Содержание
Пошив изделия
- Полученные при раскрое детали сшиваем на руках швом «через край», вот почему мы не делали припусков на швы.
- Не даём ворсинкам меха остаться в шве – выправляем наружу иглой или крючком.
- При необходимости разглаживаем швы, чтобы они не топорщились.
- Прокладку можно приклеить или просто вставить.
- Сшиваем детали прокладки.
- Заготовку из меха выворачиваем, сверху надеваем заготовку из прокладочной ткани, совмещаем швы.
- Соединяем швом «козлик».
- Работаем с деталями подкладки по этому же принципу.
- Соединяем мех с подкладкой швом козлик, при этом край меха должен оказаться отвёрнут к изнаночной стороне шапки.
- Выворачиваем наше изделие.
- Примеряем.
Возвращение папахи после революции
Революция 1917 года ознаменовалась не только переворотом власти, но и сменой национальной одежды. Казакам запретили носить привычные папахи, заменив их буденовками.
Разрешение на ношение традиционного головного убора войска получили в 1936 году. Шапки были черными, невысокими с нашивками в форме креста. Золотые цвета полос были у офицеров, черные – у рядовых. Спереди шапку украшал знак армии – красная звезда. Спустя четыре года папаху сделали головным убором высшего офицерского состава, а после смерти В. Г. Сталина ее было принято носить и у членов политбюро.
Для казака папаха – это символ гордости. С ней связано много поверий, обычаев. Потерять ее допускалось только в случае смерти. Сейчас традиции остались в прошлом. Головной убор надевают на службу, праздники, но трепетное отношение и уважение остаются.
Казачий традиционный костюм
Если сердце казачества и билось в России, то его истоки все равно надо искать в обычаях народов степи. Взять хотя бы внешность: чуб-оселедец, широкие шаровары, туфли с острым и высоким носом, серьги в ушах. Чисто внешне: турок турком. И так, наверное, когда-то и было. Для этого субэтноса характерно сочетания множества черт разных народов.
Хотя, вероятно, внешний вид славяноязычных степняков оформился еще на заре русской государственности. Так, например, византийские хронисты отписывали Святослава Игоревича, языческого князя Киевской Руси, как самого натурального казака. Упоминая все известные нам обязательные атрибуты жителя казачьей вольницы. Это, однако, не отменяет факта заимствования, а просто углубляет его историю во тьму веков.
Верным помощником в истории исследования казачьего костюма выступает такое специфическое направление в языкознании, как этимология (наука о происхождении слов). Ученым, например, известно, что само слово «шаровары» родилось в иранских языках, но в русском появилось как результат заимствования у тюркских кочевников. Это, безусловно говорит и о том, что не только лексема, но и сами такие широкие штаны свободного кроя были переняты у воинственных народов степи.
Или, например, казачий кафтан, бешмет. Тоже в недавнем прошлом был одеждой кочевников Великой Степи. Само его название в русском языке напрямую восходит к татарскому слову. И это неудивительно, так как тюркские народности на протяжении многих веков, будучи властелинами лошадиных табунов, безраздельно царили в глубине континента. Их образ жизни и атрибуты материальной культуры были идеально заточены под нужды кочевого скотоводства, а, значит, с них можно и нужно было брать пример.
Даже такой простой и всем привычный предмет гардероба как штаны, и тот был введен в каждодневный оборот именно кочевыми народностями. Но, правда, это случилось задолго до рождения российской государственности. Ориентировочно в 3-м тысячелетии до нашей эры. И это неудивительно – ведь иначе совсем неудобно сидеть на лошади. Занятно, кстати, что из-за этого античные народы брюк не носили и считали их верным символом варварства и дикости. Это, однако, не отменяет того факта, что древние кочевники были видными новаторами в мире моды.
Выбор материала
Меховые кубанки идут женщинам любого возраста. Вязаные шапки – такого фасона следует выбирать очень тщательно, они не столь универсальны.
Традиционные материалы, исторически служившие для пошива кубанок:
- каракуль;
- волчьи, медвежьи шкуры;
- бараньи шкуры с длинным ворсом.
Из чего шьют такие шапки сейчас:
- норка;
- песец;
- бобёр;
- нутрия;
- чёрнобурая лисица;
- каракуль.
Часто данные виды меха комбинируют, дополняют кожей, замшей.
Модели из длинноворсового меха нередко украшают цельным хвостом. Шапки шьют, как правило, на подкладке, с проклеенной прокладкой.
Потребуется:
- Шкурка 1-2, в зависимости от размера шапки, а также самой шкурки.
- Бортовка, клеевой флизелин, проклеенная хлопчатобумажная ткань для прокладки.
- Подкладочная ткань.
- Нитки, желательно хлопчатобумажные №20 или шелковые.
- Бритва или канцелярский нож.
- Толстая игла.
- Болванка или двухлитровая банка.
Традиционная еврейская шапка
Ермолка – мужской головной убор, традиционный для еврейского народа, — маленькая лёгкая шапочка, закрывающая макушку, плотно прилегающая к голове, круглой формы без полей и околыша. Может быть выполнена из ткани или связана из ниток.
Символизирует скромность, благочестие, смирение и преданность Богу.
Происхождение
Знатоки лингвистики наверняка отметят созвучия слова «ермолка», как называют головной убор в языках разных народов. Вероятнее всего, оно произошло от тюркского ягмурлук, что означает «дождевик».
Чуть позже оно было заимствовано славянами. В древнерусском есть слово емурлукъ того же значения. В польском jarmułka означает «шляпа».
Евреи приводят два варианта происхождения названия ермолки. Словосочетание йарэ малка – в переводе «трепет перед Царём», под Царём понимается Бог. Или йерэ ме-элока, буквально с иврита – «боящийся Бога».
Виды
В магазинах еврейской одежды на полках представлен большой ассортимент ермолок, которые различаются:
- по размерам;
- по цвету не только верха, но и подкладки;
- по материалу – бархатные, шелковые;
- по фасону – четырех-, шести- и восьмиклинные;
- по форме – остроконечные и плоские;
- по отделке – гладкие, расшитые, вязаные, отороченные мехом или с кисточкой, помпончиком на макушке.
Многообразие видов обусловлено традициями общины, к которой принадлежит обладатель кипы. Так что поистине свояк свояка видит — у евреев по головному убору — издалека.
Как носили раньше и носят в наше время
Если христиане мужчины, заходя в храм, снимают шапки, показывая этим благоговение перед Богом, то евреи, наоборот, носят кипу в знак особого почитания Всевышнего.
Её носят в храме, за молитвой и изучением Торы (иудейского религиозного Закона, Пятикнижия Моисея), во время еды, в знак траура по умершим, в честь праздника совершеннолетия (бар-мицва). Ортодоксы кипу почти не снимают.
Ермолку надевают как самостоятельный головной убор, и оставляют под другим национальным головным убором – шляпой или меховой шапкой.
Удерживается столь маленькая шапочка на голове при помощи специальной заколки-прищепки.
Ортодоксальные евреи предпочитают носить шляпы, современные либеральные ортодоксы выбирают маленькие вязаные кипы.
Папа Римский на официальных мероприятиях тоже носит белый головной убор, похожий на кипу. Это традиционная шапочка католических священников, которую те надевают сразу после принятия сана. Кардинал Ришелье имел право носить шапочку красного цвета, чёрный цвет означает принадлежность к аббатству.
Ермолка – маленькая круглая шапочка присутствует, как атрибут учёной степени, на портретах известных академиков. Профессора наук старой гвардии носят её по сей день.
А когда в советской киноленте появляется персонаж из солнечной Грузии, то он щеголяет в кепке-аэродроме, если это городской житель. Пастухи в горных селениях появлялись на экране в небольшой войлочной шапочке серого цвета с отделкой из тесьмы, которая очень напоминает ермолку…
История и определение папахи
Папаха — это головной убор, сшитый из овчины, каракуля. Его возникновение связывают с элементом военной формы народов Кавказа.
Мужской головной убор присутствует в гардеробе народов тюркских корней.
В русской армии его носили с 1881 года по приказам военных ведомств:
- в казачьих войсках;
- в конвое Александра I;
- степные войска на Урале, в Забайкалье;
- кавказские войска Дагестана и Осетины;
- конный дивизион Туркмении;
- сибирские войска.
В 1992 году папаха как головной убор военнослужащих сил была отменена. Вновь ввели ее в ряды армии только в 2005 году. Носить шапку имеют право генералы, полковники Вооруженных Сил РФ.
До 1812 года головной убор шили из шкур медведей, баранов, волков. Человек показывал свои способности к охоте. А шапки отличались повышенной прочностью, способностью сгладить удар шашкой.
Папахи для парадного выхода обшивались галуном серебряного цвета, шириной 1 – 2 сантиметра.
Каждый мужчина имел три папахи: для свадьбы, повседневной носки и траурную.
Раскрой казачьей кубанки
Разберем, как самостоятельно сделать выкройку шапки кубанки:
- Изготовляем бумажную выкройку, для ее построения нам нужны два замера – обхват головы и глубина шапки.
- На этом этапе можно разрезать бумажную выкройку и, впоследствии, какую-то часть шапки сделать из ткани или замши, кожи.
- Располагаем шкурку мехом вниз. Если у вас несколько шкурок – то раскладываем их одинаково.
- Раскладываем выкройки, учитывая направление меха (показывается стрелкой на выкройке).
- Шариковой ручкой обводим выкройку по мездре.
- Острым ножом или бритвой вырезаем детали. Припуски на шов не оставляем, либо 0,5 см.
Если вы хотите получить аутентичную казачью кубанку, то сшейте ее из каракуля и сделайте суконное донышко сшитым из 4-х клиньев. Швы закройте контрастной тесьмой.
Выбор материала
Меховые кубанки идут женщинам любого возраста. Вязаные шапки – такого фасона следует выбирать очень тщательно, они не столь универсальны.
Традиционные материалы, исторически служившие для пошива кубанок:
- каракуль;
- волчьи, медвежьи шкуры;
- бараньи шкуры с длинным ворсом.
Из чего шьют такие шапки сейчас:
- норка;
- песец;
- бобер;
- нутрия;
- чернобурая лисица;
- каракуль.
Часто данные виды меха комбинируют, дополняют кожей, замшей.
Модели из длинноворсового меха нередко украшают цельным хвостом. Шапки шьют, как правило, на подкладке, с проклеенной прокладкой.
Потребуется:
- Шкурка 1-2, в зависимости от размера шапки, а также самой шкурки.
- Бортовка, клеевой флизелин, проклеенная хлопчатобумажная ткань для прокладки.
- Подкладочная ткань.
- Нитки, желательно хлопчатобумажные №20 или шелковые.
- Бритва или канцелярский нож.
- Толстая игла.
- Болванка или двухлитровая банка.
Мужская кавказская шапка из овчины
Речь пойдет о папахе.
Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:
- долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
- в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
- с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели ее в состав своего обмундирования;
- с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
- перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
- во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.
Грузинская шапка из овчины
Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.
Сырьем для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы. Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.
Трухменки подразделяются на следующие виды:
- Каракулевые – самые качественные и дорогие. Шьются из каракульчи, меха не родившихся ягнят, и каракуля, меха новорожденных барашков. Это самый желанный подарок для любого кавказца. Он обозначает статусность и уважение окружающих.
- Чабанские – распространенный кавказский головной убор, называемый иногда «народной шапкой». Он пошит из косматой овчины, завитки ее могут спускаться на лоб и скрывать глаза. Удобен на выпасе (не холодно и не жарко) и в случае необходимости справится с ролью подушки.
- Казачьи – донышко имеет тканевую основу, красную или синюю, с белым крестом, символизирующим православие. Готовясь к бою, воины вкладывали в карман донца стальную пластину — тумак, который защищал от сабельного удара. Популярны среди кубанских и терских казаков.
Предназначение
Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обернутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:
- на каждый день — темная или бурая;
- для свадебного торжества и праздников — белая;
- для похоронного обряда — черная.
Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.
- Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодоженам и всем присутствующим.
- Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
- Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
- Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
- Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.
Пошив изделия
Направление ворса меха учитывается при пошиве любых изделий, но при изготовлении кубанки оно может быть как вертикальным (снизу вверх), так и горизонтальным. Указывается это направление стрелкой на выкройке.
- Полученные при раскрое детали сшиваем на руках швом «через край», вот почему мы не делали припусков на швы.
- Не даем ворсинкам меха остаться в шве – выправляем наружу иглой или крючком.
- При необходимости разглаживаем швы, чтобы они не топорщились.
- Прокладку можно приклеить или просто вставить.
- Сшиваем детали прокладки.
- Заготовку из меха выворачиваем, сверху надеваем заготовку из прокладочной ткани, совмещаем швы.
- Соединяем швом «козлик».
- Работаем с деталями подкладки по этому же принципу.
- Соединяем мех с подкладкой швом козлик, при этом край меха должен оказаться отвернут к изнаночной стороне шапки.
- Выворачиваем наше изделие.
- Примеряем.
Виды папах
Они именовались по названию и в зависимости от территориальной принадлежности народов: папагов, трухменов, кабардинцев.
Кубанка, клобук и трухменка
Разберём, как выглядят разные виды папах:
Кубанка происходит от казаков Кубани. Она невысокая, изготовленная из шкур каракуля, смушки (шкур ягненка возрастом до трех дней), мерлушки (шкуры 14 – 30 дневных ягнят). Донце шапки – цветное, сшитое из сукна или натуральной кожи.
Две полосы сверху в виде креста скрывают швы: шапка сшита из четырех частей. Эта нашивка называется галун.
Цвет верха определяет принадлежность к месту службы войска:
- синий у терских казаков;
- красный – у донских;
- желтый – у астраханцев.
На Руси до XIX в. папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха».
Трухменкой называли ее донские войска в 16 – 18 в. На Дону каракулевых пород ягнят не было. Поэтому такой головной убор был редкостью и ценным боевым трофеем.
Форма менялась в зависимости от моды. Появились кабарбинки с расширенным или кубанки с плоским верхом.
Пословица «надавать тумаков» происходит от вида этой шапки. Тумак — это пришитый колпак в виде клина.
Из каракуля
У кавказца папаха – это предмет гордости. Ее снимают в особом случае – просьбе в прощении кровной мести. Категорически запрещено находиться без головного убора в моменты остальных обращений.
Шапка имеет и свои традиции. Стеснительный юноша может предложить девушке выйти за него замуж, закинув шапку в окно. Если папаху не возвращали долгое время, предложение принято.
Мастера шили головной убор из шкур молодых ягнят каракулевой породы. Самая ценная шкура снималась с ягнят 1 -3 дней жизни. Мех отличался блеском, отчетливым рисунком. Эти шапки предназначались для высших военных чинов – генералов. Завитки, выстроенные в ряд – признак высокого качества.
Несколько дополнительных видов
Кабардинка – отличается высотой. Она пригодна для теплого времени года. Представляет собой шапку из сукна с узкой меховой опушкой. Сверху украшена галуном золотистого цвета и пуговицей посередине.
«воронье гнездо»