Узоры-обереги у славян

Зооморфные мотивы в славянской вышивке

Птица в традиционных узорах славянской вышивки является посредником между землей и небом, посланником светила, призванным охранять здоровье женщины и ее потомства. Поэтому птицы являются неизменным атрибутом обрядовых полотенец, в особенности свадебных.

Голубь – христианский символ непорочной чистоты и святости, посланник божий.

Ласточка – тоже светлый чистый образ, предвестник весны, пробуждения, добра, домашнего уюта и счастья.

Соловей и кукушка в традиционной вышивке встречаются сидящими на ветке калины, чаще всего они ассоциируются с мифологическими братом и сестрой либо с женихом и невестой.

Петух – священный мужской знак. Петух издревле почитался как священная птица Солнца. В качестве символа мужского начала он частый элемент в охранных узорах на свадебных рушниках, но только в том случае, если он вышит красными или светлыми нитями. Черный петух вышивался на других обрядовых полотенцах как знак смерти и потустороннего мира, символизирующий воскрешение из мертвых и вечный круговорот в природе.

Утка и курица – защитные символы, встречающиеся на домашних полотенцах и скатертях, служащие защитой от раздоров, ревности, обеспечивающие плодовитость в семье. Парные изображения птиц можно встретить на свадебных нарядах — они означали жениха и невесту, переплетенные в орнаменте с квадратами и колосками несли пожелания долгого, счастливого брака, благополучия и многочисленного потомства.

Лебедь – символ преданности и любви, элемент обрядовой свадебной вышивки.

Павлин – благодаря десятку «глаз» на хвостовом оперении, эта птица издревле символизирует мудрость, еще она выступает знаком бессмертия, изобилия и плодородия. А вот самочка павлина, пава, означает пожелание семейного благополучия.

Ворон – вечный перунов спутник, помогающий приобрести мудрость и знания. В защитной вышивке этот знак помогает избежать физического, негативного воздействия, ведь «умный в гору не пойдет…».

Бабочка почти у всех народов ассоциируется с душой человека. Еще древние греки изображали олицетворение души, Психею, в образе бабочки или прелестной девушки с крыльями этого насекомого за спиной.

Конь – оберег для путников, защита от зависти и злословия. Поэтому часто встречается в орнаментах вышивки бытовых полотенец.

Бык – древний символ достатка, используемый для привлечения денег и успешного торгового промысла.

Важенка (олениха, лосиха) – символизирует богинь плодородия Рожаниц.

Сокол – огненный знак Солнца. Часто летящий сокол изображается в виде трезуба.

Крест

Крест — это один из наиболее древних знаков. Он символизирует две противоположности — женское и мужское начало. Именно этот знак встречается почти во всех культурах. В зависимости от изображения, символ может толковаться абсолютно по-разному.

Крест в круге — это символ жизни. Он также демонстрирует движение солнца по небесному пространству. Его начали изображать во времена верхнего палеолита. Особую популярность он получил в эпоху неолита и бронзового века.

Стоит отметить, что крест появился задолго до христианства. Он имитировал орудие для добычи огня. Со временем он стал символом небесного светила — солнца. Он также рассматривается, как знак бессмертия. У язычников крест был своеобразным оберегом, который защищал его владельца со всех четырех сторон. Его наносили на украшения, одежду и рисовали над входом в дом.

Различие узоров в разных регионах

Каждый регион России имеет свою историю росписи, вышивки, узоров и орнаментов. Рассмотрим русский народный узор (картинки некоторых будут представлены ниже) по некоторым видам и местностям:

  • гжельская роспись – характерна синяя и белая цветовая гамма в рисунках, которые делаются на керамических, фарфоровых изделиях;
  • роспись, которой славна деревня Жостово, на металлических подносах;
  • очень интересна хохломская роспись различными узорами, для нее характерен золотистый цвет (также есть красный, желтый и оранжевый);
  • помимо этого, во многих регионах изготавливали свои, особые игрушки (дымковская, каргопольская, старооскольская), каждая из которых имела свой, неповторимый узор в росписи;
  • также очень известны павловопосадские шали, которые выполняются в красных и черных цветах, с цветочными узорами.

И это даже не все известные промыслы, где применяется русский народный узор.

Свастика

Свастика использовалась абсолютно во всех уголках нашей земли. Ее рисовали на оружии, бытовых предметах и одежде. В древнерусских орнаментах свастика встречается необычайно часто. Она включает в себя почти все мотивы. Она символизирует движение жизни, счастье, достаток, благополучие и удачу. Помимо этого, она рассматривается как знак всей галактики.

Стоит отметить, что свастика делится на два подвида — левостороннюю и правостороннюю. В разных странах это играет немаловажную роль при трактовании ее значения. Например, в Китае вращение по часовой стрелке символизирует мужскую энергию, а против нее — женскую. В древнерусском орнаменте свастика использовалась как оберег. Ее вышивали на одежде и рисовали на стенах дома.

К сожалению, с прошлого века и до сегодня свастика наиболее часто ассоциируется с Адольфом Гитлером и идеологией нацизма. Стоит отметить, что из-за этого в некоторых странах этот знак является запрещенным.

«Бабки» и «Петьки»

Та самая бабка. /Фото: ljrate.ru.

Сегодня название денег «петьки» уже не используется, а вот слово «бабки» отлично известно всем соотечественникам. Оба жаргонизма в русском языке появились еще в XIX веке и означают деньги. Такое название прилипло к товару с абсолютной ликвидностью благодаря денежным знакам с портретами Екатерины II и Петра I. Обе купюры были очень крупные. Та что с Екатериной и вовсе оценивалась в 100 рублей. В XIX веке это огромные деньги. На 100 рублей можно было купить 6 молочных коров.

Однако такое объяснение далеко не всем исследователям кажется убедительным. Главная причина для сомнений — отсутствие зафиксированных примеров употребления слова бабки для обозначения сугубо сторублевых купюр и больше никаких других. Ассигнации с портретом Екатерины назывались катьками, это засвидетельствованный факт.

А вот бабками уже с XIX столетия, сколько можно судить по дошедшим до нас упоминаниям, называли любые деньги: и бумажные, и монеты, и крупные, и мелочь… Это слово использовалось в жаргоне воров и мошенников, в языке офеней. И повсюду оно выступало с обобщенным значением, поэтому версия с Екатериной II кажется сомнительной.

Колористика в обережной вышивке

Несмотря на то, что вышивка у нас славянская, однако понятие энергий в ней сходное с понятиями, приятными у йогов. По крайней мере, это касается 7 энергетических областей человека, так называемых чакр.

  • Красный цвет вышивки отвечает за нижнюю чакру, которая обеспечивает функционирование опорно-двигательного аппарата, прямой кишки и мочеполовой системы. Считается, что эта чакра находится в районе копчика.
  • Оранжевый цвет дает положительную энергию чакре полового влечения и почек, которая находится чуть ниже пупка.
  • Желтый цвет обогащает чакру центра энергии жизни и органов брюшной полости, она расположена в районе солнечного сплетения.
  • Зеленый цвет отвечает за сердечную чакру, которая контролирует также эмоциональное состояние человека, работу позвоночника, легких, рук и, разумеется, сердца.
  • Голубой цвет относят к горловой чакре, которая несет ответственность за органы слуха, дыхания, кожу, горло, способности к творчеству.
  • Синий цвет предназначен для зоны «третьего глаза», несущей ответственность за мыслительную деятельность человека.
  • Фиолетовый цвет связывает нас с Высшими Силами, эта чакра расположена в районе темечка.

Существует еще другая символика цветов в традиционной славянской вышивке, в ней:

  • белый цвет ассоциируется с белым светом, чистотой и святостью, иногда с трауром,
  • красный и его оттенки соотносится, разумеется, с цветом животворящей крови и огня, самый сильный и наиболее часто встречающийся цвет в нашей вышивке,
  • зеленый цвет также имеет отношение к жизни, потому что ассоциируется с растительностью,
  • черный цвет – это цвет почвы, матушки Земли, а также знак смерти и траура,
  • золотой цвет вызывает прямую ассоциацию с цветом солнечного диска,
  • синий символизирует энергетику неба и воды,
  • фиолетовый практически не встречается в славянской вышивке.

Защитные орнаменты одежды для деток выполнялась только в красном цвете, когда ребенок взрослел, в вышивку на его одежде добавляли другие цвета, считая, что отрок уже набрал достаточное количество собственной силы.

Одевая на себя одежду с защитными орнаментами определенного цвета, мы усиливаем те или иные чакры, закрываем с ее помощью энергетические прорехи в своем физическом и духовном здоровье. Но не все так просто, много зависит от символов, входящих в состав узора вышивки. Давайте попробуем в них разобраться.

Геометрические мотивы в обережной вышивке

Колокрес (крест, заключенный в круг) – призван служить преградой от злых сил и негативных воздействий, отражению зла, преградой, защитой.

Круг – женское животворящее начало, плодородие, материнство, изобилие.

Квадрат или ромб – мужской знак, символизирующий власть, силу, мужественность. Это символ вспаханной (пустой квадрат) или засеянной (оплодотворенной) пашни (с точками внутри), несущей плодородие. Этот знак в узорах вышивки может выступать в виде переплетенных темных и светлых квадратиков, усиленных поперечной и продольной штриховкой.

Спираль – знак неразрывности, вечности, мудрости. Вышивался для защиты от негативных физических воздействий.

  • Синяя или фиолетовая спираль открывала тайны и сокровенные знания, придавала мудрость.
  • Красная, белая или черная спираль служила мощным оберегом от потусторонних сил.

Существуют трактовки спирали как образа мудрой змеи.

Волнистая линия – водный символ со всеми «вытекающими» последствиями, тут вам начало и конец жизненного пути, тут вам способность человека преодолевать любые препятствия, способность подстраиваться под сложившиеся обстоятельства. Часто волнистые линии можно встретить на вещах, которые вышивали для покойников, ритуальных рушниках, облегчающих переход умершего по реке жизни в царство мертвых.

Треугольник – символизирует фигурку человека, его взаимоотношения с сородичами, говорит о его обеспеченности, браке, защите, потомстве.

Равнолучевые звезды – солярные знаки. С точки зрения наших предков это одни из самых сильных обережных символов, несущие волю, верность, силу, честь, разум, чистоту помыслов и покровительство богов Прави. Звезды с искривленными лучами избавляли от опасностей и болезней, приносили удачу и помогали получить знания. Часто солярные символы вышивали шерстью.

Полумесяц (луна) – знак одержанной победы и власти, защита от ворожбы, этот знак для обеспечения защитных свойств и получения скрытых знаний часто вышивался шерстью.

Решетка (Крада) – огненный знак жертвоприношений или погребального костра.

Тату славянские: история

К сожалению, узнать наверняка, использовали ли наши предки нательные изображения невозможно, так как ни одно из древне славянских захоронений не сохранилось на должном уровне. Если поверить ученым, то они не отбрасывают той идеи, что обычай нанесения тату на тело у древних славян все же имел место быть. Более того, археологи систематически находят во время раскопок факты, подтверждающие эту теорию и ее правильность.

Например, в десяток веке арабский путешественник описал, что встретил народ, располагающийся вблизи реки Волга. Все его местные жители были украшены нательными изображениями растений и животных, причем татуировки были на них с ног и до головы. Бытует мнение, что эти нательные изображения носили ритуальный и обрядовый характер, служили в качестве оберега. Ученые полагают, что все эти обереги содержали в себе огромное сакральное значение и использовались лишь жрецами и волхвами, находящимися в состоянии транса. Также бытует мнение, что татуировку нужно было заслужить, дойти до определенного статуса и возраста. В тоже время нательными оберегами украшали воинов, чтобы им сопутствовала природа и удача, старики использовали татуировки для активации жизненных сил, а больные для выздоровления.

С появлением христианства языческие татуировки попали под запрет, они считались символом бесовского начала. В тоже время эта религия дала новый толчок для развития славянских татуировок, ведь теперь среди популярных нательных изображений были кресты, инициалы Иисуса Христа и прочая религиозная символика. Основная причина популярности славянских татуировок в наши дни – их огромный скрытый смысл и энергия, способная принести человеку удачу, сделать его более сильным и стойким. К примеру, исследователи нашли старцев, на телах которых изображена шахматная доска – это древний обычай, символизирующий череду темных и светлых полос, неизбежность их перемены.

Вышивание оберега

Славянская коренная традиция — вышивание оберега на ткани. Иголка и нитка, это железо и вторичный материал животного происхождения. Иголка впитывает положительную энергию, а нить вшивается в ткань, прочно завязывая скреплённую силу знака.


Древние славянские символы наносились на одеяния в виде вышивки

Рекомендации к вышиванию древнеславянского оберега.

  1. Никаких узелков;
  2. Красный и оранжевый цвет сохранит верность любимого;
  3. Предназначенный оберег для ребёнка вышивается красными или черными нитками, рисунок зверька подойдет;
  4. Школьникам нужен синий цвет, убережет от агрессивных энергетик;
  5. Для привлечения финансов и неоправданных рисков нужен зелёный цвет;
  6. Черные нити подойдут желающим забеременеть;
  7. Зелёное дерево или елочка, продлевает жизнь и хранит здоровье;
  8. Яркие букеты красных цветов будут остерегать вашу любовь;
  9. Маленькие рисунки исполнить в одном цвете на платке или салфетке.

Растительные мотивы

Растительные орнаменты в вышивках были призваны обеспечить достаток в доме, изобилие на столе и богатые урожаи в поле.

Колос – прямая аналогия с плодородием, оберег от колдунов и ворожей. Часто встречается в вышивках детской одежды, постельного белья и рушников, поскольку считается сильным домашним оберегом.

Дерево – как правило, этот символ изображали в виде елочки, призванной обеспечить долголетие. В зависимости от того, куда смотрят на ней ветви, этот символ нес либо обеспечение долгой жизни, крепкое здоровье, исцеление и вечность (ветви вниз), либо целеустремленность, агрессию, собранность и силу в преодолении препятствий (ветви вверх).

Древо Жизни – знак, несущий счастье и защиту от негативных воздействий колдовства.

Калина – мужской оберег долгосрочных отношений и любви в браке. Калину можно встретить в мережках мужских рубашек и свадебных рушников.

Рябина – аналог калины.

Виноградная лоза – светлый символ долгой счастливой жизни.

Цветок – символ очарования, мудрости, искренности, созерцания. Красный цветок подразумевал любовь, эротичность, страсть. Цветочный венок — знак любви, чистоты и невинности девушки. Наиболее распространен этот знак в свадебных рушниках.

Роза — еще один любовный знак, несущий совершенную, изящную красоту и радость. Это один из самых древних элементов защитного орнамента.

Лилия – часто встречающийся на детских полотенцах оберег непорочной чистоты.

Предисловие издателя

Издаваемые нами в настоящем альбоме, образцы древнерусского орнамента, заимствованы из миниатюр рукописей, мозаик и  стенописей церквей, икон, а отчасти с сохранившихся древних парчей, набоек и других тканей. Рисунок орнаментов с последних, т.е. парчей, набоек и других тканей, а также мозаик и стенописей воспроизведен в натуральную величину; орнамент же миниатюр и икон увеличен нами.

С № 1 до № 15 орнаменты взяты целиком из Ватиканского Минология и должны быть относимы к X веку.

№№ 15-29-XI и XII вв. взяты нами с мозаик и стенописей Киево-Софийского собора, Софийского собора в Новгороде, Спасо-Нередицкой церкви, св. Георгия в старой Ладоге, из заставок и миниатюр рукописей.

Века XIII и XIV (№№ 30-45) воспроизводятся нами с орнаментов рукописей.

Для XV и XVI вв. (№№ 46-66) материалом, кроме рукописей, служили разные ткани, хранящиеся в ризницах монастырей и церквей, а отчасти в коллекциях частных лиц.

Богатейшим же источником для орнаментов XVII века (№№ 67-213) служили многочисленные рукописи, в особенности рукопись «Призвание и венчание Михаила Федоровича на царство», стенописи Ярославских церквей и ткани того времени.

Всего на 213 таблицах в настоящем альбоме 281 орнамент.

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.

Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Значение основных узоров-оберегов

Символ предназначен для тех людей, обязанность которых защита своей территории.

  • Перунов Цвет. Ему покровительствует бог Перун, хранитель семьи, помогает сохранить здоровье, способствует достижению цели.
  • Сварожич. Символизирует Сварога. Помогает в достижении благополучия, успеха в творческих начинаниях.
  • Яровик — знак Ярила, бога Солнца. Содействует влюбленным, дарует смелость и решительность, наделяет уверенностью в себе и радостью в жизни.
  • Колядник. Символ бога Коляды, проводник в подземный мир. Подходит сильным духом людям и способствует в работе и достижении великих целей.
  • Квадрат Сварога. Наделяет выносливостью, силой, здоровьем и работоспособностью мужчин, воинов,
  • Солнцеворот. Посвящен Богу Солнца Хорсу. Оберегает от влияния внешних сил и любой беды.
  • Громовик. Символ бога Перуна помогает воинам, защитникам своей земли.
  • Сваор — знак Творца и Бога рода. Покровительствует развитию, жизни и свету в созидании для родной земли.
  • Ярило. Олицетворяет Солнце и его силу. Наделяет энергией, здоровьем и упорством в достижении цели. Хранит семейный очаг и дарует мудрость и терпение.
  • Змеевик. Посвящен Велесу — повелителю всего живого и владыке трех миров. Помогает в познании тайных знаний, обучении, достижении целей.

Другие талисманы

Для защиты себя и будущего малыша женщины пользовались символом Рожаницы.

  • Ладинец. Символ богини Лады содействует влюбленным, помогает обрести душевное равновесие и найти вторую половинку для создания семьи.
  • Рожаница. Амулет беременных женщин и рожениц для ограждения от сглаза недобрых людей, способствует рождению здоровых и крепких детей.
  • Лельник. Знак богини Лели оберегает девочек и девушек от несчастий, помогает найти хорошего жениха.
  • Свадебник. Талисман дарили на свадьбе, чтобы молодым всегда сопутствовало благоразумие, достаток и прибавление в семействе.
  • Макошь. Символ одноименной богини оказывает заступничество и помощь взрослым женщинам в сохранении домашнего очага, дарует здоровье и благополучие.
  • Алатырь. Символизирует середину мира. Покровительствует семье, мужчинам и женщинам, защищает от бед и неудач.
  • Стрибожич. Знак бога Воздуха оберегает от стихийных бедствий, помогает в работе и карьерном росте.
  • Медвежья лапа. Символ бога Велеса защищает от неудач и бед, содействует тем, кто упорно трудится, в достижении успеха и достатка.
  • Одолень Трава. Знак огненных стихий оказывает поддержку в преодолении любых трудностей.
  • Перуница. Талисман поможет сделать правильный выбор или отстоять свое мнение.

Орнаменты относимые к X веку

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

Орнаменты XI и XII веков

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

Орнаменты XIII и XIV веков

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

Орнаменты XV и XVI веков

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

  • С. Н. Писарев

    Санкт-Петербург, 1903

Виды узоров, украшающих обереги славян

Все орнаменты имели свою тематику и использовались для различных целей — сохранения духа, защиты от болезни, благополучия в семье, познания нового. Рисунки оберегов у славян имеют разнообразное изображение стихий или обстоятельств, которым покровительствовали определенные божества. Условно их можно разделить на группы, представленные в таблице:

Группа Символы
Свастические солярные символы Сварожич
Конегон
Перунов Цвет
Одолень Трава
Колард
Макошь
Круговые орнаменты Сварог
Змеевик
Светоч
Черное Солнце
Громовик
Солнцеворот
Ладаник
Колядник
Яровик
Ярило
Комбинированные узоры (разные геометрические фигуры в символах) Вихрь
Огнивец
Свадебник
Птица
Огонь Небесный
Лунница
Всевидящее Око
Перуница
Рисунки с применением абрисов фигуры человека Лельник
Рожаница
Хляби Небесные
Древнеславянские символы на основе креста и квадрата Поле
Зимний и Летний Косые Кресты
Белбог
Перекрест
Узоры с использованием звезды Алатырь
Триглав
Молвинец
Квадрат Сварога
Звезда Лады
Рисунки с применением частей тела животных или растений Мировое Дерево
Медвежья Лапа
Бычья голова

Нанесение оберегов на ткань

Издревле считалось, что вышивку, содержащую защитные знаки, не стоит заказывать мастерице. Ее должен был вышить только кто-то из кровной родни (мать, сестра, отец, брат, дочь, бабушка), либо кто-то из супругов, но только в том случае, если союз гармоничен и основан на взаимных, теплых чувствах. Причем делать это следует по доброй воле и с чистыми мыслями. Только в этом случае символы, вышитые на ткани приобретут магические свойства оберега.

Еще говорят, что во время вышивания нужно все время держать образ того, для кого предназначена вышивка, с его достоинствами, стремлениями, энергетикой и характером. Так вы сделаете привязку предмета одежды к будущему хозяину.

Существует еще одно требование в защитной вышивке. Чтобы обеспечить неразрывное течение положительной энергетики, передаваемой при помощи определенных символов в орнаменте, нельзя обрывать нити и делать узлы.

Применение русского народного узора в современной одежде

Русский народный узор на одежде периодически возвращается в моду. Известные модельеры выпускают коллекции с народными мотивами (к примеру, в 1976 году Russian Collection от Ив Сен Лорана).

В наше же время русские узоры давно в приоритете у истинных ценителей. Помимо колоритных традиционных, используют яркие цветочные (или другие народные) принты. Вспоминаются старинные узоры, которые мастерицы вышивают на одежде для своей семьи и друзей. Также наверняка можно при желании заказать подобную одежду и для себя.

Также остаются популярны изделия, которые давно заслужили признание как по качеству, так и по стилю (к примеру, павловопосадские платки).

Таким образом, русский узор просто не может уйти в небытие. Его влияние на народ неоспоримо, это его наследие, и когда-то он по праву займет полагающееся ему место в сердцах людей. Ведь старинные русские узоры поистине несут в себе гармонию и красоту, которая была известна нашим предкам. Также это и наша история, которую негоже забывать.

Мифология древней вышивки

Вышивкой, как правило, занимались женщины. Поэтому чаще всего в ней используются женские обережные символы, направленные, в первую очередь, на обеспечение плодородия и на продолжение рода. Поэтому одной из центральных фигур в традиционной славянской вышивке являются символы Богини Матери Земли – Макоши (Берегини). В подобной орнаменталистике Макошь может быть представлена разными символами, например:

солярным знаком Макоши,
в виде фигурки широкобедрой женщины,
в виде фигурки женщины, обрамленной звездами,
в виде схематичного изображения Древа Жизни в компании с огненными, солярными и лунными символами, знаками ветра, которые подчеркивали важность и равнозначность Макоши.

Единственный вариант обережной вышивки, который можно было сделать для себя самостоятельно, это был орнамент, содержащий Макошь. Оберег с изображением Матушки Земли хозяйка носила все время при себе, потому что он оберегал ее от несчастий, помогал рожать здоровых ребятишек, вести домашнее хозяйство. Богиня, изображенная на рушниках, хранила мужчину, ушедшего на войну, помогала ему вернуться домой живым и здоровым.

Макошь на вышивках всегда предстает с поднятыми вверх руками, но встречаются вышитые женские фигурки с опущенными руками. Это знак Лады, богини Любви. По левую и правую сторону от богини вышивались фигурки оленей, которые символизировали Лосиные созвездия, именно так раньше именовали созвездия Большой и Малой Медведицы.

Ангелы – более поздний символ, несущий в себе защитные функции, принятые в христианской религии.

Более подробное описание славянских символов. Обережную роспись по предметам быта вы можете увидеть в этой статье. В другой статье вы можете почитать о символике традиционной резьбы по русским наличникам.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий