Содержание
- 1 Материалы и приспособления
- 2 Выбор ткани для росписи
- 3 Идеи для росписи
- 4 Принты акриловыми красками – выполнение
- 5 Разновидности и применение штемпельных красок
- 6 Способы росписи по ткани
- 7 История возникновения
- 8 Свободная роспись
- 9 Техника холодного батика
- 10 Акриловые чудеса
- 11 Рисунок в узелковой технике
- 12 Горячий батик
- 13 Трафареты в росписи по ткани
- 14 Подходящая ткань
- 15 Критерии выбора подходящей краски и ткани
- 16 Как свет, значение и образец влияют на складки ткани
- 17 На что обратить внимание?
- 18 Подготовка ткани
- 19 Стойкие красители природного происхождения
- 20 Краска для окрашивания ткани разных производителей
- 21 Акриловые краски
- 22 Технология росписи акрилом
- 23 Выбираем подходящую материю
- 24 Виды
Материалы и приспособления
Чтобы рисование на текстиле приносило радость, стоит заранее подготовить всё необходимое в процессе работы
Конечно, самое важное — представлять будущее изделие, то есть подготовить не только эскиз, но и понимать, в какой технике планируется работать
Роспись тарелок своими руками: виды и мастер-классы
Ткань для росписи необходимо выстирать с мягким моющим средством, чтобы удалить аперт. Если этого не сделать, после заключительной стирки полотно может дать усадку, тем самым исказив рисунок. Высушенную ткань проглаживают и натягивают на раму. В случае с шёлком специалисты по батику рекомендуют натягивать его мокрым. Дело в том, что в процессе росписи шёлк растягивается, и в мокрых местах образуются канавки, в которые затекает лишний краситель.
Резерв для контура продаётся в банках или тюбиках, имеющих узкий носик. Резерв из банки нужно переливать в специальную ёмкость, из которой удобно наносить тонкие линии. Это могут быть:
- стеклянные трубочки с резервуаром — наполнять их удобно при помощи маленькой спринцовки;
- пластиковые бутылочки со сменными наконечниками — недорогие и небьющиеся, а значит безопасные.
- тонкая кисточка также может использоваться, главное, чтобы линия пропитала ткань насквозь.
Мастер-класс по декупажу свадебных бутылок
Для растяжки ткани на раме понадобятся кнопки или биндеры. А саму раму рекомендуется обтянуть скотчем, чтобы она не выпачкалась и не окрасила последующие изделия.
Конечно, не обойтись без кистей. они могут быть абсолютно разными: натуральными и синтетическими, тонкими и толстыми, круглыми и плоскими. Если роспись по ткани станет настоящим увлечением, то ассортимент кистей со временем обязательно увеличится, ведь каждый вид росписи требует «свою» кисть.
Кроме основных материалов, без которых не обойтись, пригодится следующее:
- простой карандаш с мягким грифелем для переноса мотива на ткань;
- маркер по ткани смывающийся;
- пипетки для отбора краски из банки;
- палитра;
- банки для промывки кистей и лоскуты ткани для их вытирания;
- фен для ускорения сушки в случаях, когда это необходимо;
- для узелкового батика — различные пуговицы, бусины и камни.
От подготовки к шедеврам
Этапы работы над батиком:
- На первом этапе нужно натянуть ткань так, чтобы она не провисала; часто мастера батика предпочитают натягивать материю в мокром виде – после высыхания она становится более упругой;
- на втором этапе ведется подготовка эскиза – его рисуют на бумаге карандашом, хорошо надавливая на стержень.
- На третьем этапе эскиз переводится на ткань – бумагу закрепляют под материей, чтобы линии рисунка можно было обвести на ткани карандашом (для этой цели подойдет мягкий карандаш).
- На четвертом этапе следует обвести контуры резервом – он останется белым (при желании можно окрасить резерв с помощью подходящего пигмента); резерв набирается таким образом: носик стеклянной трубочки опускается в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставляется резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость всасывается в трубочку.
- На пятом этапе нужно провести проверку контура – после полного высыхания резерва на батике нужно кистью смоченной в воде пройтись по всему рисунку по одну сторону от контура, и через несколько минут проверить, не перешла ли вода за линию резерва; если вы обнаружили места, где контур оказался слабым, нужно после полного высыхания ткани снова пройтись резервом по этим местам;
- На шестом этапе происходит окрашивание батика.
- На седьмом этапе батик снимается с рамы и закрепляется при помощи запекания, запаривания или проглаживания.
После окончания сеанса, резерв нужно выдуть обратно в емкость и прополоскать трубочку в бензине, иначе остатки резервирующего вещества затвердеют, и инструмент будет не пригоден для дальнейшего использования. Готовую работу хорошо оформить в раму с широким паспарту.
Интересный эффект получается от нанесения крупной соли на влажную окрашенную ткань – она оставляет белесые разводы, впитывая в себя часть краски. Иногда, мастера батика умудряются создавать интересные композиции, пользуясь исключительно этим приемом, даже без использования резерва.
Выбор ткани для росписи
При выборе ткани стоит учитывать особенность техники при росписи: после нанесения рисунка его закрепляют горячей температурой. Соответственно синтетические ткани не стоит брать для таких изделий, а хлопок может выдержать максимальную температуру утюга. При сильном желании можно взять ткань с небольшим процентом синтетики и утюжить на меньшей температуре, но дольше по времени.
Ткани, на которые стоит обратить своё внимание в первую очередь:
Натуральный шелк – атласная ткань с нежной бархатистой изнанкой и очень гладкой и приятной лицевой стороной. На эту ткань краска ложится очень хорошо, обретает более яркий оттенок и может переливаться разными тонами при определённом освещении. С атласом нужно быть осторожным, так как он нежный и на нём легко остаются затяжки.
Маки на шелке
Крепдешин (натуральный) – он не так блестит, как атлас, но очень плотный и цвета на нём выглядят так же ярко.
Цветы на черном крепдешине
Шифон – тоже прочная ткань, но цвет акриловой краски становится менее ярким, а более воздушным и прозрачным. На ощупь довольно фактурный.
Роспись на шифоне
- Жаккард (натуральный) – имеет общие черты с атласом и крепдешином, но всё же больше общих характеристик с атласом.
- Шелковый бархат – характерен фактурой и глубокой, яркой передачей цвета.
Синие цветы на черном фоне
Хлопок, лён – отлично смотрятся в эксплуатации и считаются самыми практичными для росписи акрилом.
Маки на льне
Идеи для росписи
Принты акриловыми красками – выполнение
Самым надежным методом создания оригинальной вещи является окрашивание акриловыми колерами. Можно применять разнообразные способы нанесения красок.
Копирование рисунка с бумаги
Быть художником для создания шедевров в данной случае не нужно. Достаточно обладать аккуратностью, чтобы четко обвести рисунок на ткани. Его распечатывают на принтере, делая контуры жирными, темными (иначе их не будет видно через ткань). Далее вещь натягивают на картон или лист фанеры, подкладывают между слоями выбитый рисунок, фиксируют булавками, обводят чертеж простым карандашом или специальным маркером для материи. После можно приступать к прорисовке изображения красками.
Рисование по ткани от руки
Если есть художественные способности и фантазия, можно выполнить рисунок без шаблона, вручную. Профессионалы работают непосредственно красками, новичку лучше вначале нарисовать контуры простым карандашом. Особенно хорош данный способ, если предполагается некоторая легкость, небрежность в картинке.
Нанесение по трафарету
Трафареты реализуются в специализированных магазинах в большом количестве. Очень удобно пользоваться данной методикой, если надо многократно копировать один и тот же рисунок (форма для команды, салфетки и т.д.). Трафарет прикладывается к ткани, фиксируется булавками, скрепками и обрисовывается красками.
Трафаретная печать
Применяется для создания сложных рисунков, многоцветных изображений. Метод предполагает использование особой краски и сеток для трафаретной печати, также потребуются валик и иные инструменты. Лучше отдать изделие в мастерскую, где все работы будут выполнены качественно.
Разновидности и применение штемпельных красок
Способы росписи по ткани
Простейший батик
Батик. Расплавленный воск наносится с помощью кисточки или аппликатора на ткань, чтобы препятствовать смешению красок. После наносится роспись (либо ткань полностью опускается в краситель), краски при этом затекают в трещины воска, образуя фантазийные заломы и трещины.
Картина выполненная росписью по шелку
Роспись по шелку. При этой методике красители и краски наносятся на растянутый на подрамнике шелк. После применяется резервирующий состав. Роспись часто напоминает акварельную живопись. Для того чтобы добавить фактуры, применяется соль или брызги спиртом по влажной окрашенной поверхности. Получаются интересные разводы или текстура.
Примеры марблинга
Марблинг. От англ. «Marbling», что значит «мраморность». При такой технике краски сначала покрывают воду в ванной или плоской посудине (образуя узор или рисунок), а после отпечатываются на ткани.
Принт, тиснение. При этой технике краска наносится на штапм (вырезанный в виде любой формы) и отпечатывается на поверхности ткани.
Шелкография
Трафаретная печать, или шелкография. Способ печати с помощью тонкого сита, закрепленного в деревянной раме. Чернила продавливаются через трафарет на сетку и отпечатываются с помощью резинного валика на ткань.
Примеры солнечного принта
Солнечный принт. На ткань наносится специальная краска, делающая ткань светочувствительной. Сверху на ткань располагается любой предмет или трафарет. Под действием солнечного света краска начинает проявляться там, куда падают лучи света. А в местах, где были трафареты, ткань остается неокрашенной. Есть светочувствительные красители, которые реагируют не на солнце, а на электрическую лампочку, что делает роспись в такой технике доступной в любую погоду.
История возникновения
Местом зарождения ручной росписи по ткани является остров Ява. Само обозначение «батик» в дословном переводе значит «восковые капли». Представляемая техника росписи известна индонезийскому народу с давних времен. Многие из них до сих пор украшают свою одежду, костюмы родственников и тканевые предметы быта уникальными рисунками.
В принципе человечество с давних пор занимается созданием изображений на тканевых полотнах. Различные способы нанесения красящего материала на ткань были известны в Шумере, применялись в Японии, Перу
На Шри-Ланке и в некоторых частях африканского континента технике нанесения красок на ткань уделяли особое внимание
Несмотря на то что технология нанесения изображений на материю была знакома разным народам, индонезийские мастера первыми сумели постигнуть множественные тонкости техники и достигли небывалых высот в работе по окрашиванию материи. За короткий промежуток времени они сумели превратить обычное комнатное ремесло в целое направление искусства.
На составление изображения одного полотна мастера тратили ни один месяц. Некоторые достаточно сложные рисунки создавались художниками несколько лет. И это никак не связано с ленью мастера. В основном все завязано на многоступенчатых этапах подготовки основного материала. Для начала его необходимо было вымочить, после чего прокипятить. Белоснежную ткань, которую чаще всего использовали для создания шедевров, требовалось отбелить. Затем на ткань наносился набросок, по контуру которого проходила обработка восковым составом.
После его высыхания художник мог приступать к созданию красочных шедевров. Последним этапом работы была сушка полотна. По причине длительного и кропотливого процесса создания рисунков расписную одежду изначально носили только аристократы и представители знатных семей.
Мастера острова Ява не хотели, чтобы техника рисования по ткани спустя несколько десятков лет оказалась забытой. По этой причине они передавали секреты творческого ремесла своему потомству. Творческие яванцы даже проводили эксперименты, пытаясь воспроизвести одинаковые рисунки на идентичных видах ткани. Только из этого ничего не вышло. Готовые работы имели схожие черты между собой, и все же была четко видна разница исполнения рисунка разными людьми.
В те давние времена начинающие мастера батика изначально использовали растительные орнаменты, исполнение которых не требовало особого труда. Набравшись опыта, задачу росписи по ткани следовало усложнять изображениями с геометрическими узорами, а затем приступать к исполнению сюжетных линий из мифологических историй.
Даже в приданном будущей невесты должна была находиться хотя бы одна вещь, оформленная при помощи техники батик. Это могли быть занавески, панно, любые элементы гардероба. И с тех давних пор, это правило практически не изменилось.
На сегодняшний день у индонезийского народа особой популярностью пользуется предметы гардероба, расписанные вручную. Из-за повышенной востребованности одежду стали изготавливать для реализации с целью получения прибыли
Важно отметить, что в XVII век, батик начал экспортироваться с Явы в страны Европы. Европейцы по достоинству оценили способ нанесения изображений на ткань и для упрощения работы мастеров изобрел специальный агрегат – батик-штифт
Он помогал держать воск в жидком виде длительный промежуток времени.
А уже в 1801 году было создано автоматическое устройство с перфокартами, благодаря которому человек мог создавать полотна с готовыми эскизами изображений. Такой прорыв сыграл серьезную роль в истории батика, потому техника исполнения стала стремительно подниматься по ступеням ремесла, а максимальный пик популярности в странах европейского континента приобрела в XIX веке.
Свободная роспись
Техника холодного батика
Акриловые чудеса
Как самому сделать принт на футболке, если нет принтера для печати макета? В этом случае подойдёт второй способ создания эксклюзивных изображений на одежде. Помогут вам художественные навыки или специальный трафарет. Если вы не отличаетесь особым умением рисовать, вряд ли получится создать сложный эскиз, но долю креатива внести в свой гардероб по силам каждому.
Принт на ткани своими руками получится только специальными акриловыми красками. Работать с ними не совсем просто, так как нужно соблюдать определённую скорость и технологию:
- краска сохнет в течение 15 минут, позже что-то исправить будет невозможно;
- наносить нужно тонкий слой, иначе рисунок не просохнет и может смазаться.
Если чётко соблюдать инструкцию, то сложностей возникнуть в данном процессе не должно.
Как сделать принт:
- необходимо подготовить трафарет с изображением или текстом;
- тщательно отутюжить футболку или другую вещь, которую планируете украсить;
- подложить твёрдую основу;
- заполнить трафарет акриловой краской с помощью губки;
- при необходимости провести коррекцию рисунка кистью;
- спустя 24 часа проутюжить вещь через тонкую ткань.
Если у вас есть талант и вы увлекаетесь творчеством, то можно выполнить оригинальный рисунок с помощью обычной кисти для рисования.
Рисунок в узелковой технике
Узелковая техника по своей сути является разновидностью батика. Главное отличие от традиционной росписи по ткани в том, что в качестве резерва (вещества, которое отделяет один цветной фрагмент от другого, не давая краскам смешиваться) используется не специальный клейкий раствор, а ниточки, веревочки и жгуты.
С помощью ниток на ткани фиксируются узелки разных размеров, которые опускаются в краску. В результате краска заполняет только тот фрагмент, который отделён нитками, и расходится красивыми «лучиками» по заломам на ткани.
Сделать узелки достаточно просто. Нет никаких шаблонов и специальных правил, ткань можно складывать и перевязывать на своё усмотрение. Главное, определиться, насколько большими или маленькими будут цветные фрагменты, и тщательно отделить один от другого с помощью ниток или веревочки.
Нитки лучше брать белые, чтобы они не полиняли во время окрашивания. Конечно, это может дать дополнительный элемент декора, но может и испортить всю задумку.
Помимо ниток, часто используют пуговицы и камешки, которыми заполняют тот или иной фрагмент ткани, чтобы краска легла интереснее.
Узелковое окрашивание выполняется поэтапно.
Подготовка
Первый этап заключается в выборе ткани и её предварительной подготовке. Батик наносится на хлопчатобумажные, шелковые или шерстяные изделия; цвет предпочтителен белый. В зависимости от задумки перед завязыванием узелков можно нанести на футболку брызги, полоски, пятна или рисунки.
Формирование узлов
Второй этап самый важный. От этого зависит, каким в итоге получится рисунок. После скручивания ткани определённым образом и завязывания узлов можно получить круги, цветы, полосы, а можно сделать их произвольно, и тогда рисунок будет непредсказуемым и своеобразным.
Заполнение узлов цветом
Третий этап подразумевает выбор способа окрашивания. Самый надёжный заключается в поочерёдном опускании узелков в ёмкости с кипящей окрашенной водой. Этот способ гарантирует проникновение краски во все слои ткани и даёт эффект перетекания одного цвета в другой.
Самый быстрый – это использование аэрозольной краски. Для стойкого эффекта достаточно лишь распылять её на фактуру ткани в течение нескольких секунд, но есть риск, что узел прокрасится не полностью.
Самый долгий и затратный по материалам, но и самый красивый в результате способ – использование чистой краски. Если хочется плавных и мягких переходов, узелок нужно смочить, прежде чем окунать его в краску. Если в приоритете яркий, насыщенный орнамент, ткань футболки можно оставить сухой. Итак, для окрашивания футболки чистой краской в первую очередь определитесь с цветами вашей будущей футболки, разложите их в формочки и разведите небольшим количеством теплой воды.
Затем приступаем непосредственно к окрашиванию футболки. Берем шприц, набираем в него раствор и начинаем выдавливать раствор на футболку.
Закреплении краски
Когда изделие высохло, его нужно прогладить утюгом через тонкую ткань без рисунка, так краска лучше закрепится и дольше продержится.
Пятый этап заключительный. Он необязателен, но тем не менее, не стоит его пропускать. Узелковая техника требует использования большого количества краски, которая может начать вымываться при первой стирке. Чтобы этого не произошло, через сутки после закрепления краски футболку нужно смочить и сполоснуть в проточной воде, вымывая лишнее количество акрила. После этого изделие готово к носке и стирке вместе с другими вещами.
Горячий батик
Функцию резерва в батике, который называется горячим, выполняет расплавленный воск. Этот метод росписи на ткани в применении менее трудоемок, чем предыдущий способ. Он не требует повышенной аккуратности, а работа занимает меньше времени. Чтобы расписать платок или платье в этой технике, для нанесения расплавленного воска потребуются специальные инструменты.
Материалы, краски, ткань
Для работы в этой технике помимо эскиза будущего рисунка понадобится чантинг, представляющий собой небольшой медный резервуар с несколькими носиками и ручкой. Восковую смесь можно купить или приготовить самостоятельно из сосновой или даммаровой смолы, парафина, пчелиного воска.
Чантинг и кисточки с воском
В работе следует использовать краски на основе анилина и акрила. Однако новичкам рекомендуется выбирать последний тип красителей. Анилиновые краски больше подходят опытным мастерам. С помощью этого способа можно расписывать хлопчатобумажные, вискозные, льняные, шерстяные ткани.
Порядок работы
Чтобы нанести на платье, футболку или палантин рисунок этим способом, нужно:
- Натянуть выстиранное и высушенное изделие на раму или пяльца.
- Перевести на полотно рисунок.
- Участки, которые по задумке не подлежат окрашиванию, с помощью чантинга обработать расплавленным воском и дать ему полностью высохнуть.
- Залить материю красителем.
- После полного высыхания краски удалить воск. Для этого на окрашенную область нужно положить лист бумаги и прогладить его. После этого заменить его новым и повторить манипуляцию. Делать это следует до полного исчезновения воска.
- При необходимости окрашенные участки покрыть новым слоем воска, а светлое пятно покрасить другим цветом. Цикл необходимо повторять до тех пор, пока не получится необходимое сочетание оттенков.
Трафареты в росписи по ткани
Рисование с помощью трафарета отлично подходит для людей, которые совершенно несильны в изобразительном искусстве, но хотят нанести не абстрактный рисунок, а какой-то конкретный. В этой технике нужна жесткая кисточка для нанесения краски. Трафарет можно приобрести в магазине для творчества, он представляет собой самоклеящуюся бумагу с вырезанными областями рисунка.
Необходимо аккуратно поместить трафарет на поверхность ткани, предварительно положив её на ровную поверхность. Если рисунок детализирован, нужно хорошо придавить мелкие детали, чтобы краска не затекла в те места. Кисточки могут варьироваться в размере в зависимости от размера прокрашиваемых зон. Не нужно брать много краски на кисть, чтобы она не затекла под трафарет.
В зависимости от ткани ей нужно время для высыхания. Отклеивать шаблон надо аккуратно для избежания повреждений. Потом рисунок нужно закрепить термальной обработкой утюга через бумагу или хлопок.
Трафарет для росписи по ткани
Подходящая ткань
Критерии выбора подходящей краски и ткани
Как свет, значение и образец влияют на складки ткани
Распределение света на ткани
Каждая морщина или складка имеет тот же самый основной пролом света и тени.
На изображении выше я указал основные моменты (самый сильный свет), средние светлые или средние тона, сформировал тени (самая темная область в тени) и отраженный свет (вторая самая темная тень, которая сидит на краю складки ). Внимательно изучите этот образ и начните искать шаблоны в ваших складках ткани, поскольку это отклонение в свете повлияет на то, как вы изображаете ткань на странице. По существу, каждая складка представляет собой небольшой цилиндр с подсветкой и средним тоном, формирует тень и отраженный свет.
Сильный источник света помогает вам значительно различать различия в значениях. Диффузный свет устраняет определенные тени и блики, создавая очень тонкие сдвиги в тонах.
Ценности
Ценности играют решающую роль в создании визуальной иллюзии на плоской поверхности. Фотография слева имеет оригинальный цвет. Фотография справа отделяется от цвета, раскрывая значения
Обратите внимание, как этот яркий цвет меняет наше восприятие ценностей. В изображении в градациях серого вы можете четко видеть тональные переходы
Шаблон
Если вы новичок, избегайте рисования ткани с рисунком. Он может обмануть или сбить с толку слишком много деталей и кривизны. Если вы более продвинуты и уверены в этом, вы можете попробовать рисовать узорную ткань. Помните, что узорная кривая вокруг округлости формы и складок, части рисунка появляются и исчезают с складками.
На что обратить внимание?
Учтите несколько рекомендаций и правил по окрашиванию ткани акрилом. Они позволят получить красочное, несмываемое изображение:
- На рабочую поверхность (стол, пол и т. д.) нужно положить непроницаемую бумагу или плёнку и уже на ней расположить материал для покраски.
- Рекомендуется использовать только качественные фирменные разбавители.
- Следует подобрать заранее несколько цветов так, чтобы при нанесении один плавно перетекал в другой.
- При трафаретной печати рисунки наносятся в несколько слоёв. Каждый последующий накладывается, когда высохнет предыдущий. При окрашивании можно использовать ватный тампон или спонж.
- Действует правило – от светлого к тёмному, что касается оттенков. Каждый следующий слой будет темнее.
- Тонкие линии рекомендуется прорисовывать кистью с натуральным мехом, а толстые – с искусственным.
- Желательно, чтобы слой нанесенной краски не был чересчур плотным, толстым, иначе на изображении в скором времени образуются трещины.
- После полного высыхания (около 24 часов) рисунок закрепляется теплом. Через ткань изображение проглаживается утюгом в течение 5 минут.
- Через 48 часов изделие можно стирать, желательно в деликатном режиме, при температуре 30-40 градусов.
- После полного высыхания краска не смоется и не сотрётся, поэтому, если произошли какие-то огрехи, нужно их замаскировать элементом декора или той же краской, но не пытаться оттереть высохшую.
Если вы планируете долго пользоваться изделием с рисунком, соблюдайте несколько несложных правил:
- не используйте отбеливатель при стирке;
- режим стирки должен быть деликатным, скорость оборотов при отжиме – небольшой;
- температура воды должна быть 40 градусов и ниже;
- лучше всего стирать такие вещи руками, сильно не тереть и отжимать очень аккуратно.
Подготовка ткани
Особых приготовлений или термической обработки материала перед нанесением рисунка на ткань не требуется. Тем не менее, необходимо чётко следовать инструкции:
- Стирается ткань. Даже если цель красивой росписью замаскировать неотмытое пятно, остальная поверхность должна быть чистой. Посторонние вкраплений могут не только испортить структуру рисунка, но и отвлечь во время деятельности.
- Тщательно проглаживается утюгом основа для росписи — никаких неровностей быть не должно, иначе этот факт обязательно отразится на окончательном результате. Лучше всего прогладить материал в два подхода — так надёжнее.
- Аккуратно раскладывается ткань поверх клеёнки. Следует следить, чтобы защита для стола полностью покрыла площадь ткани. Так мебель гарантированно останется целой и невредимой.
Японские идеи
Стойкие красители природного происхождения
Синтетические красители можно заменить природными. В домашних условиях ткань хорошо поддается окрашиванию:
- луковой шелухой;
- кофе;
- черным чаем;
- ягодами (бузиной, черникой, ежевикой);
- апельсиновой цедрой;
- зеленью (шпинатом, шалфеем, ракитником, толокнянкой, чистотелом, полынью);
- красной свеклой;
- зеленкой;
- шелухой от кедровых орехов;
- куркумой;
- дубовой корой.
Окрашивать ткань натуральными красителями следует так же, как и анилиновыми красками. Только не нужно варить изделие в кипящей воде, достаточно подержать его в красящем растворе, нагретом до 50–60 градусов. Для закрепления пигмента рекомендуется 20–25 минут подержать окрашенную вещь в 1-процентном растворе железоаммониевых или алюмокалиевых квасцов, бихромата калия, сернокислой меди или двухлористого олова, после чего прополоскать ее в уксусе, разведенном водой.
Краска для окрашивания ткани разных производителей
Краски российского производителя «Батик-Акрил» являются более бюджетными, но слишком меняют жесткость тканей. Более щадящим вариантом для полотна будут краски иностранных фирм-производителей. Все они имеют пометку «Silk» и используются для росписи шелка. Если на краске вы обнаружите пометку «Textile», то это говорит о том, что данные материалы предназначены для плотных тканей. Для трафаретного окрашивания хорошо подходят краски «Декола» российского производителя. Все вышеперечисленные варианты закрепляются на ткани при помощи проглаживания утюгом. Температура и длительность процедуры будут зависеть во многом от типа ткани.
Акриловые краски
Технология росписи акрилом
Выбираем подходящую материю
Особых ограничений по выбору ткани для росписи акриловыми красками не существует. Это может быть и плотный текстиль, и нежный шёлк. Но следует не забывать о том, что прокрашенные места будут иметь более плотную текстуру.
В зависимости от желаемого результата подбираются краски акриловые по ткани определённого вида:
- маркировка «Silk» означает, что краситель не будет значительно менять жёсткость ткани. Поэтому с её помощью можно наносить рисунок по ткани своими руками: на шёлк, шифон, тонкий батист;
- указатель «Textile» информирует о том, что краска подходит для плотных полотен, кожи, замши.
Читайте про: ткани для пэчворка.
Виды
Батик – это общее наименование техники нанесения разнообразных изображений на ткани, предполагающее под собой несколько способов исполнения, от которых зависят используемые предметы и шаги работы. Особенность каждого отдельного вида батика заключается в том, что первый способ идеален для работ с синтетической материей, другой незаменим для создания шедевров на шелке. Чтобы начинающий мастер разобрался в тонкостях и нюансах работы, предлагается внимательно изучить каждую отдельную разновидность техники росписи.
Горячий батик
При данном способе используется резервирующий состав, приготовленный на основе воска. Его наносят на ткань чантингом. Он проникает глубоко в волокна материи и быстро высыхает, тем самым создается прочная граница, за которую не сможет растечься красящий состав. Сам воск, используемый для окантовки изображений, предварительно расплавляется. Красящие составы наносятся в несколько слоев, чтобы цветовая гамма рисунка получилась яркой и насыщенной.
Последним этапом работы является удаление резервирующей массы. Горячий способ исполнения рисунка в большинстве случаев применяется для росписи хлопчатобумажной материи.
Холодный батик
Подходящий способ для создания декоративных изображений на шелке. Для качественной работы необходимо использовать красящие вещества, изготовленные на основе анилина. Резервирующий состав, применяемый для холодного способа, может быть густым или жидким.
Густая консистенция говорит о том, что основой его состава являются резиновые элементы. В жидковатом резерве основой является бензиновый компонент. При этом густая масса хранится в тюбиках с тонким носиком, через который происходит нанесение вещества на контур рисунка. Жидкое вещество разливается по ткани при помощи специальной стеклянной трубки.
Свободная роспись
Данная разновидность батика широко применяется на натуральном шелке и тканях из синтетических волокон. В качестве красящих составов мастера применяют масляные краски либо красители, изготовленные на основе анилина.
Узелковый батик
Довольно интересный и весьма распространенный способ исполнения необычных изображений на ткани. Материю завязывают в несколько узелков, каждый из которых последовательно перевязывается нитью. Поверх наносятся красящие вещества. После полного высыхания нитки срезаются, а узлы развязываются.
Шибори батик
Представляемый способ исполнения необыкновенных изображений на ткани сможет использовать любой человек, даже не имеющий художественной жилки, хотя творческие нотки присутствует в каждой индивидуальной личности.
Подготовленный материал изначально мнется, после скручивается, затем перетягивается и сматывается. После этих манипуляций полотно погружается в красящий состав. Развернув ткань после высыхания, исполнитель работы наверняка потеряет дар речи. Подобным образом можно окрашивать любые тканевые материалы, одежду, сумки и многое другое.