Стиль общения: авторитарный, деловой, педагогический

Другие виды

Существует также несколько прочих видов общения, не входящих в вышеперечисленные категории. К ним относятся следующие:

  • Вербальное – одно из основных видов общения, осуществляемое при помощи речи. Предоставляет человеку широкие возможности, а также способность выражать свои мысли. Может относиться как к деловым разговорам, так и повседневным беседам.
  • Невербальное – включает в себя общение посредством жестов, тактильных контактов, касаний и прочего. Например, кивнуть головой или помахать на прощание рукой.
  • Деловое – относится к карьерному росту и профессиональным делам. Человек пытается завести деловое знакомство или удачно осуществить переговоры.
  • Воспитательное – общение, посредством которого один человек пытается оказать существенное влияние на другого. Примером можно считать процесс воспитание ребенка родителем.
  • Личностное общение – в отличие от делового не относится к профессиональной сфере. Люди могут интересоваться мнением или настроением друг друга, ради собственных целей и поддержания личных отношений. К примеру, можно привести дружеские или семейные отношения.

Классификация по Е.И. Рогову

Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное

В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

Манипулятивное

Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель – аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

  • активное – управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип – быть главным везде и управлять всеми;
  • пассивное – манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа – не раздражать окружающих;
  • соревновательное – для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка – побеждать любой ценой;
  • безразличное – манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.

Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

Диалогическое

Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

  • настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
  • доверие к собеседнику без оценивания его личности;
  • участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
  • в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
  • общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.

Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

Демократический стиль общения педагога

Принято считать, что наиболее эффективным и приемлемым является демократический стиль общения педагога. Главной чертой данного стиля является широкий контакт с детьми, общее проявление уважения и доверия, при этом сам педагог налаживает максимальный эмоциональный контакт со своими воспитанниками и никоим образом не подавляет их индивидуальность. Общение с детьми в данной ситуации также выражается частыми позитивными оценками, отсутствием реальных наказаний, строгости.

Данный стиль сложен тем, что он требует соответствующей отдачи со стороны самих воспитанников, без которой реализация желаемой атмосферы взаимного уважения не бывает возможной. Во многом все зависит от того, умеют ли дети правильно воспринимать свои ошибки и как они нацелены на различные формы совместной деятельности. Чаще всего, работа «демократичного» педагога нацелена стимуляцию мотивации детей к познанию, вызывает исключительно позитивные эмоции и тем самым лишь поощряет тягу к знаниям. Обучение у подобного преподавателя формирует понимание ценностей взаимоотношений, взаимоуважения и коллективных работ, формирует чувство уверенности в себе у детей.

перейти наверх

Эти глаза напротив

Также хорошо можно распознать эмоции и намерения человека по глазам. Это лучше всего знают мужчины, которые при знакомстве сразу оценивают то, как собеседник смотрит на него. Более того, по взгляду можно определить социальный статус, наличие и отсутствие проблем и даже состояние здоровья человека. К примеру, студент за неделю перед стипендией, бабушка с минимальной пенсией и мать-одиночка смотрят на мир примерно одинаковыми глазами. С грустью. Тогда как успешный бизнесмен взирает на окружающих уверенно, смело. Такое же выражение глаз можно встретить у ребенка, который растет в полной семье. У него нет проблем, и в будущее подрастающий человек смотрит с оптимизмом.

Если говорить более конкретно, то взгляд собеседника, в зависимости от ситуации, бывает:

  • Светский. В этом случае взгляд опускается до линии губ либо просто ниже уровня глаз собеседника. Этот прием способствует легкому и непринужденному общению и используется на приемах, встречах и вечеринках.
  • Деловой. Здесь взгляд фиксируется на уровне лба собеседника. Предполагается, что это создает серьезную атмосферу делового партнерства;
  • Интимный. Человек смотрит не в глаза собеседника, на другие части тела, расположенные ниже лица (до уровня груди). Это говорит о заинтересованности людей друг другом. Интимный взгляд может сопровождаться расширением зрачков (в предвкушении удовольствия).
  • Взгляд искоса. Говорит о подозрительном или критическом отношении к собеседнику.

Глаза, лоб, рот, брови, рот, подбородок, нос — эти части лица лучше всего выражают главные человеческие эмоции. Положительные эмоции (любовь, радость, удивление) можно определить быстрее и проще, сложнее воспринимаются отрицательные эмоции человека (гнев, печаль, презрение). Главную нагрузку в определении истинных чувств собеседника несут губы и брови.

Стили общения с точки зрения психологии

Психология всегда занималась проблемами взаимодействия людей между собой. По мнению психологов, стиль общения обусловлен возможностью человека выбирать те или иные средства поведения в определенной ситуации. Они разделили стили общения на три категории:

  •  гибкий;
  •  ригидный;
  •  переходный.

При гибком стиле человек хорошо ориентируется в обществе, он может адекватно расценить, кто перед ним, быстро понять, о чем идет речь и даже догадаться об эмоциональном состоянии собеседника. При ригидном стиле человек не может быстро проанализировать не только свое поведение, но и поведение собеседника. Он плохо владеет собой и не всегда может выбрать подходящий способ поведения и общения. При переходном стиле у человека присутствуют признаки из двух вышеназванных стилей. Он не до конца понимает, что происходит вокруг него, с кем общается и какой способ взаимодействия лучше выбрать.

Стили общения

Психологические приемы

На каждом из этапов деловой беседы используют некоторые психологические приемы. Прежде всего — это вступление

Изначально важно установить с партнером стабильный контакт. Это позволяет эффективно достичь поставленной цели

Хороший контакт считается половиной успеха проведения соответствующей беседы.

Вступление начинается с момента появления партнеров непосредственно в поле обозрения друг друга. Важными параметрами здесь считается контакт глаз. Например, в европейской культуре тип людей, которые отводят взгляд, считается нечестными, скрывающим что-либо. Но контакт не должен быть чрезмерно пристальным. В противном случае его воспримут, как агрессию. Не стоит смотреть на собеседника безотрывно более 50 секунд. Взгляд лучше держать в зоне «делового взгляда», то есть — нос-глаза-лоб. В некоторых случаях можно создать определенную иллюзию. То есть смотреть собеседнику между бровей. Главное, чтобы общее время контакта глаз составляло порядка 60-70% всей беседы.

Рисунок 1. Взгляд в деловой беседе

Выражение «колючий взгляд» известно многим. Это воспринимается, как агрессия. Ведь при негативных эмоциях у человека сужаются зрачки, а взгляд становится неприятным. При положительных эмоциях происходит наоборот. Поэтому при деловой беседе, когда происходит активный обмен взглядами, лучше контролировать свое эмоциональное состояние.

Самостоятельно отрегулировать ширину зрачков не выйдет. Но взгляд порой выдает истинную оценку или иронию, которую испытывает человек. Понятие «искоса» иногда даже подразумевает интерес. Главное, чтобы действие сопровождалось улыбкой и приподнятыми бровями. Враждебности же присущи опущенные уголки рта и хмурые брови.

Авторитетный стиль общения педагога

«Авторитетные» педагоги отмечаются совершенно противоположной точкой зрения и подходом к обучению. Прежде всего, они избирательны относительно своих воспитанников. Именно они чаще всего склоны к введению различного рода запретов, жестких правил, ограничений, прибегают к наказаниям. Говоря иначе, авторитетный стиль общения педагога – это проявление строгости и непоколебимости. Такой педагог ожидает от своих учеников постоянного и покорного послушания. Прибегая к большому количеству воспитательных мер, при этом все они являются однообразными.

Следует сразу отметить, что подобный стиль приводит к повышенной конфликтности, недоброжелательности в отношениях, а потому создает крайне негативную атмосферу для обучения и воспитания, особенно, школьников. Чаще всего, педагоги прибегают к авторитетному стилю исключительно в благих намерениях как можно лучше воспитать ребенка. С их точки зрения, если сломать детей и добиться максимального эффекта путем подавления «ненужной индивидуальности» своим авторитетом, то можно добиться максимального эффекта в кратчайшие сроки. Тем не менее, такое отношение вызывает у детей чувство отторжения, подавленности и незащищенности, что приводит, чаще всего, к очень негативным последствиям.

перейти наверх

Стили педагогического взаимодействия

Выделяют два стиля педагогического взаимодействия между ребенком и педагогом:

  1. Субъектно-объектное взаимодействие,
  2. Субъектно-субъектные отношения

Субъектно-объектное взаимодействие. При данном стиле взаимодействия педагог – субъект, а ребенок (ученик или воспитанник) – объект. Педагог выступает как организатор педагогического процесса, а ребенок как исполнитель задач и требований, поставленных перед ним педагогом.

При правильно организованном субъектно-объектом взаимодействии у ребенка формируются такие качества как: дисциплинированность, ответственность, уважительное отношение к педагогу; ребенок получает необходимые знания, умения и накапливает опыт. Однако отрицательным момент является то, что при таком стиле взаимодействия у детей возможно снижение мотивации к педагогическому процессу, так как от ребенка не требуется проявление инициативы, ограничена самостоятельность.

Субъектно-субъектные отношения. Противоположны субъектно-объектному взаимодействию, так как дети выступают при таком стиле взаимодействия как равные участники педагогического процесса. Педагогический процесс направлен на развитие таких способностей у детей как инициативность, коллективизм, нестандартное мышление, творчество и т.п. В итоге вся осуществляемая деятельность приобретает для ребенка личную значимость, формируя у него активность и самостоятельность.

Педагог, имеющий личностно-ориентированную установку педагогического взаимодействия способствует развитию у ребенка сознательности, формированию личного «Я» во взаимосвязи с другими членами общества. Общение с детьми в рамках данного подхода ведется в диалоге, педагог не ставит себя выше детей.

Теория авторитарного воспитания

Под таким стилем подразумевается полная диктатура. Ребенка держат под очень строгим контролем, так сказать «в ежовых рукавицах», запрещая практически все, что может приносить ему радость.

Если представить себе метод «кнута и пряника», то, в данном стиле авторитарного воспитания пряника нет вообще, только кнут. Фактически, единственное, чем родители берут, это наказаниями, которых ребенок страшно боится.

Этот метод всегда вызывал среди деятелей педагогики жаркие споры, деля ученных на два лагеря. В первом доказывали, что это приносит положительные результаты, развивая в отпрысках послушание, добропорядочность и организованность. Вторые же напротив, высказывались категорически против авторитарного типа воспитания, объясняя это тем, что такие дети вырастают с некими психическими отклонениями и полностью подавленной волей.

Так какие же на самом деле можно выделить положительные и отрицательные стороны такого метода?

Функции различных стилей общения

Впервые в психологии заговорили о стилях общения в 1939 году. Психолог Курт Левин возглавил группу ученых, занимавшихся исследованием лидерства. В рамках исследования группу учащихся поделили на три команды, каждую из которых возглавлял человек, использующий определенный стиль педагогического общения:

Авторитарный, когда педагог единолично принимает и отменяет решения. К мнению учащихся не прислушивается. Преобладающими методами побуждения являются приказы, замечания, наказания. Данный стиль позволяет максимально быстро реагировать на изменение обстоятельств.

Авторитарный стиль управления не допускает инакомыслия

  • Демократический, когда преподаватель принимает решения, учитывая мнение группы. Управление осуществляется через просьбы и пожелания. Это позволяет создать психологически комфортную атмосферу для участников группы.
  • Либерально-попустительский, когда воспитатель стремиться свести уровень своего участия в жизнедеятельности класса к минимуму. Ученикам предоставляется полная свобода в принятии решений и контроле над их выполнением.

Исследование показало, что попустительский стиль общения оказался наименее эффективным. Дети требовали от лидера указаний, теряли мотивацию к учебе и крайне неохотно взаимодействовали сообща.

Обратите внимание! Нельзя утверждать, что либеральный стиль взаимодействия с подчиненной группой людей всегда будет давать плохие результаты. Так, в семье, где родители придерживаются исключительно авторитарного стиля воспитания, дети вырастают со слабой жизненной позицией или повышенной агрессивностью

Демократический стиль требует много времени для совместного принятия решений. В идеале нужно уметь переключаться с одного стиля общения на другой в зависимости от ситуации.

В педагогике и управленческой деятельности до сих пор применяют наработки К. Левина. Также при определении стилей делового общения используют классификацию С. Братченко.

Особенности стилей:

  • Диалогический стиль – сотрудничество на равных.
  • Авторитарный – человек стремится к постоянному доминированию над окружающими.
  • Альтероцентричный – принесение своих интересов в жертву ради интересов остальных участников взаимодействия.
  • Конформный – характеризуется ориентированностью индивида на подражание, подстраивание под партнера.
  • Манипулятивный – окружающие выступают лишь средством достижения личных целей.
  • Индифферентный – уход от общения как такового, ориентация на «сугубо деловые» вопросы.

Дополнительная информация. Характерный для себя стиль межличностного общения можно выявить, пройдя опросник С. Л. Братченко, индивидуальный типологический опросник Л.Н. Собчик.

Мимика и жесты

Как человек доносит информацию до собеседника? Какую-то часть он передает вербально, а другую – невербально. Мимика и жесты иногда говорят красноречивей, чем слова. Манеры общения с людьми можно выработать осознанно. Конечно, первое время будет сложно контролировать невербальные сигналы. Но со временем можно натренировать свои жесты. Например, когда вы общаетесь с незнакомыми вам людьми, на подсознательном уровне хочется от них закрыться. Но не стоит идти на поводу у своего тела, не перекрещивайте ни руки, ни ноги. Принимайте открытые позы. Благодаря этому простому трюку вы почувствуете себя раскрепощенным, а собеседники будут воспринимать вас как уверенного и общительного человека. Если вас что-то изумляет во мнении оппонента, не нужно рисовать это на лице. Яркая мимика уместна при разговоре с друзьями, но не при общении среди малознакомых людей. Некоторые личности могут воспринять ваш ошарашенный вид как несогласие с их жизненной позицией.

Методы и стили

  1. Авторитарный стиль педагогического общения. Дети сидят и слушают, как учитель или воспитатель рассказывает об определённой, подготовленной заранее, теме. Они делают записи и стараются запомнить то, что им говорят. Очень популярен этот метод в университетах и школьных классах с большим количеством учеников. Но чем меньше группа, тем менее эффективна такая форма обучения.
  2. Демонстрационный стиль. Очень похож на предыдущий, педагог всё ещё главная фигура, но помимо устного материала, применяются ещё и наглядные демонстрации, презентации, практические задания. Для предметов, связанных с искусством — это идеальный подход. Тем не менее, слабое место у этого стиля педагогического общения такое же, как у предыдущего, — нехватка личного общения между взрослым и ребёнком, что не помогает удовлетворить индивидуальные потребности детей.
  3. Демократический стиль педагогического общения опирается на инициативу детского коллектива и активные методы его мотивации к самообучению. В отличие от авторитарного стиля, педагог задаёт детям вопросы, а не даёт ответы. Цель — помочь детям познать что-то глубже с помощью самостоятельного изучения, а также выработать умение решать проблемы. Лучше всего эта техника применима в малых группах, потому что учитель или воспитатель должен общаться с каждым лично, что становится практически невозможным с увеличением количества детей.
  4. Групповой метод. Подходит для тех школьных предметов, которые требуют совместной работы детей, например, лабораторной по физике. Педагог выполняет роль наблюдателя, поощряя взаимодействие школьников друг с другом, в процессе которого и происходит обучение новым знаниям. Этот стиль популярен, но у него есть большой минус — пассивная роль самого педагога из-за того, что он перестаёт быть главной фигурой на занятии.
  5. Либеральный стиль педагогического общения. Предпочитают его те, кто избегает ответственности. Учитель или воспитатель выполняет свои обязанности только формально и самоустраняется от реального руководства. Более того, он не выполняет воспитательные функции, ограничиваясь лишь формальным обучением чему-то. Чаще всего в основе такой тактики невмешательства лежит равнодушие и незаинтересованность в детях и их проблемах. Со временем такой педагог теряет авторитет, контроль над классом или группой и дисциплина на его занятиях падает.
  6. Гибридный метод. Это — попытка учесть всё и сразу: личные предпочтения, индивидуальность и интересы каждого ребёнка. Педагог пытается успеть всё и сразу, подстроиться под каждого. Часто это негативно сказывается на самом образовательном процессе.

Что такое акцентуация

Когда отдельные черты характера чрезмерно усилены – это называется акцентуацией характера. С психологической точки зрения такое состояние является крайним вариантом нормы, а не психическим заболеванием. Однако при этом некоторые черты характера заострены и выражены так сильно, что приводят к дисгармонии личности.

Эта особенность накладывает отпечаток на поведение и поступки человека, что отражается на всех сферах отношений: к себе, к другим людям, к труду, к вещам. Акцентуация характера наиболее распространена среди подростков. Так, среди обследованных представителей молодежи 95 % оказались с акцентуацией разной степени выраженности. А вот среди людей старшего поколения доля акцентуированных снизилась до 60 %. Поскольку с возрастом удается сгладить нежелательные черты характера.

Интуитивный стиль

Приверженцы этого стиля — корпоративные мыслители, которые стараются наскоком погрузиться в суть задачи, не забивая голову деталями. Они с трудом воспринимают пошаговое описание процесса, считая каждый пункт избыточной информацией.

Плюсы стиля. Эффективность «интуитов» заключается в том, что они сразу же отмечают ключевые аспекты. Они не тратят время на пустые разговоры, а общаются только по делу. Такие сотрудники получают удовольствие от новых вызовов и способны у себя в голове выстроить общую картину происходящего. По этим причинам интуитивно развитые работники являются незаменимыми участниками мозговых штурмов.

Минусы стиля. Некоторые задачи требуют более вдумчивого погружения в детали, на что не способны «интуиты»

При отсутствии важной и актуальной на данный момент информации они могут упускать из виду ключевые моменты

Что делать его обладателям. «Интуитам» трудно понять своих коллег, которые одержимы цифрами, статистикой и выполняют свою работу методично и строго по пунктам

Вот что Мерфи советует таким руководителям: «Если в вашем подчинении находятся работники с другим типом общения, то во время совещания попросите их говорить кратко, акцентируя внимание на самом главном. При этом стоит помнить, что некоторые сотрудники могут испытывать беспокойство, если вы не позволите им подтвердить свои слова точными данными»

Виды педагогических стилей общения

Типы темперамента человека и их краткая характеристика

Умение преподавателя находить общий язык с учащимися демонстрирует его профессиональную компетентность. На выбор стиля общения влияют возраст учеников, их поведение и характер излагаемой информации. При выборе стратегии поведения важную роль играет отношение учителя к подопечным: положительное, отрицательное или пассивное.

В работе с учениками существуют различные стили педагогического общения: демократический, авторитарный и либеральный. Дополнительно выделяют смешанный тип, который строится на основе 3-х базовых стилей.

Демократический

Демократический стиль – это общение с воспитанниками, в основе которого лежат взаимопонимание и обоюдное сотрудничество. Педагог стремится к диалогу с учениками, помогает им правильно формулировать свои мысли. Главная задача – снять эмоциональное напряжение аудитории и расположить к себе подопечных.


Учитель вместе с детьми

Педагог-демократ всегда подбадривает и поддерживает, его критика звучит в форме рекомендаций. Это тот стиль педагогического общения, который в психологии считают самым продуктивным. Ребенок на уроке чувствует себя комфортно, ему проще реализовать свой потенциал.

Недостаток подобного общения в том, что поведение учеников не устойчивое и может меняться. Со временем дети перестают соблюдать дистанцию и провоцируют конфликтные ситуации. Их действия обоснованы тем, что они воспринимают преподавателя наравне с собой и не опасаются его реакции.

Обратите внимание! Зачастую молодые преподаватели выбирают демократичный стиль, это типичная ошибка, которая портит дисциплину. Если сразу же не заявить о своих правах, в будущем дети не смогут перестроиться и будут регулярно игнорировать правила поведения

Авторитарный

Общение в авторитарном стиле характеризуется четко выстроенной иерархией, где педагог занимает руководящую позицию. Учитель самостоятельно решает все воспитательные вопросы, задает правила поведения и четкие цели. В данном случае учитель – это руководитель, который иногда перерастает в диктатора. Авторитарный педагог оценивает детей поверхностно, ориентируясь только на успеваемость, не учитывая их творческий потенциал.

Под авторитарным управлением ученики способны выполнить большое количество заданий, но не по своей воле, а из-за опасения столкнуться с критикой педагога. В таких условиях дети не могут проявить инициативу, раскрыть свои возможности. Из этого формируется главный недостаток авторитарного поведения – чувство давления и ограничения, которые вызывают протест учеников.


Строгий учитель у доски

Либеральный

Выбирая либеральный стиль, преподаватель старается ограничить степень своей ответственности. Зачастую педагог-либерал поверхностно выполняет свои обязанности, избегая необходимости руководить и воспитывать детей. В такой ситуации учитель только доносит информацию, не принимая участия в жизни коллектива.

Нейтралитет – наиболее точное определение либерального стиля. Злоупотребляя таким поведением, педагог теряет уважение и пускает процесс обучения на самотек. Со стороны подопечных формируется неуважительное отношение, снижаются успеваемость и дисциплина.

Смешанный тип

Базовые стили общения педагога с детьми практически не используются в чистом виде, зачастую они совмещаются между собой. Смешанный тип – это единство двух стилей, чаще всего соединяют демократию с либерализмом или авторитарным поведением. Например, «демократ» на уроках взаимодействует с детьми, а во время экзаменов проявляет себя в роли руководителя.

Обратите внимание! Авторитарное и либеральное поведение – противоположные понятия, которые не совмещаются в одной системе поведения. Нельзя одновременно руководить и отстранять себя от ответственности

Либеральный стиль общения педагога

Данный стиль характеризуется безответственностью, низкой инициативой и настойчивостью со стороны педагога. Также наблюдается непоследовательность в выдвигаемых им требованиях, отсутствие решительности, необходимой в случае возникновении сложных ситуаций. «Либеральный» педагог способен в одно мгновение выдвинуть какое-либо требование или правило своим воспитанникам и тут же, позабыв о нем, придумать новое, совершенно противоположное предыдущему.

Чаще всего либеральный стиль общения педагога выражается зависимостью оценок деятельности воспитанников сквозь призму личного настроения педагога. Часто он переоценивает способности своих учеников, не проверяет насколько были выполнены предъявленные к заданию требования. Если у самого педагога хорошее настроение – дети получают хорошие оценки, в обратном случае – плохие.

Несмотря на все, такой преподаватель всегда доброжелателен к своим воспитанникам, всегда общается ласково и сдержано, каждого из них воспринимает как обязательно честного и хорошего человека.

Следует отметить, что особенность педагогического общения не является чем-то заранее предопределенным или выбранным, а формируется в процессе жизнедеятельности педагога. Таким образом, нельзя утверждать о том, что кто-то принимает полностью демократичный или полностью авторитетный стиль. Чаще всего встречаются смешанные варианты, например, демократичный и либеральный, или же демократичный и авторитетный.

Большую роль играет психолого-педагогические отношения индивида. Дальнейшая тактика общения и преподавания зависит во многом от личностного опыта педагога. На его стиль общения влияет непосредственное отношение с воспитанниками, умение общаться с ними в неформальной обстановке, общение с другими педагогами, представителями различных органов общественности и контроля за образованием. Следует отметить, что также значимой является компетенция самого педагога относительно детской психики, особенностей развития детей в определенном периоде жизни, умения наладить с ними доверительный контакт.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий