.

Важную роль играла и такая деталь костюма, как головной убор. Все замужние женщины на Руси обязательно прикрывали волосы, даже находясь дома. В быту голову покрывали волосником или повойником ,повязывая сверху нарядный цветастый платок.

Более нарядно выглядели венчики (широкие повязки, дополненные длинными цветастыми лентами), которые носили летом. Зимой их сменяли меховые шапки. Но традиционный русский костюм до сих пор часто ассоциируется у нас с кокошником – нарядным головным убором в виде опахала. По возможности он богато украшался и становился главным дополнением наряда.

Мужской костюм в период готики

Мужчины по-прежнему носили штаны-шоссы, которые за счет узкого силуэта напоминали колготки. Штаны состояли из двух брючин, которые привязывались к поясу. Между половинками в верхней части помещался цельный кусок ткани, фиксирующийся булавками или тесьмой.

Верхняя одежда упелянд надевалась через голову и имела длину до колен или ниже. После того, как мужчина наденет плащ, складки и оборки, которые образовывались на спине, рукавах и груди, стягивались в поясе.

В моду вошел и другой вариант мужской одежды — пурпуэн. Он представлял собой облегающее полотно ткани с выпуклым изгибом на груди с узкими рукавами. Благодаря такой конструкции удавалось получить силуэт с широкими плечами и тонкой талией.

Позднее возник мужской жакет — короткая распашонка, стянутая поясом на линии талии, от которой жакет сильно расширялся. Нижняя часть жакета была пышной и напоминала короткую юбку. Обязательными атрибутами жакета были воротник-стойка и рукава жиго — длинные, пышные, с разрезом для рук.

Одежду шили в основном из шерсти, парчи, бархата, шелка. Нижние туники делали из льна.

Женская одежда

Модели для современности

Одежда

Основной задачей крестьянской одежды было удобство для работы и тепло.
Материал для одежды женщины ткали сами.

Крестьяне носили длинные холщовые или льняные рубахи, у которых
подмышками пришивались ластовицы, заменяемые элементы, собиравшие пот. На
плечах, спине и груди так же были заменяемые элементы – подклада — подоплека.
Поверх рубахи надевали пояс.

Верхняя одежда крестьян – кафтан (застегивался на пуговицы или застежки) и зипун (узкое недлинное платье). Зимой носили овчинные тулупы и шапки (валяные или из шкурок лесных зверей)

Женщины ходили в рубахах, сверху надевая сарафан в пол, длинную юбку.

Замужние женщины обязательно покрывали голову платком, а девушки носили
повязку в виде широкой ленты.

На ноги обували лапти, а в некоторых районах в холода носили обувь из
двух сшитых кусочков кожи. Плели обувь из прутьев лозы, привязывая кожаную
подошву к ноге ремнем.

Что носили в Европе

Нижнее белье

На самом деле, невозможно сказать, носили ли большинство представителей рабочего класса что-либо между кожей и шерстяными туниками до 14-го века. Современное произведение искусства изображает крестьян и рабочих за работой, не раскрывая, что надето под их верхней одеждой. Но обычно природа нижнего белья такова, что они носят под другие одежды и поэтому обычно невидимы; поэтому тот факт, что нет современных представлений, не должен иметь большого значения.

В 1300-х годах для людей стало модно носить смены или трусы, которые имели более длинные рукава и более низкие линии подола, чем их туники, и, следовательно, были отчетливо видны. Обычно, среди рабочих классов, эти изменения были сотканы из конопли и оставались неокрашенными; после многих ношений и стирок они размягчаются и светлеют. Известно, что полевые работники носили смены, шляпы и многое другое в летнюю жару.

Более состоятельные люди могли позволить себе льняное белье. Белье может быть довольно жестким, и если его не отбелить, оно не будет идеально белым, хотя время, износ и чистка могут сделать его более легким и гибким. Крестьянам и рабочим было необычно носить белье, но это не было совершенно неизвестно; часть одежды зажиточных, включая нижнее белье, была пожертвована бедным после смерти владельца.

Мужчины носили Braes или набедренные повязки для трусов. Носили ли женщины трусы, остается загадкой.

Украшения

Воронежские крестьянки носили серьги различной формы и пушки – самодельные украшения для ушей из разноцветной шерсти, гусиной или утиной шкурки. На груди воронежские женщины любили носить круглые сетчатые воротники из крупного бисера – монисто, ожерелок, бредень.

Распространенное женское украшение в Воронежской губернии – нагрудный и наспинный гайтан – две полосы ткани, сплетенные из разноцветного бисера и соединенные в нижней части или плетеный, унизанный бисером шнур, к которому прикрепляли иконку или крестик. Во многих уездах женщины носили по праздникам несколько разных по форме бус из стекла, янтаря, смальты, граната. В Землянском, Нижнедевицком, Задонском и Бобровском уездах особенно любили украшения из лент. Жительницы Задонского и Павловского уездов носили круглые воротники из ткани или лент. Также в женском костюме края были популярные височные украшения, которые крепились к головному убору над висками.

В праздники и женщины, и мужчины носили на шее грибатку – украшение из двух полос черной тесьмы с бисером, вышивкой цветными нитями, пуговками, блестками. На полосы прикрепляли несколько круглых розеток из обшитого разноцветной шерстью картона. Еще одно мужское украшение – гарус, то есть, черный шнур из мягкой шленки со сшитыми вместе концами, символизирующий солнце и вспаханный чернозем. Кроме того, помимо нательного креста мужчины носили кипарисовые крестики на гарусном гайтане или гарусе. Каждый крестик указывал на паломничество в святое место. Женщины носили не кресты, а медальоны с изображением святых и великомучениц с теми же именами, что и у паломниц.

Кика копытообразная

По внешнему виду изделие напоминает копыто или подкову. Налобную часть изготавливали из твердого материала и обтягивали богато украшенной тканью. Очелье крепили поверх основной шапочки с помощью лент, завязанных вокруг головы.

Считалось, что головной убор, подобно подкове, защищает от дурного глаза и несчастий. Аксессуар на торжественные мероприятия надевали все замужние дамы.

Сорока тульская

Оправдывая свое название, «птичий» убор делился на боковые части (крылья) и заднюю (хвост). Второй представлял собой многочисленные плиссированные ленточки, нашитые по кругу. В результате деталь изделия напоминала хвост павлина.

С аксессуаром соединяли яркие розетки, которые крепили сзади на поневу. Подобные вариации изделия дамы носили лишь в праздничные дни.

Сборник (самшура, моршень)

Головной убор был частью повседневного костюма. Низкий моршень по внешнему виду напоминал чепец. Высокий вариант аксессуара надевали на торжественные мероприятия, поскольку выглядел он богато и внушительно.

Для изготовления повседневной модели использовали дешевую материю, поверх накидывали платок. Сборник пожилой женщины было сложно отличить от простого чепца из черной ткани. Праздничные модели самшуры декорировали лентами и покрывали драгоценными камнями.

Кокошник псковский (шишак)

Аксессуар был часть свадебного наряда. Имел традиционную форму вытянутого треугольника, для украшения использовали шишки. Собственно, эти видоизмененные побеги, символизирующие плодородие, и дали название изделию.

Шишки нашивали на переднюю часть убора и украшали с помощью жемчуга. Поверх аксессуара накидывали белоснежный платок, вышитый золотыми нитями. По нижней кромке изделия пропускали сеточку из жемчуга.

Стоимость кокошника в те времена могла достигать семи тысяч рублей серебром, поэтому его хранили как семейную реликвию и передавали от матери к дочери.

Тверской «каблучок»

Был в моде на протяжении всего девятнадцатого века. Оригинальная разновидность кокошника. Надевали его исключительно на торжественные мероприятия. Для пошива аксессуара брали дорогие ткани: бархат или шелк. Изделие украшали драгоценными камнями.

Под «каблучок», напоминающий колпак небольшого размера, крепили поднизь из жемчуга. Она полностью покрывала волосы, поскольку сам головной убор «прятал» лишь макушку. Изделие пользовалось большой популярностью в Тверской губернии и стало его визитной карточкой.

Меховые шапки

В холодное время года барышни облачались в бархатные шапки с меховой оторочкой. Верхняя часть была выполнена из тканевой материи или клееной бумаги. Аксессуар шили в форме конуса, цилиндра или круга. Для украшения убора применяли камни, вышивку и речной жемчуг.

Шапки были очень высокими, чтобы в них не гулял ветер, внутри делали подкладку из атласа или легкой меховушки. Дамы очень бережно относились к аксессуару. Некоторые историки утверждают, что по завершении зимы дочери царя сдавали шапки на хранение в Мастерскую палату. Их размещали на болванках и накрывали чехлами.

Для изготовления зимнего головного убора брали мех лисицы, бобра или соболя. Молодые барышни предпочитали изделия с оторочкой из зайца или белки.

Треух

Женский головной убор позаимствованный у мужчин. Верх изделия покрывали материей, лобная часть опушалась. Чаще всего для этой цели использовали соболиный мех. В качестве декора применяли кружева или речной жемчуг.

Каптур

Еще один головной убор, предназначенный для холодного времени года. Наибольшей популярностью пользовался у женщин, потерявших мужей. Он прекрасно защищал от лютых морозов. По внешнему виду аксессуар напоминал цилиндр, отороченный мехом. Шапка полностью покрывала голову и лицо с двух сторон.

Для пошива аксессуара брали мех бобра, простолюдинам приходилось довольствоваться изделием из овчины. Сверху обязательно надевали повязку.

Быт крестьян в 16-17 века

Здесь выложины сведения об обустройстве дома, одежде и еде крестьян.

Знание народного быта, традиций, обычаев даёт нам возможность сохранить историческую память, обрести те корни, которые будут питать новые поколения россиян.

Крестьянское жилище – это двор, где сооружались жилые и хозяйственные постройки, сад и огород.

Крыши зданий были соломенные или деревянные, часто на крышах приделывались деревянные фигуры голов разных птиц и животных.

Сами здания строились из дерева, в основном из сосны и ели. Дм а в прямом смысле рубились топором, но позже стали известны и пилы.

Для возведения даже самых крупных построек не сооружали специального фундамента. Зато вместо него, по углам и серединам стен закладывались опоры – пни, крупные валуны.

Основными постройками крестьянского двора были: «изба да клеть», горница, повалушки, сенник, амбар, сарай. Изба – общее жилое строение. Горница – чистое и светлое строение, надстроенное над нижним, и здесь спали и принимали гостей. Повалушки и сенник – холодные кладовые, летом были жилыми помещениями.

Важнейшим компонентом крестьянского дома была русская печь. В ней пекли хлеб, готовили еду, мылись, а на верхней стене спали.

Главным украшением дома были образа (иконы). Образа ставили в верхнем углу покоев и закрывали занавеской – застенком.

Настенные картины и зеркала были запрещены православной церковью. Только маленькие зеркальца привозились из-за границы и были составляющими женского туалета.

В домашнем устройстве у русских был заметен обычай всё укрывать и покрывать. Полы были застелены коврами, рогожами, войлоками, скамьи и лавки – полавочниками, столы – скатертями.

Дома освещались свечами и лучинами.

Дома бедных и богатых людей носили одинаковые названия, структуры, отличались только размерами и степенью убранства.

По крою одежда была одинакова как у царей, так и у крестьян.

Мужские рубахи были белых или красных цветов, шились они из льняной и холщовой ткани. Рубахи низко подпоясывались ремешками слабым узелком.

Одежда, в которой ходили дома, называлась зипуном. Это было узкое, недлинное платье белого цвета.

Женская одежда была похожа на мужскую, только была длиннее. На длинную рубаху одевался летник. Спереди у него был разрез, который застёгивался на пуговицы вплоть до самого горла.

Все женщины носили серьги и головные уборы.

Верхняя одежда у крестьян была тулуп. На детей тулупы перешивались.

Из обуви у крестьян были лапти, башмаки из прутьев лозы и кожаные подошвы, которые привязывались к ноге ремнями.

Крестьянская кухня была русская, национальная. Лучшая повариха считалась та, которая знала, как готовится у других хозяек. Изменения в кушанья вводились незаметно. Блюда были просты и неразнообразны.

По обычаю русских свято сохранять посты стол делился на две части: скоромный и постный, а по припасам кушанья разделялись на пять: рыбный, мясной, мучной, молочный и растительный.

К мучнистым относились ржаной хлеб – глава стола, различные пироги, караваи, запеканки, калачи; к рыбным – уха, запечённые блюда; к мясным – гарниры, скоромные супы, паштеты и многие другие.

Напитки были такие: водка, вино, соки, морсы, березовец, квас, чай.

Сладости были натуральные: свежие плоды, плоды приготовленные в патоке.

Особенности национального костюма

Русские традиционные наряды всегда делились на повседневные и праздничные. Наши предки очень четко отделяли более простую одежду из грубых тканей с минимальным количеством декоративных элементов, от более красочных нарядов для особых событий. Наиболее роскошной считалась одежда красного цвета.

Изначально на Руси все костюмы создавались умелыми женскими руками из плотных домотканых материалов. Это тоже делало наряды более особенными. Основными материалами для пошива нарядов были сукно, лен и шелк. Роль подкладки исполнял киндяк, специальная подкладочная ткань.

Тканевая основа дополнялась большим количеством деталей, а также аксессуарами и обувью, которые в комплексе составляли гармоничный образ.

Эти образы существенно отличались между собой в зависимости от регионов. Так, к примеру, люди из северных регионов России облачались в большее количество верхней одежды. Она была, как распашной, так и накидной, а в некоторых случаях два эти вида нарядов сочетались. Накидную одежду надевали через голову, в то время, как распашная застегивалась на пуговички или крючкообразные застежки.

Отдельного внимания заслуживает и одежда для знати. Она, конечно же, была более дорогой и роскошной. Наряды для знати расшивались золотыми или серебряными нитями, украшались жемчугом и прочими декоративными элементами. Такой дорогой наряд носился не один год. Как правило, его передавали из поколения в поколение, сохраняя в надлежащем виде.

Фартук лейбориста

На многих работах требовалось защитное снаряжение, чтобы повседневная одежда рабочего была достаточно чистой, чтобы носить ее каждый день. Наиболее распространенной защитной одеждой был фартук.

Мужчины надевали фартук всякий раз, когда выполняли задание, которое могло вызвать беспорядок: наполнение бочек, разделка животных, смешивание краски. Обычно фартук представлял собой простой квадратный или прямоугольный кусок ткани, часто льняной, а иногда и конопли, которую владелец привязывал к талии за углы. Мужчины обычно не носили свои передники, пока это не было необходимо, и снимали их, когда их грязные задачи были выполнены.

Большинство дел по дому, которые занимали время крестьянской домохозяйки, были потенциально грязными; приготовление пищи, уборка, садоводство, забор воды из колодца, смена подгузников. Таким образом, женщины обычно носили передники в течение дня. Фартук женщины часто падал на ноги и иногда покрывал ее туловище и юбку. Фартук был настолько распространен, что со временем он стал стандартной частью костюма крестьянки.

На протяжении большей части раннего и высокого средневековья передники были неокрашенной пенькой или льном, но в поздний средневековый период их стали окрашивать в разные цвета.

Корзно

Вообще, предметы костюма типа накидки в древней Руси были весьма популярны. Одной из них было корзно – длинный, доходящий почти до пят плащ, который застегивался на правом или левом плече запонкой с петлицами или на драгоценную пряжку. Это был княжеский предмет одежды, о чем говорит, например, его относительная дороговизна – его пошив стоил гривну.

Иногда корзно могло быть не только плащом, но и наплечной распашной одеждой со сшитыми боковыми швами. Едва ли эта накидка была удобной одеждой – длиннополый плащ, покрывающий половину тела, вряд ли мог дать нужную свободу движений, особенно в военных походах, так что он служил, скорее, индикатором статуса и надевался «по случаю».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий