История русского национального костюма

Введение

Народный костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние
культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий
путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство
современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных
традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие
любого вида и жанра современного искусства.

Народный костюм — не только яркий самобытный элемент
культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до
середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования
материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации
русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические
условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными
факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых
форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть
художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных
обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве
праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие
современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.

Погребальный обычай наших пращуров требовал отправлять
человека в последний путь в богатом, удобном и красивом убранстве, причём для
женщин и девушек это был, как правило, свадебный наряд.

Металлические, самоцветные, стеклянные элементы таких
нарядов — пряжки, бусы, пуговицы — попадали в землю более или менее целыми даже
в том случае, если тело предавали огню. Но, к счастью для современной науки,
погребальный костёр устраивали не всегда, и во многих могилах сохранились
настоящие комплекты амулетов, украшений и всевозможной «галантереи». По
тому, как они расположены на костях древних скелетов, учёные делают выводы о
древних костюмах.

От долгого лежания в земле обувь превращается в бесформенные
комки, а ткань, в лучшем случае, становится тёмно-коричневой. Нужна специальная
обработка, чтобы драгоценные клочки не погибли, извлеченные наружу. Однако со
временем в руках учёных оказывается почти прежняя туфелька или сапожок, а
современная техника помогает выяснить, из каких нитей была соткана материя и
частицы какого красителя на ней остались. Существуют и методы, позволяющие
установить «возраст» находки — иногда с точностью до нескольких лет.

И всё-таки было бы очень трудно, почти невозможно собрать из
клочков полуистлевшей ткани целый костюм, если бы не изображения, сохранившиеся
до наших дней или воскресшие под руками реставраторов на фресках древних
соборов, на миниатюрах рукописей, камне и дереве языческих и христианских
священных изваяний. Конечно, их создатели запечатлели в первую очередь знатных
людей своей эпохи или вовсе мифологических персонажей, к тому же рисунки и
скульптуры зачастую весьма схематичны. И, тем не менее, эту возможность увидеть
прошлое трудно переоценить.

Подобный шанс дают нам и памятники литературы, в которых сохранились
описания одежды.

И, наконец, нельзя пренебрегать сведениями, которые может
дать народный костюм, кое-где перекочевавший из бабушкиного сундука на витрины
музеев. Понятно, здесь необходима разумная осмотрительность, ведь на протяжении
веков народный костюм хоть и медленно, но всё же менялся.

В Прикамье одновременно с формированием русского населения
происходит распространение северно-русского и среднерусского комплектов одежды,
впоследствии они долго оставались определяющими в сельской и городской среде.

Материалом для одежды служили ткани домашнего производства: однотонные
льняные и конопляные холсты, узорные льняные пестряди
и набойки,
сукно из овечьей шерсти.

В крестьянской среде однотонные холсты называли портянными,
пестрядь в мелкую клетку — сарапинокой, сукно — пониточина.

Помимо ткани для изготовления одежды использовали кожу,
овчину, меха.

Женская рубаха

Один из главных элементов традиционного наряда. Для ее пошива брали хлопок, лён или дорогостоящие ткани (например, шёлк). Длина рубахи не ниже щиколоток. Подол, рукава и ворот обильно украшали разнообразной вышивкой, орнаментом.

Причем тип узора и его расцветка отличались в зависимости от того, в каком регионе проживала барышня. Например, дамы из Воронежа предпочитали рисунки чёрного оттенка, которые отличались строгостью и изысканностью. В Тульской и Курской губерниях рубахи декорировали орнаментом из красной нити. На севере и в центре страны преобладал синий, золотистый и алый цвет.

Для каждого типа деятельности имелась своя сорочка. Например, у барышни были «посевные», «пожнивные» рубахи. При этом рабочий предмет гардероба обладал богатым декором и приравнивался к праздничному одеянию.

Славянские барышни часто вышивали на рубахах молитвенные обереги или заклинательные знаки. Они искренне верили, что, отбирая у земли ее плоды, отнимая жизнь у ржи или пшеницы, они нарушают естественную гармонию и вступают в конфликт с природой. Перед забоем животного или скосом травы девушки обязательно говорили: «Господи, прости меня!».

Отдельного внимания заслуживает этимология слова «рубаха». Происходит оно вовсе не от глагола «рубить», как многие могут подумать, хотя колоть дрова в ней очень удобно. Истоки названия в слове «рубь», то есть рубеж.

Получается, что рубаха – это сшитое полотнище с рубчиками. Ранее сорочки не подшивали, а подрубали. Впрочем, в некоторых поселениях подобные выражения используют до сих пор.

Слайды презентации

Слайд 1

Русская национальная одежда

Выполнила Комогорцева Т.А. Учитель ИЗО искусства.

Слайд 2

«Народный костюм, являясь достоянием музейных коллекций, сегодня — своего рода «консервант» русской культуры. А потому он и ценен для нас по особому, как художественное и духовное наследие наших предков.» Н.В. Никонов.

Слайд 3

История создания костюма Рубаха Сарафан Понева Кокошник Лапти Мужская одежда Детская одежда Национальный костюм в современном мире Вопрос для проверки

Слайд 4

История создания костюма

Русский народный костюм формировался на протяжении веков, и его развитие было обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, религиозными воззрениями, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами.

Слайд 5

Рубаха

Рубаха — происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок ткани» и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». История славянской рубахи началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава.

Слайд 6

Сарафан

Включает рубаху, сарафан, передник. Сарафан (род платья без рукавов). Термин «сарафан» первоначально с XIV по XVII вв. обозначал мужскую длинную распашную одежду. С XVI в. этим термином стали определять женскую накладную одежду (надеваемую через голову) или распашную (на сквозной застежке спереди) одежду.

Слайд 7

Понева

слово «понёва» (или «понява») первоначально означало «кусок ткани», «полотенце», «пелена», «завеса». Некоторые авторы полагают, что древние славяне называли так не само одеяние, а материю, из которой его делали, — разновидность полушерстяной ткани, как правило, клетчатого рисунка. Однако большинство историков и этнографов именно этим словом обозначают набедренную одежду, которую получали девушки, достигшие возраста невест.

Слайд 8

Кокошник

Парадный головной убор женщин, в виде разукрашенного, расшитого полукруглого щитка надо лбом, сделанный из твердого материала, обтянутый золотой тканью и богато расшитый, обычно жемчугом.

Слайд 9

Лапти

Во все времена наши предки охотно обувались в лапти — «лапти», «лыченицы», «лычаки», «лычные сапоги», — причём, несмотря на название, зачастую сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков.

Слайд 10

Детская одежда

Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). Весь секрет -в священной силе, или в биополе родителей, способном заслонить неокрепшего маленького человека, уберечь от порчи и сглаза. Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи.

Слайд 11

Мужская одежда

Комплекс мужской одежды состоял из рубахи-косоворотки с разрезом по левой стороне груди и штанов (портов). В зимнее время поверх холщовых штанов надевали штаны из домашней шерстяной ткани или онучного сукна. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском, к которому, по мере надобности, прикрепляли гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы.

Слайд 12

Национальный костюм в современном мире

Слайд 13

Вопрос для проверки:

Подпиши элементы русского костюма.

юбка кокошник понева рубаха

Зимний русский народный костюм

В холодное время года поверх многослойных платьев надевали теплую одежду. Крестьяне носили шубы из овчины или шкурок зайцев. Знатные славяне щеголяли в соболиных одеяниях. Шубейка на Руси представляла собой длинную и тяжелую вещь. Характерной чертой дохи были разрезанные до локтя рукава.

Вещь носили мехом внутрь, снаружи покрывали грубым сукном или богатой парчой, в зависимости от состоятельности владельца. Мужчины в зимний период облачались в кожухи, сшитые из телячьих ли овечьих шкурок. Длина изделия различалась, она могла быть до середины бедра или в пол.

Для барышень шили коротенькие душегрейки, их дополняли шапками из меха. Поверх головного убора накидывали платок.

Русская одежда для зимы имела несколько основных элементов:

  • Шапка-ушанка. Изначально ее носили только мужчины Изделие отличалось по цвету в зависимости от окраса меха животного, из которого шили убор.
  • Платок из шерсти. Женское украшение зимнего образа. Его вязали из шерсти коз или овец. Узор на платке был уникальным для каждого региона. Мастерицы плели их вручную. Изделие хорошо защищало от стужи и ветра.
  • Шубейка. Данную вещь можно было встретить в гардеробе зажиточных граждан. Шили ее из парчи. В качестве утеплителя использовали ватин. Отличительная черта шубейки – воротник, отороченный мехом. Самые состоятельные славяне могли порадовать себя изделием с меховой подкладкой.
  • Валенки. Универсальная обувь, подходящая для мужчин и женщин. Для создания изделия применяли валяную шерсть овечки. Использовали их только в сухую погоду, поскольку обувь не переносила влаги. Ранее валенки могли себе позволить только зажиточные граждане.

Красота свадебного наряда

Цветовая гамма и декор

2.5 Пояса

Обязательной деталью мужского и женского костюма были пояса, в северных районах их ещё называли покромками, опоясками. «Без пояса запрещали носить одежду религиозные представления, отсюда и выражение «без креста и пояса», «распоясался», означающие, что поведение человека не соответствуют общепринятым нормам поведения» . Обязательно подпоясывали нательную одежду, сарафан и верхнюю одежду. Женщины, как правило, носили тканный или тканевый пояс, а мужчины кожаный. Тканые пояса для подпоясывания рубахи были узкие — гасники, а верхнюю одежду подвязывали широкими кушаками. Существовало два способа подвязывания пояса: высоко под грудью или низко под животом («под брюхо»). Женщины завязывали пояс с левой стороны, а мужчина справа. Пояса украшались геометрическим орнаментом — кроме украшения это несло в себе функцию оберега.

2.4 Верхняя одежда

Зимой и летом мужчины и женщины носили однобортные кафтаны,
у женщин застежкой на правой стороне, а у мужчин на левой, их называли
понитками, шабурами, сибиряками, армяками или азыми, при своем типологическом
сходстве они отличались деталями кроя. Понитки шили из домашнего сукна —
пониточины, с прямым передом и спинкой в талию, иногда со сборками или клиньями
по бокам. Пониток покрытый холстом или фабричной тканью назывался гуней, иногда
для большего тепла их стежили куделью, бытовали гуни в качестве праздничной и
будничной одежды. Выходные гуни покрывали крашенным холстом, а рабочие, из
грубого холста, называли сермяками или шабурами, шили их из синего холста для
повседневной носки и из фабричных тканей — для праздников. Они имели отрезную
талию, вначале широкие складки — пластики, позднее пышные сборки. Перед шабура
был прямой, полы застегивались на крючки, шили его на подкладке из холста,
который пришивался только на груди.

Издавна на Урале была распространена одежда из овчины,
носили шубы крытые и нагольные — без покрытия. Покрывали шубы холстом, сукном,
а богатые люди привозной дорогой материей. Шили их по-старинному — в талию и со
сборками. Особенно нарядными выглядели женские шубы, покрытые шелковой материей
и с воротниками из беличьего или соболиного меха.

Дорожной одеждой были тулупы, зипуны. Зипуны шили из холста
или серого сукна, их надевали поверх понитка, шубы.

Была у русских крестьян и одежда, специально предназначенная
для работы и хозяйственных дел. Мужчины охотники и рыболовы носили лузаны,
русские этот вид одежды заимствовали у коми-пермяков и манси. Специально
вытканное поперечнополосатое полотно складывалось вдвое и по сгибу вырезалось
отверстие для головы, нижние концы закреплялись веревками на талии. Под
полотнищами спереди и сзади подшивали холст, образовавшиеся мешки — карманы использовали
для хранения и переноски принадлежностей и добычи. Для хозяйственной работы на
поле и дома мужчины и женщины надевали поверх одежды глухие запоны туникообразного
покроя с длинными рукавами, спереди полотно из холста спускалось до колен,
сзади до талии.

Особенности костюма в разных областях

Россия — огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора.

Народный женский костюм на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева — распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак — широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.

Особенности

2.2 Штаны

Штаны у русских носили только мужчины, в старину мальчики не носили штанов до 15 лет, а нередко и до самой свадьбы.

Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами («в шагу») вставляли ластовицу — для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать. Штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи.

Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка — «гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. «Гачами» или «гащами» древние славяне называли сперва собственно ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. «Гача» в смысле «штанина» кое-где дожило и до сего дня. Теперь делается, понятен смысл современного выражения «держать в загашнике», то есть в самом укромном тайнике. Действительно, спрятанное за шнурком для штанов прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Другое название одежды для ног — «портки». Их шили из холста или сукна, нарядные русские шаровары шили из черного плюша. В Прикамье порты шили из полосатой пестряди.

Головной убор

Из чего состоит женский костюм?

Разновидности

2.7 Обувь

В качестве материала для изготовления обуви использовались шкуры животных, дубленую кожу, реже мех, древесную кору, пеньковую веревку. Древнейшей у русских следует считать кожаную обувь, которую не шили, а морщили — стягивали кусочек кожи веревками так, что по бокам образовывались складки и привязывали к ноге длинной веревкой. Такая обувь считается прямым продолжением древней обуви, когда привязывали к ноге шкурку небольшого животного. Такую обувь называли поршни.

Кожанная обувь похожая на поршни, но не морщенная, а сшитая, с подшитой подметкой, называется коты, их носили и женщины и мужчины и в будни, и в праздники. Название их происходит от слова «катать», так как первоначально их катали из шерсти.

Кожанную обувь с высокими голенищами — сапоги (чеботы) — русские шили сначала без каблуков, его заменяла небольшая железная подковка на пятке, так же носили бахилы — подметка к ним пришивалась изнутри, они были широкие и неуклюжие.

Все вышеописанные виды обуви носили как мужчины, так и женщины. К специальной женской обуви относятся башмачки — черевички — с низким голенищем.

Наиболее распространенной обувью можно считать лапти, известные в крае повсеместно. Это обувь, сплетенная из древесного лыка, типа сандалий, которую привязывали к ноге длинными шнурами (опоры), для тепла к лаптям пришивали или привязывали опушку — полоску из холщовой ткани. В дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку — подошву. С лаптями и с другой низкой обувью носили онучи — длинные узкие полосы ткани из шерсти или конопли. Этой тканью оборачивали стопу и голень до колена, а поверх обвивали ногу крест накрест длинными шнурками — гасниками. Онучи делали из среднего по качеству холста белого цвета. Лыко заготавливали в летний период и хранили в бобинах, а длинными зимними вечерами глава семейства плел лапти на всю семью, инструментом, который назывался кочедык. В среднем одна пара лаптей изнашивалась за три — четыре дня.

Валяная обувь появилась у русских в конце XVII — начале XVIII в. Из шерсти катали коты, валенки, чуни, к этой обуви нередко для крепости пришивали кожаную подошву.

Украшения и аксессуары

Одежда всех слоёв населения на Руси отличалась одинаковым покровом и стилем. Отличались только украшения. Распространённые украшения в русском костюме:

  • кружева — состояли из плотной ткани с вышивкой;
  • пуговицы разных форм и размеров — украшались драгоценными металлами и камнями, выполнялись в виде голов животных и других природных символов;
  • нашивки — полоски с петлями для пуговиц, украшались кисточками, плетениями, узорами;
  • ожерелья — нарядные воротники, которые пристёгивались или пришивались к одежде;
  • колты — подвески на головной убор, крепятся к вискам;
  • гривна — шейный обруч, был не только украшением, но и знаком отличия.

Предыдущая
КультурологияЭпоха Просвещения — основные идеи и выдающиеся представители
Следующая
КультурологияКультура Древней Греции — периодизация, особенности и главные достижения

Рубаха в народном костюме:

Мужская рубаха и ее особенности

Туникообразный покрой мужской рубахи — наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: «с бочками» и «без бочков».
Рубаха «с бочками» образуется из полотнища ткани перегнутого по утку ( на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие «бочки» и рукав прямого покроя.

Туникообразная рубаха «с бочками» имеет несколько вариантов:

С прямыми цельными бочками;
— со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);
— с бочками, выкроенными «по-топорному» или «в замок» (в северных регионах);
— с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);
— «колошкой». Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;— туникообразная рубаха без бочкой из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста;
Сорочки из одного перегнутого полотнища холста. Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку.
Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника «голошейка» или с воротником «стойка».
«Голошейку» я прямым разрезом на груди считают наиболее древней. Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник «стойка», застежка на пуговицы.
Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными.
 Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).
В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.
Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический

На сайте «Народный исторический костюм» (narodko.ru) так же дано описание пошива и раскроя более подробно этих рубах.

Женская одежда

Великороссияне разных губерний. 1862

Девичий сарафан. Курская губерния, начало XX века.

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8—10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.

Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом (ожерельем).

Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:

  • Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
  • Понёва — набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.
  • Запона — девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.
  • Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.
  • Приволока — безрукавная накидка.
  • Шушпан — холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом.
  • Летник — старинная верхняя женская одежда.

Верхняя одежда

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Знатные женщины любили носить шубки — женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.

Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай.

Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку.

Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15—20 килограммов.

Муфта — рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой.

Головные уборы

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались ещё платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:

  • Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины.
  • Сорока — род повязки с твёрдым околышем.
  • Кокошник — в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
  • Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий